анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Никитченко Татьяна Михайловна

 Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.

Готовясь  к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова  Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поняли – надо, что бы в неё поверили”.

Поэтому стараюсь организовать общение школьников таким образом, чтобы создать условия для их самовыражения, самоопределения, самопознания.

Основной замысел проведённого мною урока заключается в том, чтобы создать такую образовательную среду, в которой каждый имел бы возможность для творческой самореализации, обретая опыт жизненного созидательного успеха.

Так как класс сильный, то я постараюсь дать возможность свободного выбора ребёнка на ценность совремённой, общечеловеческой культуры.

В ходе урока планировалось достижение следующих целей и задач:

- закрепить понятие, связанное с изменением агрегатных состояний вещества (плавление,  кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчёта количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации.

- решать задачи на применение формул для расчёта Qработать с таблицей физических величин, строить и читать графики процессов.

- развивать умения наблюдать сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов.

Я избрала для этого урок – обобщение, где выполнялись работы со словарём физических терминов, разминка,  литературная пауза, самостоятельная работа – активное и сознательное усвоение учебного материала.

Использовала те технологии, которые в процессе деятельности дали положительный результат, близки  мне, использовала принципы : последовательность, системность, преемственность.

Они соответствовали принципам личностно-ориентированного подхода к задачам  урока.

Для того, чтобы работал весь класс использовала технологию           и поставила задачу повторить и обобщить знании через работу  со словарём физических терминов. Получили слова- знания и интерес. Поставила занимательные опыты, где сразу же привлекла внимание учащихся. Фронтальный опрос  определил усвоение учащимися изученного ранее  материала.

В ходе элективной беседы  определила степень сформировавшихся умений и навыков , проводя разминку.

Для того, чтобы на уроке прослеживались разные формы работы, учитывая темп класса я включила связь физики с литературой, произведение Ж.Верна «Дети капитана гранта»  этим я актуализировала и обогатила субьектный опыт учащихся.

По  алгоритму решения выполнили задачу и чтоб проверить понимание и усвоение темы, я дала самостоятельную работу. Это дало возможность проверить, как учащиеся сопоставляют, сравнивают и обобщают  результаты работы с учебником.

Мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленные мною цели и задачи. Проведённое занятие было направленно на то чтобы представить физику как науку, как огромное культурное достижение, дающее учащимся уникальный по своей мощности способ понимания мира. Чтобы учеников убедить в том, что физика способна дать надёжные знания, но их получить можно только через исследовательские наблюдения, эксперименты; чтобы воспитывать чувство сопричастности к общему делу,  чтобы каждый ученик мог проявить свои индивидуальные способности, чтобы формировалась положительная: « я - концепция» ученика, чтобы создать такую образовательную среду, в которой каждый имел бы возможность для творческой самореализации, возможность свободного выбора ребёнка на ценности современной общечеловеческой культуры.

Достоинство проведённого урока заключается в том, что работает весь класс, дети приобретают опыт жизненного созидательного успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spektry_i_spektralnye_apparaty.pptx_11kl.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спектры . спектральный анализ. Спектральные аппараты Физика 11 класс Учитель физики МОУ «СОШ № 15 п. Березайка» Сокирко С.П.

Слайд 2

Источники излучений

Слайд 3

Виды спектров

Слайд 4

Сплошной спектр Это спектры, содержащие все длины волны определенного диапазона. Излучают нагретые твердые и жидкие вещества, газы, нагретые под большим давлением. Одинаковы для разных веществ, поэтому их нельзя использовать для определения состава вещества

Слайд 5

Линейчатый спектр Состоит из отдельных линий разного или одного цвета, имеющих разные расположения Испускается газами, парами малой плотности в атомарном состоянии Позволяет по спектральным линиям судить о химическом составе источника света

Слайд 6

Полосатый спектр Состоит из большого числа тесно расположенных линий Дают вещества, находящиеся в молекулярном состоянии

Слайд 7

Спектры поглощения Это совокупность частот, поглощаемых данным веществом. Вещество поглощает те линии спектра, которые и испускает, являясь источником света Спектры поглощения получают, пропуская свет от источника, дающего сплошной спектр, через вещество, атомы которого находятся в невозбужденном состоянии

Слайд 8

Примеры спектров http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9da42253-f827-46b6-b37f-a7c9379ae49f/9_123.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9276d80c-17e7-4615-8bed-8a5c19e34f0f/9_121.swf Opera - [New Page 2]

Слайд 9

Спектр метеора Навести очень большой телескоп на короткую вспышку метеора на небе почти невозможно. Но 12-го мая 2002 года астрономам повезло - яркий метеор случайно пролетел как раз там, куда была направлена узкая щель спектрографа на обсерватории Паранал . В это время спектрограф исследовал свет.

