Учебные программы по физике
рабочая программа по физике по теме

Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к программам по физике  10 - 11-ых классов базового и профильного уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по физике 10-11 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка

Программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (базовый уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

 Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

 Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

 Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

 Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  •  использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 


Содержание учебного курса

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов[1]. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Наблюдение и описание движения небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.


Содержание учебного курса 10 Б класса

Разделы курса физики

Кол.-во часов

Физика и методы научного познания

1

Механика

28

Кинематика

9

Законы Ньютона

5

Силы в механике

4

Законы сохранения

10

Молекулярная физика. Термодинамика

25

Основы молекулярно-кинетической теории

6

Температура. Газовые законы. Свойства водяных паров

12

Основы термодинамики

7

Основы электродинамики: электростатика

12

Итоговое повторение

2

ИТОГО

68

 


Таблица к содержанию учебного курса 10 Б класса

№ п/п

Показатели

1 полугодие

2 полугодие

Учебный год

1.

Количество часов в неделю

2

2

2

2.

Общее количество часов

32

36

68

3.

Повторительно – обобщающих уроков

2

2

4

4.

Контрольных работ

2

2

4

6.

Лабораторных работ

2

1

3

7.

Практических работ

0

0

0

8.

Экскурсий

9.

Уроков с региональным содержанием

4

5

9


Учебно-тематическое  планирование (10Б класс)

Название темы

Рег.-ный компонент

Первое полугодие

1

1

Введение (1ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт.

Роль физики  в оценке влияния деятельности человека на экологию архангельской области

2

1

Кинематика (9 ч)

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

3

2

Равномерное и движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

4

3

Графики прямолинейного движения. Решение задач.

5

4

Скорость при неравномерном движении.

6

5

Прямолинейное равноускоренное движение.

Транспорт Архангельска: «за» и «против»

7

6

Решение задач.

8

7

Лаб. раб. №1 "Изучение законов равноускоренного движения"

9

8

Повторительно - обобщающий урок

10

9

Контрольная работа №1 «Кинематика»

11

1

Динамика (7 ч)

Законы механики Ньютона (5 ч)

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Тормозной путь транспортных средств. Статистика ДТП по Архангельску

12

2

Понятие силы – как меры взаимодействия тел. Решение задач.

13

3

II закон Ньютона

14

4

III закон Ньютона

15

5

Решение задач

16

1

Силы в механике (4 ч)

Явление тяготения. Гравитационные силы.

17

2

Закон всемирного тяготения.

18

3

Первая космическая скорость. Решение задач

19

4

Вес тела. Невесомость

20

1

Законы сохранения (10 ч)

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

21

2

Решение задач на ЗСИ

22

3

Реактивное движение

Влияние запусков ракет на деятельность людей и природу Архангельской области.

23

4

Работа силы.

24

5

Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

25

6

Закон сохранения и превращения энергии в механики.

26

7

Решение задач

27

8

 Лаб.Раб. №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

28

9

Повторительно-обобщающий урок

29

10

Контрольная работа №2 №«Динамика»

30

1

Молекулярная физика. Термодинамика (25 ч)

Основы молекулярно-кинетической теории (6 ч)

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

31

2

Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение, диффузия.

32

3

Масса молекул. Количество вещества.

Второе полугодие

33

4

Решение задач на расчет количества вещества

34

5

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ

35

6

Решение задач.

36

1

Температура. Газовые законы.

 Свойства водяных паров (12 ч)

Температура - мера средней энергии движения молекул

37

2

Абсолютная температура. Шкала Кельвина

38

3

Решение задач

39

4

Уравнение состояния идеального газа

40

5

Решение задач

41

6

Газовые законы

42

7

Решение задач

43

8

Насыщенный водяной пар. Зависимость давления насыщенных паров от температуры

44

9

Влажность воздуха и способы ее измерения.

