Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"
статья по алгебре ( класс) на тему

Морокова Инна Владимировна

Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                «Для того, чтобы ученик учился хорошо,  

                                                                   нужно, чтобы он учился охотно;

                                                                      для того, чтобы он учился охотно,

                                                                          нужно: чтобы то, чему учат ученика,

                                                                           было понятно и занимательно; чтобы                          

                                                                                       душевные силы его были в самых выгодных  

                              условиях»

(Л.Н.Толстой)

Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика.

Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

  1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
  5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и открывает сильное влияние на его развитие.

Будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему во многом зависит от учителя и классного коллектива. К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов работы на уроке, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.

Про проблему активизации познавательной деятельности печаталось много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.

Все предложенные приёмы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий, часть придумана автором этой статьи. Хорошо известно, что учащиеся, владеющие твёрдыми навыками устного счёта, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность – важные элементы общего развития. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в тоже время не злоупотребляющих трудолюбием ребят.

Обработке вычислительных навыков способствуют различные игры.

Например, игра "Счёт-дополнение". Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 12,6. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 12,6. Ученики должны в ответ назвать другое число, дополняющее данное до 12,6. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.

 "Ай да ну". Учитель называет подряд числа, а ученики числа, которые кратны трём должны, сопровождать словами "Ай да ну", можно ещё и хлопком. Ряд, который меньше допускал ошибок, является победителем.

" Торопись, да не ошибись." Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках записывают ответы.

"Не зевай." Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание написано полностью, а у всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнаёт только тогда, когда его товарищ, видящий впереди, сообщит ему ответ в своём задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачёркивает работу всех остальных.

"Составь слово." Учитель предлагает на карточках записанные сверху вниз 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята в классе разбиваются на несколько команд, обычно команду составляют сидящие друг за другом. Каждый из членов команды решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта у ребят появляется слово (желательно похвалу).

При изучении темы "Умножение одночленов" также можно провести эстафету. На каждый ряд раздают по одинаковой карточке (см. рисунок), играющей роль эстафетной палочки, на которой изображены множимое, последующие множители и окончательный результат – произведение. Учащимся даётся задание "закрыть форточки", то есть заполнить пустые места промежуточными произведениями, которые записывают только простым карандашом и после того, как тщательно проверено решение предыдущих примеров. Эта эстафета развивает также умение контролировать себя.

Нравится ребятам, когда учитель даёт задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулирует работу учащихся.

«Задание со сменой установки».

Этот приём работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему приём носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть "обманываем" детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: " Решим задачу, выполним упражнение и т.д." Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приёма в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигур). Учащимся предлагается запомнить их в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя устно или письменно.

52. 0. 45. 248. 1941

  1. Сколько всего чисел?
  2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
  3. На каком месте стоит трёхзначное число?
  4. Назовите первое число.
  5. Какому историческому событию соответствует последнее число?

Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок – это целый раздел в методике работы с детьми. Некоторым учащимся тяжело усваивать правила или определения, а, выучив их, трудно применять при выполнении тех или иных заданий. Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего нас мира. В этом случае математические умозаключения ассоциируются с представлениями реальной действительности, либо зрительная ассоциация.

Много делается учителями в плане формирования познавательного интереса у учащихся. Но, несмотря на это, на уроке часто можно встретиться с таким явлением: после предложения учителя выполнить определённое задание в классе находится несколько учащихся, ожидающих появления готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. В чём причина? Есть основание полагать, что обстоятельством, способствующим такой ситуации, является уверенность слабоуспевающего ученик в том, что выполнить это задание предложат более успевающему.

Как же привлечь внимание таких учащихся к поставленному заданию? В таких случаях я применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее непонятный материал и хорошо воспринять новые темы.

Карточка-консультант состоит из чередования трёх блоков:

  1. Опорная формула, написанная цветными чернилами.
  2. Решённые примеры.
  3. Р.С. – Реши сам.

Делать эти карточки следует из тонкого картона. Приведу пример карточки-консультанта (прямоугольник вырезается).

  1. (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
  2. (5x + 3)2 = (5x)2 + 2 . 5x . 3 + 32 = 25x2 + 30x + 9

(4x + 5y)2 = (4x)2 +2 . 4x . 5y + (5y)2 = 16x2 + 40xy + 25y2

3. P.C.

Ученик получает чистый лист бумаги, на котором пишет свою фамилию, сверху накладывает карточку-консультант. Знакомится с формулой и разобранными примерами, затем решает сам. Данный метод имеет и воспитывающую функцию. Когда каждый ученик на уроке занят посильным делом, проблема дисциплины снимается сама собой.

Направлена на поддержание интереса к предмету и хорошо организованная  внеклассная работа. Известно много её интересных форм. Это и математические игры, и олимпиады, математические недели и другие. Все эти формы присутствуют и в моей работе. С целью приобретения навыков решения нестандартных задач и углубления знаний учащихся в некоторых разделах математики ежегодно мною проводятся спецкурсы по предмету. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества [1].

Заинтересованность учащихся позволяет подготовить их к дальнейшему самостоятельному изучению некоторых разделов и расширить их математический кругозор. Промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников, в помощи учителю в подготовке и проведению различных мероприятий по предмету. Радует то, что в таких мероприятиях принимают участие не только ученики, хорошо успевающие по математике, но и со слабой математической подготовкой.    А участвуя в конференциях исследовательских работ разных уровнях, мои учащиеся являются или победителями, или призёрами.

Очень часто причины плохого выполнения письменных работ контролирующего характера кроется в отсутствии у школьников умения осуществлять самоконтроль. Это умение надо последовательно формировать. Интерес к самоконтролю может вызвать такая форма проверки кратковременных самостоятельных работ. После истечения времени, отведённого на выполнение самостоятельного задания, учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и проверить работу товарища. Верные решения записаны на доске. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала, о чём свидетельствуют наблюдения за учащимися. При проведении одной из таких работ слабоуспевающий ученик, проверяя работу товарища, заметил, что теперь бы он написал работу лучше, так как понял, как надо выполнять задания данного типа. Такая форма работы учит учащихся не только проверять, но и качественно выполнять задания, предложенные на письменных работах.

Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач.

Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принять говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету.

В таких задачах математика предстаёт перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам.

Приведу примеры.

1."Графики функций – пословицы"

" Как аукнется, так и откликнется."

2.Исторический факт.

Известный древнегреческий учёный Пифагор установил замечательное соотношение между гипотенузой и катетом в прямоугольном треугольнике. А он ещё и олимпийский чемпион в кулачном бою (по боксу).

Учащиеся часто задают вопросы которые могут возникнуть в результате личных наблюдений и размышлений. Ни один вопрос не должен оставаться без ответа, в то же время каждый учащийся заслуживает похвалу за хорошую постановку вопроса. Однако лучший способ поддержания интереса к предмету, формирования самостоятельности поиска - указать математическую литературу, в которой можно получить исчерпывающий ответ на интересующий ученика вопрос.

Самостоятельное приобретенные учащимся новых знаний – творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий, одним из видов которых являются задания по составлению задач. Такие задания могут быть предложены учащимся как на этапе изучения нового материала, так и на этапе его закрепления.

Механизм составления задач на доказательство может быть описан с помощью следующей последовательности действий:

1.) выбор объектов и целей исследования;

2.) анализ полученной заданной ситуации;

3.) получения нового знания об объектах задачи;

4.) формулировка задачи на доказательство полученного факта;

5.) решение составленной задачи.

Анализ заданной ситуации может осуществляться двумя способами:

а) на основе построений и измерений;

б) с помощью вывода логических следствий из выбранных условий.

