Педагогические концепции преподавания физики с использованием информационных ресурсов.
материал по физике по теме

Андреева Татьяна Дмитриевна

Главная цель обучения и воспитания:  «дать человеку деятельность,

                                           которая - бы наполнила его душу»                   К.Д.Ушинский

 

      Я полагаю, уважаемые коллеги, что каждый из нас на сегодняшний день понимает…

Что нужно государству?    Свободная, активная, мыслящая, социально-адаптированная личность, получившая добротное образование, обладающая гражданской ответственностью.

      Почему?   Страна переживает сложный момент своей истории: изменение политической стратегии, социально-экономических условий, нестабильности производства…..Это приводит к почти повальной невротизации, крупная доля душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе….

      Что имеем на сегодня?  К сожалению пассивную и зависимую личность. Выпускник вступает в жизнь, в общество в качестве исполнителя с большим трудом реализует нормы современной,  профессиональной деятельности, трудно адаптируется в изменяющемся мире.

       Какова наша главная  задача? Создать условия в учебном коллективе  для развития творческой, саморазвивающейся личности, способной,  реализуя свои  индивидуальные запросы, решать проблемы общества.  Личность толерантную, способную к изменению и  самостабилизирующуюся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ,

Многократное повторение

Первый вброс теории по физике может быть выполнен в виде беседы, диспута (в младших классах) и в виде лекции (в старших классах). На втором уроке разбор теории на качественных вопросах, с обязательной самостоятельной работой. Наиболее важные вопросы теории будут на итоговой самостоятельной по теме.

Выделение главного

Подача материала проводится по опорным конспектам. Вводятся дополнительные примеры и вопросы для самостоятельной работы. Опорный конспект является скелетом темы с выделением главного.

Постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах

Чувство реальности развивается как на вопросах теории, применимости того или иного закона, объяснение явлений их оценка, безопасность. При решении задачи оценка полученного результата обязательна учеником. Ученика необходимо научить автоматически прикидывать полученный результат. Умение ориентироваться в величинах.

Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке

Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке. Работа с теорией, решение задач, выполнение экспериментов и т. д. Самостоятельная работа обязательно оценивается для всех учащихся.

Ежедневный опрос и проверка усвоения материала

Этот принцип позволяет обеспечить систематичность учебы, усвоение материала, оценивание своей работы.

9 НЕОБХОДИМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ К УРОКУ

Доска

На ней производится основная работа при подаче материала. Опрос или решение задач. Разбор спорных вопросов. Повторение теории. Поэтому площади доски должно быть много.

Опорные конспекты

Составление опорных конспектов теории происходит при подаче материала. Возможен вариант готовых листов, что сэкономит время на уроке и позволит его перераспределить на другие важные вопросы теории, качественные, количественные задачи и т. д. Ученик по ходу объяснения слушает, и записывать вопросы теории нет необходимости. Дома он перепишет опорный конспект в тетрадь, ответит на поставленные вопросы.

Тетради для самостоятельной работы

У учащегося имеются тетради для самостоятельной работы. Тетради хранятся в кабинете. В них ученики работают с вопросами теории, решают задачи. На обложке делается таблица для выставления текущих оценок.

Тетради для домашних работ

Тетради для домашних работ находятся у ученика. В этой тетради ученик выполняет домашние работы. На первом листе чертится таблица в которой указываются номера домашнего задания (карандашом) и отметка о его выполнении. Если задача решена, то она обводится ручкой, не решенная задача обводится красной ручкой. Тетради регулярно проверяются и находятся под контролем учителя. Оценка выставляется как за отдельный вопрос темы так и итоговая.

Тетради для лабораторных работ

Тетради для лабораторных работ также хранятся в кабинете. Ученик может брать тетрадь для лабораторных работ домой для оформления материала (когда в этом есть необходимость) или для повторения.

Демонстрационные плакаты

Необходимы для быстрого повторения теории, разбора ключевых моментов темы. Опорный конспект можно записать на доске с отворотом или повторить по опорному конспекту ученика в тетради.

Раздаточный материал

В специальных разносах находятся разные предметы и простейшее оборудование по теме.

Задания для самостоятельной работы

Это серия вопросов по материалу опорного конспекта. Задачи для самостоятельной работы. Задачи из сборника задач и т. д.

Ведомость открытого учета знаний

Это таблица выполненная на большом листе ватмана. В нее вписываются оценки за ответы по каждой самостоятельной работе, за решение задач, текущие и т. д. Ведомость висит постоянно на стене и видна всем учащимся.

7 ТИПОВ УРОКОВ

Объяснение нового материала

Называю тему, ставлю проблемный вопрос, составляю опорный конспект и начинаю объяснение. По ходу объяснения делаю необходимые опыты, возможно выполнение несложных экспериментов учащимися с раздаточным материалом лежащим у них на столе в специальных разносах. Закончив вопрос темы, делаю его краткое повторение.

Работа с теорией (разбор теории). Повторение теории по опорному конспекту. Разбор вопросов к опорному конспекту. Работа в парах, самооценка. Работа в четверках с проверкой. Самостоятельная работа по теории. Работа выполняется в тетради для самостоятельной работы. Возможен вариант ответа у закрытой доски. С последующим повторением и комментарием. Дополнительные вопросы ставит ученик. Итоговый вопрос за учителем. Выставление оценки с комментарием. Спросить мнение класса по оценке. Оценка согласована и выставляется в журнал и открытую ведомость ученика. Возможен тестовый контроль знания теории.

Преимущество самостоятельной работы:

- каждоурочный контроль;

- систематичность домашней подготовки ученика;

- устранение пробелов знаний;

- комментирование ответов приучает к вниманию, осмыслению ответа, формирует критический подход.

- взаимооценка формирует объективность и честность в работе.

Урок решения задач

Урок разбора основных типов задач темы. Решение приводится на доске или проводится анализ уже готового решения задачи. Далее предлагается ученику решить похожую задачу с изменением условия задачи с дальнейшим разбором. Разбираются задачи по нарастающей сложности. Обязательно самостоятельное решения задач учащимися.

Урок самостоятельного решения задач

Ученику предлагается несколько задач (3 – 4) для самостоятельной работы. Задачи оцениваются. В оставшееся время 25 минут решаются и разбирается решение более сложных задач. Как правило на следующем уроке будет еще одна самостоятельная работа по более сложным задачам (3 – 5), возможен тестовый вариант ответов.

Урок разбора красных задач (нерешенных домашних задач)

Урок лабораторных и контрольных работ

Выполняется обязательный минимум образования. Контрольная работа проводится как в тестовом варианте так и с получением ответа.

Урок-конференция

Проводится презентация темы с ее дальнейшим обсуждением. Несколько учеников разрабатывают тему. Каждый отвечает за отдельный вопрос и один за вопрос целиком. Другие учащиеся готовят вопросы к теме конференции и являются оппонентами.

Урок изобретательства и исследовательской работы

На этом уроке проводится защита темы исследовательской работы, как правило, перед школьной научной конференцией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                             Размышления о физике

                       

                        Все в этом мире интересно,

Таинственно и неизвестно.

Не всякий разобраться сможет.

Какая мысль тебя тревожит?

Что в вакууме тухнет спичка

И песни распевает птичка,

Что лед не тает в кипятке

И грифель пишет на доске?

Что совершает пар работу,

А жидкость не имеет форм,

И в декабре на окнах кто-то

Рисует ледяной узор.

Что волны мощные бывают

Не только на морской воде,

Что голос тембром обладает,

Что слышен звук, но не везде.

Через мгновение мы слышим

Сверкнувший молнии порез,

А шторм с домов срывает крыши,

И пламенем охвачен лес.

Но как все это происходит

Ты только с физикой поймешь.

Все, что свершается в природе,

Ты сам в уме переживешь.

Да, физика – вот кладезь знаний!

В чудесный мир она ведет!

Она твоей опорой станет:

Поддержит, объяснит, спасет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Аннотация         В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные...

Использование информационных ресурсов для формирования языковых навыков

Опыт работы по использованию интернет-ресурсов для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Прилагается список полезных интернет-ресурсов....

Использование информационных ресурсов для контроля знаний на уроках информатики

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информацио...

Использование информационных ресурсов

Алгоритм использования информационных ресурсов...

Использование информационных ресурсов сайта «Мемориал» в организации поисковой работы школьного музея

В материале описаны основные этапы работы с архивными данными, проблемы, выявленные в результате поиска и первые находки и открытия, которые были сделаны в ходе поисковой работы.К работе приложена пре...

Использование информационных ресурсов в работе учителя

 Речь идет об активном использовании в работе информационных технологий. Владение информационными технологиями открывает учителю широкие возможности использования компьютера и Интернета на...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

      Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...