Значение влажности для жителей региона

45

10

Лаб. раб. №3 "Измерение влажности воздуха"

46

11

Повторительно-обобщающий урок

47

12

Контрольная работа №3 "МКТ. Газовые законы"

Основы термодинамики (7 ч)

48

1

Внутренняя энергия  и работа идеального газа в термодинамике

Архангельская ТЭЦ: минусы и плюсы

49

2

Решение задач

50

3

Количество теплоты. Решение задач

51

4

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам

52

5

Решение задач

53

6

Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей

Тепловые двигатели как источник загрязнения окружающей среды региона

54

7

Решение задач

Основы электродинамики: Электростатика (12 ч)

55

1

Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда

Атмосферное электричество и его влияние на жителей региона

56

2

Закон Кулона. Принцип суперпозиции сил.

57

3

Решение задач

58

4

Электрическое поле. Напряженность поля. Принцип суперпозиции полей

Влияние сильных электрических полей на жителей Архангельской области

59

5

Решение задач

60

6

Потенциал электрического поля. Разность потенциалов

61

7

Связь напряжения и напряженности. Эквипотенциальные поверхности

62

8

Решение задач

63

9

Конденсаторы: назначение, виды, устройство

64

10

Решение задач

65

11

Повторительно - обобщающий урок

66

12

Контрольная работа №4 "Электростатика"

Итоговое повторение (2 ч)

67

1

Итоговое повторение

68

2

Итоговое повторение


Содержание учебного курса 11 Б класса

Электродинамика

23

Законы постоянного тока

8

Магнитное поле

6

Электромагнитная индукция

9

Колебания и волны

18

Механические колебания

3

Электромагнитные колебания. Переменный ток

7

Производство, передача и использование электрической энергии

2

Механические волны

2

Электромагнитные волны

3

Оптика

10

Геометрическая оптика

4

Волновая оптика

3

Излучение и спектры

3

Квантовая физика и астрофизика

18

Квантовая физика

12

Световые кванты

3

Атомная физика

3

Физика атомного ядра

6

Элементы астрофизики

6

Итого

68


Таблица к содержанию учебного курса 11 Б класса

№ п/п

Показатели

1 полугодие

2 полугодие

Учебный год

1.

Количество часов в неделю

2

2

2

2.

Общее количество часов

32

36

68

3.

Повторительно – обобщающих уроков

1

1

2

4.

Контрольных работ

1

1

2

6.

Лабораторных работ

3

2

5

7.

Практических работ

0

0

0

8.

Экскурсий

9.

Уроков с региональным содержанием

3

5

8


Календарно-тематическое планирование 11 Б (базовый уровень)

Электродинамика (23 ч)

Первое полугодие

Законы постоянного тока (8ч)

Рег. компонент

1

1

Электрический ток. Характеристики электрического тока

2

2

Закон Ома для участка цепи

3

3

Виды соединения проводников

4

4

Решение задач на распределение токов и напряжений

5

5

Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца

6

6

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

7

7

Решение задач

8

8

Лаб. раб. №1 "Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника"

Магнитное поле (6 ч)

9

1

 Магнитное поле. Силовые линии поля. Правило правого буравчика.

Влияние солнечного и космического излучения на жителей региона.

10

2

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

11

3

Решение задач на правило левой руки

12

4

Действие магнитного поля на движущейся электрический заряд.

Северное сияние

13

5

 Решение задач на силу Лоренца

14

6

Обобщение материала по теме "Магнитное поле"

Явление электромагнитной индукции (ЭМИ)(9 ч)

15

1

Магнитный поток

16

2

Открытие явления ЭМИ

17

3

Правило Ленца

18

4

Лаб. раб. №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

19

5

Вихревое электрическое поле. Решение задач

20

6

ЭДС индукции в движущихся проводниках

21

7

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля

22

8

Повторительно - обобщающий урок

23

9

Контрольная работа №1 "Магнетизм и явление ЭМИ"

Механические колебания (3 ч.)

24

1

Механические колебания. Характеристики колебательного движения

25

2

Решение задач на расчет периода колебаний

26

3

Лаб. раб №3 "Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника"

Электромагнитные колебания. Переменный ток (7 ч.)