Опишу кратко методику работы по составлению задач на основе построений и измерений. Учитель предлагает учащимся задание, которое содержит объекты и цель их исследования. Далее каждый ученик строит в тетради в указанные объекты и выполняет измерения в соответствии с поставленной целью; полученные результаты заносятся в общую таблицу, анализ которой позволит подметить закономерность и выдвинуть гипотезу. Следующими этапами работы являются формулировка задачи на основе выявленной закономерности и её решение.

Одним из принципов активизации познавательной деятельности является мотивация деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать уровень своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Пятиклассники с большой активностью и удовольствием участвуют в такой форме учебного занятия в силу их возрастно-психологических особенностей.

Игровой характер при ведении занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять» - писал А.М.Горький.

В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому нам, учителям математики, необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы и на уроках, и во внеурочное время. Познание же математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Во время закрепления темы «Формулы сокращенного умножения» целесообразно провести игру «Смотри, не ошибись!»

Все ученики поворачиваются к задней доске. В руках у них сигнальные карточки. Класс делится на две команды:

Х – «крестики» и О – «нолики».

Выигрывает та команда, которая больше решит правильно примеров.

Поочередно вызывается по одному ученику из каждой команды.

Задания. Вписать вместо точек букву или число, чтобы выполнялось равенство:

2 – в2 = (а - …)(а + …)                   (а + …)2  = …2 + 2 … в + в2

(… + в)2 = а2 + 4а + …2                     (m + …)2  = m2 + 2om + …2

(5а + …)2 = … + … + 81                    (x2  - 1) = ( 1 + …)(… -1)

472 – 372 = (47 - …)(… + 37)             (… -3)(… +3) =a2 - …

При коллективной работе каждый ученик занят делом. Пусть кто – то из них просто списывает, но это только вначале. При изучении какого – то вопроса слабому ученику придется открыть книгу, найти нужное определение или правило и применить его при решении задачи. Одноклассники не позволят ему пассивно наблюдать за работой группы. Нет рядом и « друга», с которым можно просто болтать.

Практика показала, что каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается, спрашивает у рядом сидящих, как выполнить то или иное задание. Появляется интерес. И если за эту работу он еще получит положительную оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастет.

Среднему ученику на уроке нужна постоянная помощь, которую, естественно, не может оказать учитель. Учитель один, а учащихся много. Но необходимую помощь средний ученик получит здесь же от своего более сильного товарища. В крайнем случае, от учителя. Есть еще один очень важный момент. Ученик лучше запоминает и понимает материал в то время, когда объясняет его другому.

Каковы результаты? Во – первых, повысилась успеваемость, неудовлетворительную оценку получили только те, кто не посещал уроки по каким – либо причинам. Во – вторых, повысилось качество знаний. Слабая «тройка» стала твердой, а твердая «тройка» стала «четверкой». Увеличилось количество отличных оценок. Но самое главное – на уроках нет скучающих лиц, все учащиеся все рабочее время заняты делом. А это уже не мало!

Кроме урочных форм работы я применяю и внеурочные.

Традиционно в первую неделю декабря проходит неделя математики. Готовится она основательно. Выбирается координационный совет, который контролирует деятельность учащихся по подготовке и проведению недели, которая, как правило, заканчивается математическим вечером.

Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания. 

Отсюда можно сделать вывод, что активизация познавательной и мыслительной деятельности позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал, а также способствует повышению качества знаний и интереса к предмету.

                                Рекомендуемые библиографические источники:

 1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителя./ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,  И.А. Володарская; под ред. Асмолова. –М.: Просвещение,2010.-159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. И...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как средство повышения интереса к предмету

Эффективность обучения зависит не столько от способностей человека, сколько от сформированности его мотивации учения. Учащиеся, которые осознают значимость процесса обучения, достигают высоких ...

Самостоятельная деятельность учащихся, как способ повышения интереса к предмету.

Статья "Самостоятельная  деятельность учащихся, как способ повышения интереса к  предмету" - часть  моей  исследовательской  работы. В  условиях  совр...

Статья «Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...