МУЗЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ И ТЕХНИКЕ У ШКОЛЬНИКОВ
статья по физике на тему

В условиях перехода системы образования на новые стандарты происходит переориентация школы на формирование и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в самых разных, неопределённых условиях. Образовательной средой при этом становится не только школа, но и всё окружающее пространство и интернет. Музей в этом пространстве может занимать важное место, особенно если музей этот особенный – созданный не просто для показа-просмотра, но предлагающий возможности для творческого познания объектов демонстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odintsov_statya_2013_muzey.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.П. Одинцов, учитель физики СОШ № 53 г. Саратова

МУЗЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ И ТЕХНИКЕ У ШКОЛЬНИКОВ

В условиях перехода системы образования на новые стандарты происходит переориентация школы на формирование и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в самых разных, неопределённых условиях. Образовательной средой при этом становится не только школа, но и всё окружающее пространство и интернет. Музей в этом пространстве может занимать важное место, особенно если музей этот особенный – созданный не просто для показа-просмотра, но предлагающий возможности для творческого познания объектов демонстрации.

Экскурсия в подобный уникальный музей доступна не каждому школьнику – даже в интернете не так уж много сведений о нём. А Саратов стал вторым городом в России (после Москвы), где можно посетить музей «ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ». В Европе существуют всего несколько подобных проектов с разными названиями, но с одной целью – познакомить посетителей со сложными явлениями действительности, рассказав о них доступным языком. В нашей стране первый музей открылся в марте 2011 года в Москве и стал настолько популярным, что было принято решение открыть его филиалы. Благодаря работе инициативной группы саратовцев, второй «Экспериментаниум» появился именно в нашем городе.

Необычность, оригинальность нового музея становится очевидной уже на входе в музей. Прямо у кассы стоят экспонаты: большой деревянный стол и два стула с надписью: «Такими вы видели эти предметы, когда Вам было 3 года, когда Вы "пешком под стол ходили"».

В музее демонстрируются сложные биологические, физические и химические явления и процессы. Экскурсия начинается с реактив-шоу трёх видов. Например, на одном из них дети узнают, как создать гейзер своими руками. Затем  экскурсовод-аниматор проводит детей в зал экспозиции, где  представлено более 40 экспонатов. С их помощью в ходе экскурсии дети могут узнать, как построить мост без единого гвоздя, как рождается торнадо, а ещё заглянуть в бесконечность, создать молнию, удивиться силе собственного голоса и совершить множество других открытий. Они сами находят ответы на вопросы: как действует сила трения, что значит предмет со смещённым центром тяжести, как создаются оптические иллюзии и др. Вот лишь некоторые замысловатые вопросы, ответить на которые помогают экспонаты музея:

Можно ли создать эффект трёхмерной картины, используя свет?

От чего зависит скорость реакции человека?
Почему находящийся в воде объект начинает тонуть, когда его выталкивают пузырьки воздуха? 
Как зеркало может показывать отражение с задержкой? 
Почему при повороте фильтров мы видим по-разному?  
Каким образом из воздуха комнатной температуры получаются горячие и холодные потоки? 

Кроме того, это волшебный музей, дом чудес – детей и взрослых ждут многочисленные оптические иллюзии и головоломки. В этом музее проводятся интерактивные экскурсии, каждая из которых включает шоу-программу с самыми интересными физическими и химическими опытами.

Посещение музея даёт возможность создания нестандартных творческих заданий по физике для школьников (например, «На основе увиденных чудес составь занимательные задачи для одноклассников (или школьников из параллельного класса, или для младших школьников, для твоего младшего брата»). А дети, которые любят фотографировать (в музее это разрешено), могут оформить специальный стенд, на котором представят некоторые экспонаты  музея занимательных наук с описанием и вопросами к «зрителям».        

Посещение подобно музея вызывает у ребят бурю эмоций и становится отличным поводом для написания творческих работ на основе собственных впечатлений. Живые отзывы можно отразить на специальном стенде, который будут рассматривать школьники из других классов (обязательно кто-то  захочет  тправиться на такую же экскурсию!) и родители. Очевидно, что такие необычные нестандартные музейные уроки повышают интерес детей к школьным предметам, способствуют развитию у них экспериментальных навыков и творческих способностей. После такого путешествия в мир науки семиклассники вполне осилят подготовку небольшого «рекламного» представления для младших школьников. Даже если кто-то просто элементарно откроет лишний (?) раз учебник физики или химии для объяснения некоторых увиденных чудес – это уже прекрасный результат знакомства с музеем. А кому-то повезёт больше – эксперименты и опыты могут стать любимой профессией. Для взрослых поход в музей, конечно, тоже не напрасная трата времени. Физик и лирик непременно живёт в душе каждого человека! – просто не всегда он просыпается. Разбудить творческие возможности соединения того и другого как можно раньше  –  одна из задач современной школы. Именно такую целевую установку мы видим в новых стандартах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов - как средство развития интереса к дополнительному образованию.

Данная презентация - это обобщение опыта по теме: "Метод проектов". Опыт представлен на РМО педагогов дополнительного образования....

Учебные экскурсии как средство развития интереса к предмету физики

Я считаю. что экскурсии являются одним из средств повышения интереса к изучению физики и приобретению практических навыков. Именно на экскурсии можно увидеть практическое применение законов физики в н...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.    ...

Проект как средство формирования интереса к физике в основной школе

Одной из приоритетных задач развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  является обеспечение инновационного характера его разв...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству"

Техника point-to-point выглядит как вышивка или чеканка по металлу. Декорировать этой техникой можно практически любые предметы – зеркала, фоторамки, шкатулки, разделочные доски, записные к...

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»

laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...

Статья "Нетрадиционные формы уроков как средство развития интереса к предмету математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью"

В статье описаны нетрадиционные формы уроков  математики, используемые при работе со школьниками  с интеллектуальной недостаточностью....