Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся
материал по теме

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического и диалогического ответов, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников.

                                                                            (из опыта работы)

                                                                                               

                                                                                                  Работу выполнила

                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                                           Шувалова Е. В.

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического и диалогического ответов, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.

Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических методов и т.д. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более ста типов. В основе этих уроков - развитие и активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

В течение своей педагогической практики, приходишь к выводу, что традиционные уроки постепенно уходят в прошлое, но отказываться от них нельзя, потому что все нетрадиционные формы уроков, безусловно, интересны, но все-таки в основе своей чаще всего имеют игровую форму. Тем не менее, именно нетрадиционные уроки расширяют кругозор, активизируют мыслительную деятельность учащихся.

 В своей практике я использовала следующие виды уроков:

А) уроки с игровой состязательной основой: урок - деловая игра, урок – КВН, урок – дуэль, урок – футбольный матч.

Б) уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: заочная экскурсия, урок-путешествие по стране, урок-гостиная.

В) уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-проект, урок творчества.

Г) уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок с применением компьютеров.

Все виды уроков интересны для учащихся, пользуются успехом у них.

А как же активизировать познавательную и мыслительную деятельность на традиционных уроках?

Я предлагаю вам посмотреть презентацию по данной теме. Причем, презентация посвящена и отработке орфографических норм на уроках русского языка.

Нахождение орфограмм в словах (развитие орфографической       зоркости)

4 бел…етристика

24 д…кларация

9 об…лиск

12 д…стоинство

25истин…ый

17 …рнамент

13 пр…образ

3 ровес…ник

21 л…уреат

20 ап…феоз

23 пр…вилегия

8 ф…нтазия

1 режис…ер

19 зо…чество

15 к…мфорт

10 ше…ствовать

16 пр…оритет

22 ап…феоз

7 искус…ный

11 д…бют

5 рест…врация

14 …белиск

18 к…нцерт

2 л…уреат

Цель данного задания: вставить пропущенные буквы, если сомневаешься, можешь воспользоваться подсказкой, но нужно при этом найти нужную цифру.

2

а

13о

20о

10

-

23

и

4

л

 7

-

16

и

22

о

25

н

24

е

17

о

11

е

18

о

1

с

19

д

14

о

12

о

5

а

9

е

15

о

21

а

3

-

8

а

Вставьте, где  необходимо, пропущенные буквы,

какое слово из этих букв вы получили?

Наперс…ница, пр…вратник. ра…бросать, с…экономить,

о…текаемый, пиш…щий, серебрян…ый, деревя…ка, хок…ей, аб…жур.

Прочитайте слова один раз.

Палисадник, дифирамб, канцелярия, экспонат, эксперимент, привилегия, жакет, гарнизон,

проект, компонент.

Закройте их, сколько слов всего? Какое первое, последнее? Закройте слова. Спишите, вставив

пропущенные буквы. Какие слова поменяли местами?

Пр…в…легия, д…ф…рамб, к…нцелярия, …ксп…нат, ж…кет, п…л…садник, г…рнизон,

к…мп…нент, про…кт, …ксп…р…мент.

  1. Найдите закономерность, продолжите ее, найдите лишнее слово.

Роскош…, наотмаш…, привлеч…, помощ…,

могуч…, отреж…, вкач…, улыбнеш…ся,

ноч…, смаж…те, запишеш…

  1. Прочитайте отрывок из рассказа В.М. Шукшина «Раскас». Исправьте ошибки, обоснуйте выбор орфограмм.

От Ивана Петина ушла жена…

Два дня Иван не находил себе места… На третий день сел писать рассказ в районную газету.

                                          Раскас.

Значит, было так: я приезжаю – настоле записка. Я ее не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно, я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожая на какую-то артистку. Я забыл на какую. Но она, дурочка, не понимает: ну и что? Мало ли, на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая, она прямо щастливая становилась. Она и в культ прасветшколу из-за этого пошла, она сама говорила…

Такие задания вызывают особый интерес учащихся, и, бесспорно, также активизируют мыслительную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках истории»

Данная работа посвящена проблеме активизации познавательной и мыслительной деятельности школьников, а также изложен опыт работы по данной теме....

Активизация и развитие информационно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся. 6 класс. Тема: «Опиливание заготовок из сортового проката» (Разработка интеллект-карты)

—Метод интеллект-карт способствует развитию мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения.—Такое обучение гарантирует  ясность, понятность, запоминаемость, развивает пон...

Активизация познавательной и мыслительной деятельности и развитие устной речи

В этой презентации обобщен мой опыт работы по теме "Активизация мыслительной и познавательной деятельности и развитие устной речи.Приведены различные формы работы на уроке в начальных классах по УМК В...

Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"

Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика....

Выступление на Районном МО учителей физики по теме: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики"

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой...