Урок физики в 7 классе по теме «Плотность. Измерение плотности твердого тела»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Цель урока:- повторить  понятия  «плотность вещества», «единицы измерения плотности»; - способствовать формированию у учащихся  представлений о практическом измерении плотности твердого вещества;

 - рассмотреть способы измерения плотности смеси, применение смеси в быту, промышленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2014»

  Урок физики в 7 классе по теме:

 «Плотность.

Измерение плотности твердого тела»

Лучиной

 Татьяны Владиславовны

учителя физики

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей

города Узловая Тульской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Плотность. Измерение плотности твердого тела.

Цели  урока

- повторить  понятия  «плотность вещества», «единицы измерения плотности»;

- способствовать формированию у учащихся  представлений о практическом измерении плотности твердого вещества;
- рассмотреть способы измерения плотности смеси, применение смеси в быту, промышленности.
 

Словарь урока 

(термины и понятия)

- плотность вещества, весы, мензурка, смеси веществ.

Тип урока

-комбинированный

Форма урока

-урок с элементами исследования

Методы обучения

-проблемно-поисковая беседа;

 -фронтальный опрос;

- метод научного познания;

-метод эмоционального стимулирования учения.

Виды и типы

 познавательной деятельности

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Основные виды

деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- поиск и выделение необходимой информации;

- рассуждение, измерение, сравнение, анализ;

-систематизация учебного материала;

-объяснение наблюдаемых явлений;        

-решение экспериментальных задач;

-работа с раздаточным материалом;

-экспериментальное измерение плотности смеси веществ.

Оборудование

- проектор;

- электронные весы;

- мензурка;

- набор сырых и сухих овощей;

- вода.

Планируемые результаты

  1. Предметные результаты

-формирование представления о плотности вещества, плотности смеси;

- умение практическим способом измерять плотность вещества;

- использование  приобретенных  знаний о  свойствах плотности веществ на практике (оценивание значимость приобретенных знаний)

  1. Метапредметные результаты

- формирование умения работать по алгоритму;

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности;

-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение  исследовательскими, поисковыми методами решения проблем;

- приобретение опыта сотрудничества с одноклассниками через работу в группах;

- формирование умений выражать свои мысли;

- развитие монологической и диалогической речи, умения и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

3. Личностные результаты

- формирование познавательного  интереса  к  учебному материалу;

- самостоятельность в приобретении практических умений;

-формирование ценностного отношения друг к другу, учителю.

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОДГОТОВКИ  УРОКА

Исходные факторы урока (дидактическая ситуация)

Производные факторы урока (методическое решение)

  1. Общедидактические  цели  урока:

- закрепить  понятия «плотность вещества»,  «единицы измерения плотности вещества»;

- способствовать формированию у учащихся  представлений о смеси веществ, их физических свойствах;

 - рассмотреть способы измерения плотности и практическое применение смесей веществ в быту, промышленности.

  1. Выбор типа урока 
  • Урок изучения  и закрепления знаний

  1. Особенности учебного материала
  • объем достаточно большой
  •  познавательный состав 
  • понятие плотности вещества;
  • понятие плотности смеси веществ;
  • сравнение способов измерения плотности вещества.

  • связь с ранее изученным материалом
  • измерение массы с помощью весов;
  • измерение объема твердого тела

  • объективная сложность и новизна:
  • материал урока сложный и новый

  •  логика расположения частей:
  • мотивация;
  • постановка проблемы;
  • экспериментальная часть;
  • закрепление изученного материала;
  • рефлексия.
  1. Уточнение выбора типа урока: 
  1.  Комбинированный урок с элементами исследования
  2. выбор видов и типов познавательной деятельности:
  • фронтальный опрос – беседа;
  • работа в группах;
  • индивидуальная  работа.

     

  1. отбор материала для повторения:
  • понятие массы вещества;
  • понятие объема твердого вещества;
  1. выбор методов обучения:
  • метод проблемных заданий;
  • частично-поисковый метод;
  • работа в группах;
  • самостоятельная работа;
  • рефлексия
  1. выбор логики рассуждений:
  • знание           понимание            эксперимент применение

  1. Уровень учебной подготовленности учащихся:
  • имеют опорные знания, уровень обучаемости  средний, дети имеют достаточный опыт творчески преобразующей деятельности (опыт работы в поисковом режиме)
  1. Корректировка методического выбора 

  1. Условия учебного процесса:
  • кабинет, оборудованный техническими средствами обучения

  1. Отбор пособий, наглядности:
  • инструкции по выполнению практической работы;
  • материалы для проведения практической работы.

  1. Цели урока на языке наблюдаемых действий:

На уровне знания учащийся:

  • дает определение плотности вещества;
  • формулирует физические свойства смеси веществ

На уровне понимания  учащийся:

  • воспроизводит  алгоритм измерение плотности вещества

На уровне применения  учащийся:

  • выполняет задание на определение смеси веществ с помощью электронных весов и мензурки

ХОД  УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Время

Деятельностный компонент урока

(на уровнеУУД)

Действие учителя

Действие учеников

1

2

3

4

5

6

1

Организационно-мотивационный этап

1/

- Здравствуйте! Садитесь.