Слайд 10

Спектральный анализ Метод определения качественного и количественного состава вещества по его спектру называется спектральным анализом . Спектральный анализ широко применяется при поисках полезных ископаемых для определения химического состава образцов руды. С его помощью контролируют состав сплавов в металлургической промышленности. На его основе был определен химический состав звезд и т.д.

Слайд 11

Спектроскоп Для получения спектра излучения видимого диапазона используется прибор, называемый спектроскопом , в котором детектором излучения служит человеческий глаз.

Слайд 12

Устройство спектроскопа В спектроскопе свет от исследуемого источника 1 направляется на щель 2 трубы 3 , называемой коллиматорной трубой. Щель выделяет узкий пучок света. На втором конце коллиматорной трубы имеется линза, которая расходящийся пучок света преобразует в параллельный. Параллельный пучок света, выходящий из коллиматорной трубы, падает на грань стеклянной призмы 4 . Так как показатель преломления света в стекле зависит от длины волны, то параллельный поэтому пучок света, состоящий из волн разной длины, разлагается на параллельные пучки света разного цвета, идущие по разным направлениям. Линза 5 зрительной трубы фокусирует каждый из параллельных пучков и дает изображение щели в каждом цвете. Разноцветные изображения щели образуют разноцветную полосу — спектр.

Слайд 13

Исследования с помощью спектроскопа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aaf2f40a-ba0d-425a-bd93-884731b13b87/9_158.swf

Слайд 14

ТИПЫ СПЕКТРОМЕТРОВ Эмиссионный спектрометр для анализа свинцовых и алюминиевых сплавов. Лазерно-искровой спектрометр (ЛИС-1)

Слайд 15

Спектр можно наблюдать через окуляр, используемый в качестве лупы. Если нужно получить фотографию спектра, то фотопленку или фотопластинку помещают в том месте, где получается действительное изображение спектра. Прибор для фотографирования спектров называется спектрографом.

Слайд 16

Новый спектрограф NIFS готовится к отправке в обсерваторию Gemini North (фото с сайта www.mso.anu.edu.au)

Слайд 17

Типы спектрографов Спектрограф высокоразрешающий NSI-800GS Спектрограф/монохроматор средней мощности

Слайд 18

Спектрограф HARPS

Слайд 19

Спектральная чувствительность глаза человека

Слайд 20

5. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов Излучение какого тела является тепловым? Лампа дневного света Лампа накаливания Инфракрасный лазер Экран телевизора А Б В Г

Слайд 21

Исследователь с помощью оптического спектроскопа в четырех наблюдениях видел разные спектры. Какой из спектров является спектром теплового излучения? 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов: А Б В Г

Слайд 22

2. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов только азота (N) и калия (К) только магния ( Mg ) и азота (N) азота (N), магния ( Mg ) и другого неизвестного вещества магния( Mg ), калия (К) и азота (N) На рисунке приведен спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения паров известных металлов. По анализу спектров можно утверждать, что неизвестный газ содержит атомы А Б В Г

Слайд 23

3. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов Для каких тел характерны полосатые спектры поглощения и испускания? Для нагретых твердых тел Для нагретых жидкостей Для разреженных молекулярных газов Для нагретых атомарных газов Для любых перечисленных выше тел А Г Д В Б

Слайд 24

6. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов водорода (Н), гелия (Не) и натрия ( Na ) только натрия ( Na ) и водорода (Н) только натрия ( Na ) и гелия (Не) только водорода (Н) и гелия (Не) На рисунке приведен спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения атомов известных газов. По анализу спектров можно утверждать, что неизвестный газ содержит атомы: А Б В Г

Слайд 25

4. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов Для каких тел характерны линейчатые спектры поглощения и испускания? Для нагретых твердых тел Для нагретых жидкостей Для разреженных молекулярных газов Для нагретых атомарных газов Для любых перечисленных выше тел А Б В Г Д

Слайд 26

Ресурсы http://www.mso.anu.edu.au/nifs/pics/aug04_4.jpg http://img.gazeta.ru/files3/178/3411178/pls5.jpg http://www.nanospectrum.ru/images/NSI-600GS%20%203-1.jpg http://www.nanospectrum.ru/images/400-22.jpg