Занимательная игра «Звездный час»
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме

Внеклассное мероприятие  по физике в 9 классе, которое можно провести в рамках предметной недели или на уроке повторения и закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_fizike.docx1 байт
Файл igra_po_fizike.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике для 9 классов

Занимательная игра «Звездный час»

 

l-й тур. Теоретическая разминка для всех участников.

 

За каждый верный ответ выдаётся жетон. 

  1. Перед вами скрытый портрет великого русского учёного, который одним из первых перевёл, дополнил европейский учебник физики и первым стал преподавать эту науку в известном учебном заведении. (М.В. Ломоносов).
  2. В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины? (В трёх рубашках)

  1. Ускорится ли таяние льда в тёплой комнате, если его накрыть шубой? (замедлится,    так как шуба плохой проводник тепла ).  
  1.   Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину)
  2.  Как на ощупь (в темноте) можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?
  3. Какой энергией обладает летящий самолёт?
  4. Какое изменение произошло с атомом кислорода, если он превратился в положительный ион?
  5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  6. Многие люди страдают заболеваниями глаз - дальнозоркостью и близорукостью. У дальнозорких изображение предмета фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, а у близоруких - наоборот. Скажите, людям дальнозорким нужны очки с какими линзами - выпуклыми или вогнутыми и почему? (выпуклые - такие линзы собирающие, изображение передвинется на сетчатку).

 

 

2-й тур. «Отгадайки. «Заморочки из черного ящика ».

                     Оборудование яблоко, воздушный   шар, стеклянная палочка, ножницы, термометр,    термос 

 

Каждой команде задаётся вопрос (наводящий) о предмете, который находится в «чёрном ящике». Все вопросы сопровождаются показом предметов после ответа.

1.         Существует предание, что именно этот предмет помог великому физику в 17 веке открыть свой знаменитый закон. (яблоко - Исаак Ньютон).

2.         При помощи этого предмета можно провести самый настоящий опыт по

            демонстрации реактивного движения.     (воздушный   шар     надуть и

продемонстрировать явление).

3.         На этом предмете можно получить известным способом положительный заряд. (стеклянная палочка).

4.         В этом механизме, который имеется у каждого в доме, сосредоточены удивительно простые правила рычагов. (ножницы).

5.         В этом сложном физическом приборе применено свойство изменять объём жидкости от воздействия на неё температуры. (термометр).

     

7.         Это один из сложнейших физико-бытовых приспособлений, в котором применяются свойства: конвекции, излучения, теплопроводности, которые позволяют сохранить в нём вещество в данном состоянии продолжительное время? (термос).

3 -й тур. Игра капитанов.

Напишите за одну минуту как можно больше физических формул и объясните, что можно по ним рассчитать.

Побеждает команда, которая набрала большее количество жетонов, дающих право на «Разовую» оценку по физике.

Промежуточное подведение итогов.

 Наш необычный аукцион подходит к концу, но физические тайны не закончились , мы предлагаем вам посмотреть занимательные опыты.

 

 

 4-ый тур: “Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать”

В этом туре участники смотрят опыт и затем его объясняют.

Несгораемый мешок с деньгами.

Для опыта берут 5–10 монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают над пламенем спиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передаётся меди, а ткань не успевает загореться

Ныряющее яйцо.

Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему? Так как плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако на поверхности яйца начинается химический процесс между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Варёное яйцо “вползает” в бутылку.

Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?

Опыт по свободному падению

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее? Где нужно отпустить эти листы бумаги, что бы они упали одновременно?

Объяснение:  на листы действуют две силы: сила тяжести вниз и сила сопротивления воздуха вверх. Скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

5-ый тур «Физика в пословицах»

Играющие должны объяснить физический смысл пословиц и поговорок.

(Можно дать задание придумать и объяснить)

1.Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”?

Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.

2.Что имеют в виду, когда говорят: “Пошло дело, как по маслу”?

Ответ. Уменьшение силы трения.

3.О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?

Ответ. Несмачиваемость.

4.На какое явление намекает поговорка: “Как соломинка и янтарь”?

Ответ. Электризация тел.

5.Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?

Ответ. Полярное сияние.

6.О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?

Ответ. Тень.

7.Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?

Ответ. Интерференция.

8.О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?

Ответ. Эхо.

9.Какое физическое  явление скрыто в предложении:

 “Ветер снег съедает”?

Ответ. Испарение.

10.О чём говорит пословица: “Правда, что масло везде наверх всплывает”.

Ответ. Несмачиваемость.

11.О каком явлении идёт речь в поговорке : “Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде”?

Ответ. Относительность движения.

6 –ой тур «Знаете ли вы великих физиков?»

  1. Он  жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что он при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Он  ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, он уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”.( Архимед)

  1. Он  родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Он  придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.(Ньютон)

  1. Он  жил в IV веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов. Его  называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука. (Галилей)

 7-ой тур: “Чёрный ящик”

В чёрный ящик помещается прибор, который показывают только зрителям. Затем из зала дают подсказки (жестами, молча), а участник должен угадать какой это прибор и рассказать, как им пользоваться, для чего применять и т.д.

 Оборудование: линза, градусник, вольтметр, камертон

Подведение итогов игры, награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приложение к игре "Звездный час математики"

разработка мероприятия "Звездный час математики"...

Сценарий игры "Звездный час" по истории древнего мира

Такой урок рекомендую проводить после изучения истории стран Древнего Востока (как повторительно-обобщающий), а также это может быть внеклассное мероприятие по истории. Детям нравится. ...

Игра " Звездный час"

Разработка внеклассного мероприятия,посвященного Дню космионавтики....

Занимательная игра «Звездный час»

Игра "звездный час" по теме: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Проводилась как урок повторение данной темы....

Игра "Звездный калейдоскоп"

Данная игра создана по типу телевизионной передачи "Своя игра" посвящены вопросам о космосе и проводится как внеклассное мероприятия по физике в 9-11 классах...

Занимательная игра по математике: "Звездный час"

Материал содержит сценарий проведения внеклассного мероприятия по математике,5-6 классы.Цель игры: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремлени...