Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.
методическая разработка по физике (5 класс) на тему

Представленные прёмы организации работы учащихся на уроке взяты из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_fiziki.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках              физики.

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

                                  В.А. Сухомлинский.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Здоровье - мера реализации потенциалов здорового образа жизни. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются - телесные, психические и духовно-нравственные. В процессе воспитания человека в семье и в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

           Физика изучается в среднем и старшем звене, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов физика определяется  девятью баллами. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные нагрузки. Перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету через  здоровьесберегающие  технологии. Включение в уроки элементов этих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

В своей работе я часто использую метод организации групповой деятельности учащихся на уроке, который мы с ребятами назвали «Колесо».

Задачи, которые можно решить, используя данный метод:

  • самостоятельное изучение учащимися нового материала, не несущего особой сложности;
  • отработка умений и навыков;
  • организация взаимоконтроля и контроля;
  • решение задач;
  • организовывает двигательную активность современного школьника.

Организация работы такова:

Работа с учебным материалом учащимися происходит по учебнику или по дидактическим карточкам с последующим пересказом (объяснением) материала сначала соседу по парте, а затем другим учащимся с передвижением по одному из вариантов. Схемы передвижения учащихся можно менять.

I вариант.

Схема «внутреннего колеса»

        

        II вариант.

          Схема «внешнего колеса»

        

                   III вариант.

          Схема «левого малого колеса»

        

      IV вариант.

          Схема «правого малого колеса»

        

В этом методе можно предложить ещё очень много вариантов передвижения учащихся при изучении учебного материала.

Перемещение учащихся, сидящих за одной партой, образует динамическую диаду (пару), которая может передвигаться как по часовой, так и против часовой стрелки.

Каждой диаде даётся дидактический материал, реализующий поставленную цель урока, причём даются по две одинаковые карточки( одинаковыми заданиями или с одинаковыми задачами) каждой диаде.

        

        и  так далее…

Первый этап – решение диадой поставленной перед ними задачи.

                            На этом этапе учащиеся имеют право обратиться за

                            консультацией  к учителю.

Второй этап – допуск к общению (оперативный контроль) учителем.

Третий этап – передвижение учащихся согласно установленной схемы.

                            На этом этапе учащиеся меняются заданием.

                            Учащиеся выполняют задания, при затруднениях

                            имеют возможность обратиться к соседу по парте, учителю.

                            Третий этап повторяется до тех пор, пока учащиеся не вернуться

                            на своё место.

Если даны задания трём диадам, то схемы заданий будут такими:

После шага №1.                         После шага №2.                После шага №3.

     

        

После шага №4

Четвёртый этап – контроль учителем правильности и

                            добросовестности выполненной работы.

Контроль проводится учителем. Это может быть тест на соответствующую тему, вызов к доске по карточке (смотри приложение №1), физический диктант, самооценка, взаимооценка и т. д.  Хочу заметить, что контроль здесь нужно проводить обязательно, о чём вначале урока должны быть предупреждены учащиеся.

Данный метод имеет свои положительные преимущества:

  • позволяет снять эмоциональное напряжение учащихся;
  • создаёт  двигательную активность современного ребенка;
  • даёт возможность длительно поддерживать умственную

           работоспособность на высоком уровне и

           предупреждать преждевременное утомление.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Приложение №1.

Контроль проводится по карточкам.

Карточка №1   « Делегат».  Эта карточка  даёт право учащимся группы

                                                  самим выбрать учащегося для защиты взаимооценки.

                                                  В случае не подтверждения оценки учащимся

                                                  всей группы снижается оценка на 1 балл.

Карточка №2  «Выбор».      В случае, если группа вытаскивает эту

                                                  карточку, учитель сам вызывает учащегося

                                                  из группы для защиты оценки.

                                                          В случае не подтверждения оценки учащимся

                                                  всей группы снижается оценка на 1 балл.

Карточка №3 «Доверие».    Взаимооценки выставляются без защиты.

 Приложение №2.

                                                              План - задание

Шаг №1

Прочитайте параграф.

Выделите основную и иллюстрированную части текста.

Шаг №2

Перескажите основную и иллюстрированную части текста с открытым учебником своему соседу по парте.

Шаг №3

Перескажите товарищу весь материал параграфа с закрытой книгой, но если необходимо откройте её.

Шаг №4

Перескажите параграф, не пользуясь учебником.

Выставите взаимооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физики

Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики"

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, с...