Главные вкладки

    Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Ушанова Елена Геннадьевна

    Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_plotnost.doc429 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по физике.

    Учитель: Ушанова Елена Геннадьевна.

    Название УМК (учебник)  А.В.Перышкин, М. Дрофа. Физика.7 класс , Рабочая тетрадь по физике. Р.Д. Минькова, В.В.Иванова, М.Экзамен  Предмет Физика Класс  7

    Тема урока: «Плотность вещества».

    Тип урока: открытие нового  знания.

     Цель урока:

    Сформулировать понятие о плотности вещества и единицах её измерения. Дать представление о «массе», «объеме». Показать взаимосвязь понятий: плотность, масса, объём.

    Развивать  научно-теоретическое мышление учащихся.

    Задачи урока:

    Обучающие:  Сформулировать понятие о плотности веществ и единицах её  измерения.  Показать взаимосвязь понятий: плотность, масса, объём.

    Развивающие: 

    • развить умение применять теоретические знания для решения задач; умение  обобщать, делать выводы; проводить самопроверку и самооценку;
    • развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность.

    Воспитательные:  воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Знать: понятия «масса», «плотность», «объем».

    Уметь: вычислять плотность вещества, массу, объем по известной плотности, массе.

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

    Осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

    Приёмы саморегуляции.

    Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Умение формулировать собственное мнение и позицию.

    Осознанное построение речевых высказываний.

    Восприятие выступлений учащихся.

    Участие в обсуждении содержания материала.

    Взаимоконтроль, взаимопроверка.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

    Рефлексия  собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Оборудование:

    Весы с разновесами, тела равного объема, но разной массы, тела разного объема, но одинаковой массы, линейка ученическая, мерный стакан, отливной стакан с водой, тело неправильной формы.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

    2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала

    Учитель спрашивает: «Что такое вещество?» (Всё то, из чего состоят физические тела). Учитель предлагает взвесить на весах два цилиндра равного объема, но изготовленные из разных веществ (Опыт показывает, что массы не одинаковые. ), измерить объемы тел равной массы, изготовленных из разных веществ ( Опыт показывает, что объемы разные.). Учитель объясняет, что разные вещества могут иметь разную плотность.  « А что такое плотность и в  чем измерить плотность вещества?». Ученики предлагают измерить плотность вещества в единицах массы, учитель не соглашается: «Это ведь самостоятельная физическая величина, и граммы, килограммы, миллиграммы, тонны, центнеры - это единицы массы. Очевидно, для плотности вещества нужно придумать свою величину измерения».

    Вспоминают понятия и умения из физики, которые уже есть на данный момент из 7 класса. Дети высказывают свои предположения.

    3. Постановка учебной задачи и открытие нового знания.

    После рассуждений учащихся, учитель сообщает, что плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему. В 1971 году XIV Генеральная конференция по мерам и весам утвердила в качестве основных единиц физических  величин ещё одну величину – плотность вещества (ρ). Плотность вещества можно измерять в килограммах на кубический метр, граммах на кубический сантиметр.

     Записывается тема урока на доске (Плотность вещества).

    Дальнейшее объяснение сопровождается построением схемы и  решением задач.

    Схема

                                Плотность = масса / объём

    Обозначим величины, входящие в выражение, буквами: плотность вещества – ρ (греч. буква «ро»),

    масса тела – m, его объём – V

                                 

     ρ =  m /  V  

     Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3 (или 1 см3).

    Три формулы можно объединить в треугольник (учащиеся сами объединяют):

     

                           

    V = ρ / m  

    m = ρ* V

    Единицей плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр  1 кг/ м3       

    Плотность вещества можно выразить и в 1 г/ см3        

    1кг  =  1000г,  1 м3 = 1 000 000 см3

       1 г/ см3  = 1000 кг/ м3

    Следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и              газообразном состояниях различна.

    Плотность можно рассчитать по формуле или определить по таблице (см. таблицы)

    а) Нахождение  массы вещества по таблице плотности.

    Алюминий объёмом 1 м3 имеет массу 11300 кг.

    фарфор объёмом 1 м3 имеет массу ? кг

    пробка объёмом 1 м3 имеет массу ? кг

    вода чистая объёмом 1 м3 имеет массу ? кг

    кислород объёмом 1 м3 имеет массу ? кг

    Как узнать массу вещества, взятого в объёме 1 м3?

    Учащиеся делают вывод. Смотри таблицу.

    б). Как узнать плотность вещества?

    ? плотность самого легкого дерева – бальзы, если известно, что 12г древесины этого дерева имеет объём 100 см3 .

    Известно, что бальза объёмом 100 см3 имеет массу 12г. Следовательно, 1 бальзы будет иметь массу в 100 раз меньшую, т.е. 12:100 = 0,12г. Таким образом, плотность бальзы будет равна

    0,12 г/ см3 = 120 кг/ м3

    ? плотность мрамора, если известно, что 8100 кг древесины этого дерева имеет объём 3 м3.

    Вывод учащихся:

    ρ =  m /  V  

    в) Нахождение плотности вещества экспериментально.

    Как можно определить массу тела?

    Вывод учащихся: измерить с помощью весов с разновесами.

    Как можно найти объем тела ?

    Вывод учащихся: измерить с помощью линейки, если тело правильной формы.

    А если тело не имеет правильной формы?

    Проделаем лабораторную работу «Измерение объёма тела» из учебника.

    Вывод учащихся: определить объем тела можно с помощью измерительного цилиндра с водой .

    Vm=  Vm+в -  Vв 

                 Предложите, как определить плотность тела.

    Вывод учащихся: определить  плотность тела можно по формуле ρ =  m /  V  

    Записывают тему урока.

    Дети работают с учителем, проговаривая все символы и названия, записывают схему в тетрадь.

    Дети высказывают свои предположения и записывают, проговаривая с учителем, формулы в тетрадь.

    Дети высказывают свои предположения и записывают, проговаривая с учителем, формулы в тетрадь.

    Дети высказывают свои предположения и записывают, проговаривая с учителем, формулы в тетрадь.

    4. Закрепление знаний.

    Цель:устранить выявленные у учащихся пробелы в понимании нового материала.

    Решение задачи.

    Пользуясь таблицами плотностей, определите, плотность какого вещества больше: цинка или серебра.

    Самая низкая плотность Сатурна равна 700 кг/ м3. Что это означает?

    Кубик льда имеет размеры: а=1см, в=2см, с=2 см. Его масса 3,2г. Определить плотность льда. Проверить полученный результат по таблице в учебнике.

    Дети читают задачу вслух учителю. Ученики выполняют задание, используя схему и алгоритм действия. Помогает сильный ученик в паре и учитель. Решив задачу, учащиеся озвучивают полученные ответы.

    5. Рефлексия.

    Цель.

    Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Задает вопросы:

    Что на уроке было главным?

    Что было интересно?

    Что нового сегодня узнали?

    Чему научились?

    Отвечают на вопросы.

    6. Домашнее задание.

    Объясняет домашнее задание. Учебник § 22, упр.7, стр.60-64. Рабочая тетрадь по физике Урок 17 стр. 41-42

    Записывают домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок физика-информатика "Агрегатные состояния вещества"

    Урок для тех кто хочет заинтересовать учащихся и любит экспериментировать.Урок предполагает применение компьютера и вычисление количества теплоты с помощью программы, написанной на языке программирова...

    Конспект урока физики по теме "Плотность вещества" и презентация к нему 7 класс

    Урок проводился мною в рамках муниципального конкурса "Современнный урок- современным детям"...

    Конспект урока 8 класс Обобщение и повторение по теме: "Изменения происходящие с веществами"

    Конспект урока используется для повторения раздела в 8 классе "Изменения происходящие с веществами". Можно использовать для подготовки к контрольной работе....

    Урок физики по теме "Плотность вещества"

    Представлены технологическая карта урока, конспект урока и презентация. Урок разработан с видами УУД....

    Конспект урока физики в 7 классе "Строение вещества. Молекулы"

    Конспект позволяет подготовить урок с использование цифровых образовательных ресурсов, виртуальных опытов и "живого" эксперимента....

    Конспект урока Тема: « Простые и сложные вещества» Химия 8 класс

    Задачи урокаОбразовательная: 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементовРазвивающая: 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. созда...