Статья "Нетрадиционные формы уроков как средство развития интереса к предмету математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью"
статья по математике

 Елисеева Елена Михайловна

В статье описаны нетрадиционные формы уроков  математики, используемые при работе со школьниками  с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

ЕЛИСЕЕВА Е.М.

педагог ГКОУ  ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Наиболее трудным предметом для детей с интеллектуальной недостаточностью  становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано   с достаточно развитыми способностями к  анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Познавательные способности детей с интеллектуальной недостаточностью   недостаточно развиты. Школьники  не умеют преодолевать трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения математике.  Естественно, что в результате  этого  их интерес к математике снижается. Математика становится не любимым предметом [3: с.46].

Л. С. Выготский  считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею».

 Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышаются их познавательные способности.

Одним из путей повышения интереса к урокам математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью является, на мой взгляд,  применение нетрадиционных (игровых) форм проведения уроков.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к математической деятельности.

Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично [1: с.25].

Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной,  более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, алгоритмы, «раскрепощают ученика» [2: с.80].  

            В своей педагогической деятельности использовала следующие нетрадиционные формы уроков:

Урок математики в 7 классе по теме «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» - форма – «Математические шашки». Предварительно обучающиеся были поделены на 2 команды, которые соперничали друг с другом на шашечном поле на протяжении всего урока, выполняя задания.

Основной акцент на уроке был сделан на вызов познавательного интереса обучающихся к материалу урока через применение игровой формы, использование игровых приёмов, компьютерной презентации.

На этапе устного счёта велась актуализация опорных знаний и умений обучающихся. В процессе индивидуальной работы ребята разгадывали шифровки, располагая многозначные числа в порядке убывания (возрастания).

Расположи числа в порядке возрастания (от самого маленького). Сложи получившиеся, буквы и ты узнаешь ответ на вопрос: «О каком виде спорта пойдёт речь сегодня на уроке?»

190 002   10 092   12 099    91 020    9 120

       и            а            ш            к          ш

Пример:

Задания имели разный уровень сложности и были адресованы обучающимся в зависимости  от их возможностей. В результате решения шифровок детьми были составлены слова, относящиеся к истории шашек как вида спорта («шашки», «Египет», «Мономах», « Пётр I», «Пушкин»). Затем была организована уточняющая беседа по содержанию отгаданных слов. Также на этом этапе была проведена групповая работа, в ходе которой ребята заполняли «девятиклеточные логиконы», устанавливая в них закономерности, называли разрядные единицы, которыми отличались числа.

30 415

200 002

621 202

200 001

30 215

631 202

Таким образом, выполняя задания данного этапа, ребята были подведены к теме урока, которую формулировали совместно с педагогом.

Закрепление навыков письменного сложения и вычитания многозначных чисел проводилось в основной части урока посредством решения составной арифметической задачи и примеров.  Разбор условия задачи был организован с опорой на картографическую наглядность на слайде презентации. На фрагменте географической карты условными знаками  были отображены города, направления и расстояния, упоминаемые в условии задачи. Затем ученики в ходе фронтальной работы записали условие задачи и приступили к самостоятельному решению. Проверка правильности решения задачи проводилась с помощью элементов программированного контроля. Обучающиеся выбирали на слайде правильный пример (среди трёх предъявляемых) промежуточного и конечного действий.

В ходе дифференцированной работы по решению примеров обучающиеся выполняли задания разного уровня сложности. Результат правильности решения примеров дети отслеживали самостоятельно, используя карточки – матрицы с числами – ответами и зашифрованными фамилиями известных российских шашистов (Георгиев, Шварцман, Чижов).

Б

14517

Ш

3749

В

526547

А

655775

П

26047

А

42081

Н

74386

Г

99831

Е

17142

О

400103

Р

183352

Ц

590716

М

72640

С

21456

Ч

26791

И

163033

Ж

90921

Г

554157

И

26773

Е

488332

Й

44210

Д

45104

Ф

23485

Я

5624

З

42856

Т

35740

В

300000

Щ

9876

Урок – сюжетно – ролевая игра. Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Форма урока – сюжетно- ролевая игра  «Математическое кафе». 

На уроке соблюдались основные требования проведения сюжетно- ролевой игры, а именно:

  • моделирование условий, в которых протекает деятельность (вывеска, меню, спецодежда (фартуки, поварские колпаки), инвентарь (скалки);
  • моделирование определенных видов практической деятельности («приготовление блюд» - выполнение заданий);
  • наличие ролей у участников игры (учащиеся – «поварята», учитель – «шеф – повар»)
  • наличие общей цели у игрового коллектива;
  • индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Структура урока состояла из следующих этапов:

1.Организационный момент.

2.Повторение опорных знаний обучающихся.

3. Формулирование темы урока детьми. Сообщение плана урока и  условий игры.

4 Проверка домашнего задания.

5.Устный счёт.

6.Комплексное применение знаний, умений учащихся.

7. Мотивирование на подготовку домашнего задания

8.Рефлексия деятельности обучающихся. Подведение  итогов урока.

Перед началом игры ребята были ознакомлены с меню.

                                                        Меню

Закуски

  • Домашние заготовки «Пальчики оближешь»
  • Салат «Преобразуй»

Первое блюдо

  • Борщ «Кто успел, тот и съел» со сметаной «Задачино»

Второе блюдо

  • Математические рулетики «Сосчитай»

Напиток

  • Компот «Дружная семейка»

Десерт

  • Мороженое с загадочной начинкой

На этапе повторения опорных знаний шло воспроизведение и систематизация знаний учащихся с целью дальнейшего применения их в новых ситуациях. В процессе фронтальной работы дети вставляли пропущенные слова в стихотворение, а затем заполняли схему.

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой - ________ (числитель), знайте

Под чертою - ________ (знаменатель).

Дробь такую, непременно,

Надо звать _____________ (обыкновенной).

Выполняя задания данного этапа, ребята были подведены к теме урока, которую формулировали сами.

При проверке домашнего задания (Домашние заготовки «Пальчики оближешь») корригировались функции сравнения. Учащимся было предложено прочитать получившиеся при решении примеров ответы в порядке возрастания.

На этапе устного счёта (Салат «Преобразуй») велось закрепление способов действий  по преобразованию обыкновенных дробей. В ходе фронтальной работы ребята по очереди выходили к доске и выполняли задания (сокращали правильные дроби, преобразовывали неправильные).

Комплексное применение знаний, умений учащихся по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями проводилось в основной части урока посредством решения составной арифметической задачи и примеров («приготовление» борща «Кто успел, тот и съел» со сметаной «Задачино» и математических рулетиков «Сосчитай»)

 Перед решением задачи ребята выходили к доске и выбирали карточки с изображением продуктов, необходимых для приготовления борща. Если карточка была выбрана правильно, то на обратной стороне размещался напечатанный текст задачи (Для приготовления борща повар израсходовал кочана капусты, а для приготовления салата на  меньше. Какую часть капусты израсходовал повар  для приготовления салата и борща?).

В ходе фронтальной работы было разобрано условие задачи и определены опорные слова. Далее учащиеся приступили к самостоятельной работе по решению задачи

 После окончания работы  была проведена практическая проверка правильности  решения задачи с реальным предметом (кочаном капусты) в соответствии с действительностью.

В ходе дифференцированной работы по решению примеров обучающиеся выполняли задания разного уровня сложности (решали примеры с недостающими компонентами или придумывали примеры с заданными ответами).

На десерт ребятам было предложено «приготовить» дома мороженое с загадочной начинкой - разгадать математический кроссворд по теме «Обыкновенные дроби».

На  уроке была проведена динамическая  пауза, дети выполняли комплекс гимнастики со скалками для  снятия напряжения с плечевого пояса.