(Проверяет готовность к уроку.)

Приветствуют учителя, занимают рабочие места.

-формулируют суждения;

-анализируют информацию;

-приводят примеры из жизни

-выдвигают гипотезы и

 выполняют их

 обоснование

3/

- На прошлых уроках мы познакомились с понятием «Плотность вещества», с её единицами измерения, научились рассчитывать плотность по известным величинам. ( Работа с презентацией).

Слайд 1. Цель нашего урока: научиться практически, определять плотность твердого вещества.

Многие спорят и хотят выяснить, какой овощ самый сытный, вкусный, твердый. Как проверить эту гипотезу?

Высказывают предположения: откусить, потрогать, пощупать. измерить плотность вещества.

1

Организационно-мотивационный этап

Слайд 2.  Сформулируйте тему урока…                                  

«Плотность. Измерение плотности твердого тела».

- Какие    овощи у вас на столе?

- Свекла, морковь, картошка.      

- Найдите в таблице плотность этих овощей…

Находят таблицу в учебнике, стр. 51, но плотности овощей там нет, нет там и плотности фруктов.

ищут и  выделяют необходимую информацию

- Почему в таблице плотности нет данных для овощей?

- У овощей и фруктов плотность не постоянна.

проводят  логичес-кое  рассуждение

- Назовите в чем причины этого явления?

-Испарение, влажность, в результате чего  масса и объем меняются.

- Какие задачи урока?

- Определить плотность овощей;

- измерить плотность овощей;

- сравнить    плотности сухих и сырых овощей;

-проанализировать причины изменения плотности веществ.    

формулируют учебную задачу на основе уже известного материала

2

Процессуально-содержательный этап

5/

Слайд 3. Чтобы качественно выполнить работу, нужно повторить теорию по теме «Плотность вещества». Ученик вправе выбрать, тест какой сложности ему выполнять, на «3, на «4» или «5».  Приложение 1.

Слайд 4- 5.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание тестового вида, меняются листочками, выставляют оценку в соответствии с критериями, пошагово сравнивая с эталоном выполнения теста.

сравнивают способ действия, его ре-зультат с заданным эталоном с целью обнаружения отли-чий от эталона;

–оценивают  действий партнера

15/

Слайд 6. Вернемся к цели урока и определим последовательность действий для достижения цели.

Слайд 7.

- Измерить массу каждого кусочка с помощью весов;                                                    -определить цену деления, используя правило определения;                             -измерить объем каждого тела с помощью мензурки;

 -произвести расчеты с учетом единиц измерения;

 -заполнить бланк отчета.

-самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера

-Перед вами набор овощей, выполните работу

Работа по группам, учащиеся

-планируют

2

Процессуально-содержательный этап

по измерению плотности, выбрав только два из них.

производят измерение, расчеты плотности овощей.

учебное сотрудничество со сверстниками

-Сравните физические свойства представленных овощей…

-Овощи различны по цвету, внешнему виду, форме, объему (сравнивают с целью выделения существенных и

 несущественных признаков)

-анализируют  объекты

-Одинаковую ли плотность имеют сухие и сырые овощи?

-Нет, не одинаковую. Плотность сухих овощей меньше.

-формулируют  монологические высказывания

10/

Слайд 8. Ребята, вы определили плотность овощей в отдельности. На каникулах родители вас баловали всякими вкусностями: это есть смеси из овощей и фруктов. Как определить плотность смеси?  

         

Высказывают предположения, что     ρсмксм

высказывают пред-положения о спо-собах измерения плотности смеси;

-выбирают наиболее эффективные

2

Процессуально-содержательный этап

Слайд 9. -Вычислите плотность смеси по вашим измерениям

Вычисляют плотность смеси по результатам 1-го эксперимента, результат записывают в бланк отсчета

- высказывают предположения о существующих способах измере-ния плотности

-Как вы думаете, это единственный способ определения плотности смеси?

-Нет. Есть математический способ. Учащиеся,  используя формулу плотности, вычисляют плотность смеси.  

ρсм =  =    

-Вычислите плотность смеси по вашим измерениям.

Вычисляют плотность смеси по результатам 1-го эксперимента. Сравнивают полученные значения. Формулируют вывод: плотности складывать нельзя!

-извлекают из математических текстов необходимую  информацию;

-формулируют вывод о различии результатов

3.

Этап закрепления

7/

-Ребята, где в природе, быту, промышленности мы встречаемся со смесями?

Слайд 10.

Высказывают предположения: в   окружающем нас мире большинство материалов представляют собой смеси различных веществ:

- наша пища и живые организмы представляют собой чрезвычайно сложные смеси органических соединений;

- морская вода представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, и в первую очередь солей (основную массу составляет хлорид натрия), которые придают морской воде своеобразный горько-соленый вкус;

-формулируют суждения о роли смесей в природе

3.

