Урок физики в 7 классе по теме «Плотность. Измерение плотности твердого тела»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Цель урока:- повторить понятия «плотность вещества», «единицы измерения плотности»; - способствовать формированию у учащихся представлений о практическом измерении плотности твердого вещества;
- рассмотреть способы измерения плотности смеси, применение смеси в быту, промышленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_7_klasse_po_teme_plotnost._izmerenie_plotnosti_tela.doc | 570.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2014»
Урок физики в 7 классе по теме:
«Плотность.
Измерение плотности твердого тела»
Лучиной
Татьяны Владиславовны
учителя физики
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей
города Узловая Тульской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | Плотность. Измерение плотности твердого тела. |
Цели урока | - повторить понятия «плотность вещества», «единицы измерения плотности»; - способствовать формированию у учащихся представлений о практическом измерении плотности твердого вещества; |
Словарь урока (термины и понятия) | - плотность вещества, весы, мензурка, смеси веществ. |
Тип урока | -комбинированный |
Форма урока | -урок с элементами исследования |
Методы обучения | -проблемно-поисковая беседа; -фронтальный опрос; - метод научного познания; -метод эмоционального стимулирования учения. |
Виды и типы познавательной деятельности |
|
Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | - выдвижение гипотез и их обоснование; - поиск и выделение необходимой информации; - рассуждение, измерение, сравнение, анализ; -систематизация учебного материала; -объяснение наблюдаемых явлений; -решение экспериментальных задач; -работа с раздаточным материалом; -экспериментальное измерение плотности смеси веществ. |
Оборудование | - проектор; - электронные весы; - мензурка; - набор сырых и сухих овощей; - вода. |
Планируемые результаты
| -формирование представления о плотности вещества, плотности смеси; - умение практическим способом измерять плотность вещества; - использование приобретенных знаний о свойствах плотности веществ на практике (оценивание значимость приобретенных знаний) |
| - формирование умения работать по алгоритму; - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности; -освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение исследовательскими, поисковыми методами решения проблем; - приобретение опыта сотрудничества с одноклассниками через работу в группах; - формирование умений выражать свои мысли; - развитие монологической и диалогической речи, умения и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. |
3. Личностные результаты | - формирование познавательного интереса к учебному материалу; - самостоятельность в приобретении практических умений; -формирование ценностного отношения друг к другу, учителю. |
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА
Исходные факторы урока (дидактическая ситуация) | Производные факторы урока (методическое решение) | |
- закрепить понятия «плотность вещества», «единицы измерения плотности вещества»; - способствовать формированию у учащихся представлений о смеси веществ, их физических свойствах; - рассмотреть способы измерения плотности и практическое применение смесей веществ в быту, промышленности. |
| |
|
| |
|
| |
|
| |
На уровне знания учащийся:
| На уровне понимания учащийся:
| На уровне применения учащийся:
|
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Время | Деятельностный компонент урока (на уровнеУУД) | ||
Действие учителя | Действие учеников | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационно-мотивационный этап | 1/ | - Здравствуйте! Садитесь. (Проверяет готовность к уроку.) | Приветствуют учителя, занимают рабочие места. | -формулируют суждения; -анализируют информацию; -приводят примеры из жизни -выдвигают гипотезы и выполняют их обоснование |
3/ | - На прошлых уроках мы познакомились с понятием «Плотность вещества», с её единицами измерения, научились рассчитывать плотность по известным величинам. ( Работа с презентацией). | ||||
Слайд 1. Цель нашего урока: научиться практически, определять плотность твердого вещества. Многие спорят и хотят выяснить, какой овощ самый сытный, вкусный, твердый. Как проверить эту гипотезу? | Высказывают предположения: откусить, потрогать, пощупать. измерить плотность вещества. | ||||
1 | Организационно-мотивационный этап | Слайд 2. Сформулируйте тему урока… | «Плотность. Измерение плотности твердого тела». | ||
- Какие овощи у вас на столе? | - Свекла, морковь, картошка. | ||||
- Найдите в таблице плотность этих овощей… | Находят таблицу в учебнике, стр. 51, но плотности овощей там нет, нет там и плотности фруктов. | ищут и выделяют необходимую информацию | |||
- Почему в таблице плотности нет данных для овощей? | - У овощей и фруктов плотность не постоянна. | проводят логичес-кое рассуждение | |||