В конце урока на этапе подведения итогов была проведена рефлексия деятельности обучающихся.

Урок математики в 7 классе по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».Тип урока – урок повторения, обобщения и систематизации ЗУНов - по классификации М.Н.Перовой. Форма урока – «урок  телепередача» (из группы уроков по аналогии с организованными событиями – С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина).

Урок проходил в воображаемой телестудии на съёмках программы «Жить здорово», которая была посвящена сердцу и его работе.

По аналогии с телепередачей на уроке были выделены  рубрики:

  • «Про дом»
  • «Про жизнь»
  • «Про еду»
  • «Про медицину»
  • «Совет за минуту»

Так как одной из основополагающих задач урока являлась интеграция вопросов ЗОЖ в предметную область, то на урок был приглашён врач – педиатр школы – интерната. Педиатр в качестве консультанта передачи  по ходу урока давала советы обучающимся.

Структура урока состояла из следующих этапов:

1.Организационный момент.

2. Формулирование темы урока детьми. Сообщение плана урока.

3. Проверка домашнего задания – рубрика «Про дом» - обсуждение результатов измерения пульса ребят.

4.Проверка знаний, устный счёт – рубрика «Про жизнь».

На этапе проверки знаний велась работа по развитию вычислительных навыков учащихся, а также работа по развитию процессов анализа и синтеза при подборе пар карточек. А также  шло знакомство обучающихся с интересными данными о сердце и его работе. В процессе фронтальной работы дети сопоставляли факты с числовыми выражениями и составляли пары. Затем выделили «лишнее число».  В данный этап был органично включён устный счёт. В ходе которого повторяли задачи на разностное сравнение чисел, задачи на нахождение произведения и частного (например:

-На сколько высота сердца больше, чем ширина? (5см 2 мм)

- На сколько граммов масса сердца женщины меньше, чем у мужчины? (70 г)

5. Обобщение знаний, умений.

 Рубрика «Про еду»- самостоятельное решение задачи после предварительного анализа.

 Рубрика «Про медицину». В ходе дифференцированной работы по решению примеров  ребята разгадывали шифровки, располагая получившиеся ответы в порядке убывания (возрастания). В результате решения шифровок детьми были составлены слова и словосочетания: курение, алкоголь, плохие эмоции, активный образ жизни, занятия физкультурой, полезные продукты. Далее обучающиеся выходили к доске и определяли, к какой группе   (положительно или отрицательно влияющих на работу сердца) относится тот или иной фактор.

 Пример: Реши примеры, расставь получившиеся значения в порядке возрастания, прочти получившееся слово

ку

ре

ние

2т – 630 кг

5 т 6 ц + 17 т 4 ц

180 т – 4 ц

«Совет за минуту» - совет доктора о профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья сердца.

 6. Мотивирование на подготовку домашнего задания - Разгадать математический филворд – найти названия мер измерений.

7.Рефлексия деятельности обучающихся. Подведение  итогов урока.

Подобные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

Список литературы

1.Волошкина М. И., Дидактическая игра в подготовке к обучению в школе [Текст] / М. – Белгород,1995.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК – Ростов – н/Д  Изд – во «Учитель», 2005. – 288 с.

3.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. М., 1972. 93с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.

Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...

Профессиональная составляющая, как средство развития интереса к изучению математики.

В статье предлогается несколько приемов, которые можно использовать для повышения интереса к изучению математики. В основе лежит идея применения заданий, показывающих  значимость математических з...

Учебные экскурсии как средство развития интереса к предмету физики

Я считаю. что экскурсии являются одним из средств повышения интереса к изучению физики и приобретению практических навыков. Именно на экскурсии можно увидеть практическое применение законов физики в н...

Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"

Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....

Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"

Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика....

Реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики через занимательные элементы на уроке

Конспект урока математики. Реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики через занимательные элементы на уроке....

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...