Этап закрепления

воздух — естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, составляющая земную атмосферу; 

почва - это сложное природное образование, в состав которого входят гумус, песок, глина, воздух, вода.                                                      

Детские смеси это соединенные в определенной пропорции казеин и сывороточные белки. Есть в составе полиненасыщенные жирные кислоты (для развития иммунной системы), таурин (для созревания нервных волокон), селен (отличный антиоксидант).                                          

Детские смеси используются для питания детей.

-приводят примеры смесей

-Бетонную смесь, Традиционные растворные смеси изготовляют путем перемешивания минеральных вяжущих (цемент, известь),

- Бетонную смесь, представляющую собой сложную многокомпонентную

3.

Этап закрепления

строительного песка и воды в заводских условиях или непосредственно на строительных объектах.

полидисперсную систему, получают при затворении водой смеси цемента с заполнителем.

Где применяются и для чего знания плотности вещества? (комментарий по необходимости)

Рассуждения учащихся: знать плотность вещества необходимо для практических и экономических целей:

-пищевая промышленность (для приготовления блюд, изготовление посуды для переработки пищевых продуктов сплав титана, никеля, и нержавеющей стали)

рассуждают о практической значимости  плотности веществ

К достоинствам алюминия и его сплавов следует отнести его малую плотность (2,7 г/см3), сравнительно высокие прочностные характеристики, хорошую тепло- и электропроводность, технологичность,

-Авиация. На современном этапе развития дозвуковой и сверхзвуковой авиации алюминиевые сплавы являются основными конструкционными

3.

Этап закрепления

высокую коррозионную стойкость. Совокупность этих свойств позволяет отнести алюминий к числу важнейших технических материалов

материалами в самолетостроении.

-рассуждают о практической значимости  плотности веществ

Преимущество при внедрении алюминия и его сплавов по сравнению со сталью - снижение массы судов, в результате повысить грузоподъемность судна. маневренность, скорость и т.д.

-судостроение. Из алюминиевых сплавов изготовляют корпусы судов, палубные надстройки, коммуникацию и различного рода судовое оборудование.

Основные характеристики алюминия и его сплавов, раскрывающие целесообразность применения их в железнодорожном транспорте, высокая удельная прочность, небольшая сила инерции, коррозионная стойкость, что повышает их долговечность.                                          

- Железнодорожный  транспорт при перевозке ряда продуктов химической и нефтехимической промышленности.
Алюминий и его сплавы используются при изготовлении кузова и рамы вагона.

3.

Этап закрепления

Высокая удельная прочность алюминиевых сплавов увеличивает грузоподъемность и уменьшает эксплуатационные расходы передвижного транспорта.

Автотранспорт изготовлении элементов каркаса, обшивки кузова

-рассуждают о практической значимости  плотности веществ

Перспективность применения алюминиевых сплавов в строительных конструкциях подтверждается технико-экономическими расчетами. Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве уменьшает металлоемкость, повышает долговечность и надежность конструкций при эксплуатации их в экстремальных условиях.

Строительство различных строительных объектов.

Высокая удельная прочность алюминиевых сплавов позволяет уменьшить массу бурильного оборудования, облегчить их транспортабельность и обеспечить прохождение глубоких скважин. 

Слайд 11.

Нефтяная и химическая промышленность- алюминиевые сплавы при изготовлении емкостей для хранения нефти и ее продуктов

3.

Этап закрепления

Слайды 12-13-14-15

(комментирование слайдов)

Медицина – для изготовления лекарственных и косметических средств

-«Природа знает лучше», так гласит один из законов Коммонера.

-Для чего же мы изучаем понятие плотности вещества?

Учащиеся формулируют вывод: зная плотность вещества, человек выбирает тот материал для постройки жилища, орудия, который наиболее полно отвечает запрашиваемым физическим и экономическим параметрам

-формулируют вывод о практическом применении понятий плотности вещества и смеси веществ

4

Домашнее задание

2/

Слайд 16. Домашнее задание на выбор: предложите способ определения плотности:

на «3» - куска мыла; на «4» - плотность соли, находящейся в спичечном коробке; на «5» - определите массу находящейся в сосуде растительного масла. Весы для этой цели не используйте, масло из сосуда не переливать. 

Выбор наиболее приемлемого задания для каждого ученика.

5

Рефлексивный этап урока

2/

Слайд 17. Для подведения итогов урока ответьте на вопросы, продолжая фразы.

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

7.Домашнее задание мне кажется…

Слайд 18.

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, продолжая фразы.

-анализируют результаты собственной деятельности

Организационно-мотивационный этап

Процессуально-содержательный этап

Лучина Татьяна Владиславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в 8 классе по теме: «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)

Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности.Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для н...

Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....

Бинарый урок в 8 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)

Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности. Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для...

Бинарый урок в 8 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)

Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности. Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для н...

Бинарый урок в 8 классе по теме «Использование формулы плотности для нахождения массы геометрических тел» (физика+геометрия)

Цель урока: сформировать умение у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и геометрии, в практической деятельности. Задачи: - закрепить навык применения формулы плотности вещества для н...

Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"

Презентация к уроку физики 7 класс "Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах"...