- Назовите в чем причины этого явления? | -Испарение, влажность, в результате чего масса и объем меняются. | ||||
- Какие задачи урока? | - Определить плотность овощей; - измерить плотность овощей; - сравнить плотности сухих и сырых овощей; -проанализировать причины изменения плотности веществ. | формулируют учебную задачу на основе уже известного материала | |||
2 | Процессуально-содержательный этап | 5/ | Слайд 3. Чтобы качественно выполнить работу, нужно повторить теорию по теме «Плотность вещества». Ученик вправе выбрать, тест какой сложности ему выполнять, на «3, на «4» или «5». Приложение 1. Слайд 4- 5. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание тестового вида, меняются листочками, выставляют оценку в соответствии с критериями, пошагово сравнивая с эталоном выполнения теста. | сравнивают способ действия, его ре-зультат с заданным эталоном с целью обнаружения отли-чий от эталона; –оценивают действий партнера |
15/ | Слайд 6. Вернемся к цели урока и определим последовательность действий для достижения цели. Слайд 7. | - Измерить массу каждого кусочка с помощью весов; -определить цену деления, используя правило определения; -измерить объем каждого тела с помощью мензурки; -произвести расчеты с учетом единиц измерения; -заполнить бланк отчета. | -самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера | ||
-Перед вами набор овощей, выполните работу | Работа по группам, учащиеся | -планируют | |||
2 | Процессуально-содержательный этап | по измерению плотности, выбрав только два из них. | производят измерение, расчеты плотности овощей. | учебное сотрудничество со сверстниками | |
-Сравните физические свойства представленных овощей… | -Овощи различны по цвету, внешнему виду, форме, объему (сравнивают с целью выделения существенных и несущественных признаков) | -анализируют объекты | |||
-Одинаковую ли плотность имеют сухие и сырые овощи? | -Нет, не одинаковую. Плотность сухих овощей меньше. | -формулируют монологические высказывания | |||
10/ | Слайд 8. Ребята, вы определили плотность овощей в отдельности. На каникулах родители вас баловали всякими вкусностями: это есть смеси из овощей и фруктов. Как определить плотность смеси?
| Высказывают предположения, что ρсм=ρк+ρс+ρм | высказывают пред-положения о спо-собах измерения плотности смеси; -выбирают наиболее эффективные | ||
2 | Процессуально-содержательный этап | Слайд 9. -Вычислите плотность смеси по вашим измерениям | Вычисляют плотность смеси по результатам 1-го эксперимента, результат записывают в бланк отсчета | - высказывают предположения о существующих способах измере-ния плотности | |
-Как вы думаете, это единственный способ определения плотности смеси? | -Нет. Есть математический способ. Учащиеся, используя формулу плотности, вычисляют плотность смеси. ρсм = = | ||||
-Вычислите плотность смеси по вашим измерениям. | Вычисляют плотность смеси по результатам 1-го эксперимента. Сравнивают полученные значения. Формулируют вывод: плотности складывать нельзя! | -извлекают из математических текстов необходимую информацию; -формулируют вывод о различии результатов | |||
3. | Этап закрепления | 7/ | -Ребята, где в природе, быту, промышленности мы встречаемся со смесями? Слайд 10. | Высказывают предположения: в окружающем нас мире большинство материалов представляют собой смеси различных веществ: - наша пища и живые организмы представляют собой чрезвычайно сложные смеси органических соединений; - морская вода представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, и в первую очередь солей (основную массу составляет хлорид натрия), которые придают морской воде своеобразный горько-соленый вкус; | -формулируют суждения о роли смесей в природе |
3. | Этап закрепления | воздух — естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, составляющая земную атмосферу; почва - это сложное природное образование, в состав которого входят гумус, песок, глина, воздух, вода. | |||
–Детские смеси это соединенные в определенной пропорции казеин и сывороточные белки. Есть в составе полиненасыщенные жирные кислоты (для развития иммунной системы), таурин (для созревания нервных волокон), селен (отличный антиоксидант). | –Детские смеси используются для питания детей. | -приводят примеры смесей | |||
-Бетонную смесь, Традиционные растворные смеси изготовляют путем перемешивания минеральных вяжущих (цемент, известь), | - Бетонную смесь, представляющую собой сложную многокомпонентную | ||||
3. | Этап закрепления | строительного песка и воды в заводских условиях или непосредственно на строительных объектах. | полидисперсную систему, получают при затворении водой смеси цемента с заполнителем. | ||
Где применяются и для чего знания плотности вещества? (комментарий по необходимости) | Рассуждения учащихся: знать плотность вещества необходимо для практических и экономических целей: -пищевая промышленность (для приготовления блюд, изготовление посуды для переработки пищевых продуктов сплав титана, никеля, и нержавеющей стали) | рассуждают о практической значимости плотности веществ | |||
К достоинствам алюминия и его сплавов следует отнести его малую плотность (2,7 г/см3), сравнительно высокие прочностные характеристики, хорошую тепло- и электропроводность, технологичность, | -Авиация. На современном этапе развития дозвуковой и сверхзвуковой авиации алюминиевые сплавы являются основными конструкционными | ||||
3. | Этап закрепления | высокую коррозионную стойкость. Совокупность этих свойств позволяет отнести алюминий к числу важнейших технических материалов | материалами в самолетостроении. | -рассуждают о практической значимости плотности веществ | |
Преимущество при внедрении алюминия и его сплавов по сравнению со сталью - снижение массы судов, в результате повысить грузоподъемность судна. маневренность, скорость и т.д. | -судостроение. Из алюминиевых сплавов изготовляют корпусы судов, палубные надстройки, коммуникацию и различного рода судовое оборудование. | ||||
Основные характеристики алюминия и его сплавов, раскрывающие целесообразность применения их в железнодорожном транспорте, высокая удельная прочность, небольшая сила инерции, коррозионная стойкость, что повышает их долговечность. | - Железнодорожный транспорт при перевозке ряда продуктов химической и нефтехимической промышленности. | ||||
3. | Этап закрепления | Высокая удельная прочность алюминиевых сплавов увеличивает грузоподъемность и уменьшает эксплуатационные расходы передвижного транспорта. | Автотранспорт изготовлении элементов каркаса, обшивки кузова | -рассуждают о практической значимости плотности веществ | |
Перспективность применения алюминиевых сплавов в строительных конструкциях подтверждается технико-экономическими расчетами. Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве уменьшает металлоемкость, повышает долговечность и надежность конструкций при эксплуатации их в экстремальных условиях. | Строительство различных строительных объектов. | ||||
Высокая удельная прочность алюминиевых сплавов позволяет уменьшить массу бурильного оборудования, облегчить их транспортабельность и обеспечить прохождение глубоких скважин. Слайд 11. | Нефтяная и химическая промышленность- алюминиевые сплавы при изготовлении емкостей для хранения нефти и ее продуктов | ||||
3. | Этап закрепления | Слайды 12-13-14-15 (комментирование слайдов) | Медицина – для изготовления лекарственных и косметических средств | ||
-«Природа знает лучше», так гласит один из законов Коммонера. -Для чего же мы изучаем понятие плотности вещества? | Учащиеся формулируют вывод: зная плотность вещества, человек выбирает тот материал для постройки жилища, орудия, который наиболее полно отвечает запрашиваемым физическим и экономическим параметрам | -формулируют вывод о практическом применении понятий плотности вещества и смеси веществ | |||
4 | Домашнее задание | 2/ | Слайд 16. Домашнее задание на выбор: предложите способ определения плотности: на «3» - куска мыла; на «4» - плотность соли, находящейся в спичечном коробке; на «5» - определите массу находящейся в сосуде растительного масла. Весы для этой цели не используйте, масло из сосуда не переливать. | Выбор наиболее приемлемого задания для каждого ученика. | |
5 | Рефлексивный этап урока | 2/ | Слайд 17. Для подведения итогов урока ответьте на вопросы, продолжая фразы. 1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… 7.Домашнее задание мне кажется… Слайд 18. | Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, продолжая фразы. | -анализируют результаты собственной деятельности |
Организационно-мотивационный этап
Процессуально-содержательный этап
Лучина Татьяна Владиславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок в 8 классе по теме: «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)
Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности.Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для н...
Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"
Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....
Бинарый урок в 8 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)
Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности. Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для...
Бинарый урок в 8 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)
Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности. Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для н...
Бинарый урок в 8 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)
Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности. Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для н...
Бинарый урок в 7 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия) 2018 г
Презентация к уроку...
Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"
Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"...