27

1

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

28

2

Решение задач

29

3

Переменный ток и способы его получения. Электромеханический индукционный генератор переменного тока

Архангельская ТЭЦ. Ветряная электростанция

с. Красное

30

4

Решение задач

31

5

Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения

32

6

Катушка и конденсатор в цепи переменного тока

Второе полугодие

33

7

Решение задач на резистор, катушку и конденсатор в цепи переменного тока

Производство, передача электроэнергии (2 ч)

34

1

Трансформаторы: устройство, назначение и режимы работы

35

2

Решение задач

Механические волны (2 ч.)

36

1

Виды волн. Характеристики механических волн.

37

2

Решение задач

Электромагнитные волны (3 ч)

38

1

Электромагнитная волна и её свойства. Генератор Герца

39

2

Решение задач

40

3

Принципы радиотелефонной связи: модуляция и детектирование

Развитие системы связи в Архангельской области

Оптика (10 ч)

Геометрическая оптика (4ч.)

41

1

Законы отражения. Решение задач

42

2

Закон преломления.  Лаб. раб. №4 "Определение показателя преломления стекла"

43

3

Виды линз. Построения в линзах

44

4

Решение задач

Волновая оптика (3 ч.)

45

1

Дисперсия света

46

2

 Интерференция света

47

3

Дифракция света

Излучение и спектры  (3 ч)

48

1

Виды спектров. Лаб. раб. №5 "Наблюдение спектров"

49

2

Виды излучений. Шкала электромагнитных волн

50

3

Контрольная работа №2 «Оптика»

Квантовая физика и астрофизика (18 ч)

Элементы квантовой физики (13 ч.)

Световые кванты (3 ч.)

51

1

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

52

2

Фотоны.

Фотосинтез, его роль в жизни природы региона.

53

3

Решение задач

Атомная физика (3 ч.)

54

1

Строение атома. Опыт Резерфорда.

55

2

Квантовые постулаты Бора.

56

3

Лазеры.

Применение лазеров в Глазной клинике Архангельска

Физика атомного ядра (7 ч)

57

1

Естественная радиоактивность. Закон полураспада

58

2

Строение атомного ядра. Ядерные силы

59

3

Энергия связи атомных ядер

60

4

Решение задач

61

5

Ядерные реакции. Деление ядер урана

Загрязнение региона продуктами ядерных реакций.

62

6

Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивного излучения

Онкологический центр Архангельска и радиотерапия.

63

7

Контр. Раб. №4 «Квантовая физика»

Элементы астрофизики (5 ч)

64

1

Строение Солнечной системы

65

2

Звезды и источники их энергии

66

3

Виды галактик. Наша галактика Млечный Путь

67

4

Современные представления о происхождении звезд

68

5

Строение и эволюция Вселенной


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная гимназия № 6»

«Рассмотрено»

на заседании научной кафедры
________________________
________________________
Протокол № ___

от __»___________200___г.

Руководитель НК

_____________ (_________)

«Согласовано»


заместитель директора по УВР
_____________/______________/
     «___»____________20____г.

«Утверждаю»


приказ № ___
от «__»__________200___г.
директор
____________/В.А Уткин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета  «ФИЗИКА, профильный уровень»

для 10, 11 класса

на 2016 - 2017 учебный год

Составители:

Галалюк Виолетта Владимировна,

Учитель физики

Чернакова Светлана Сергеевна,

Учитель физики

 

Составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева для профильных классов









г. Архангельск
2016 год


Пояснительная записка

Программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (профильный уровень), авторской программы Г.Я. Мякишева для профильных классов. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времена отводится на решение физических задач и лабораторные практикумы.

Изучение физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

·                              использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

·                              формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

·                              овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

·                              приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

 Информационно-коммуникативная деятельность:

·                             владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

·                             использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

·                             владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

·                             организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.        


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе 

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспе-риментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Содержание учебного курса

Физика как наука.
Методы научного познания

Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике[1]. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии.

Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств.

Молекулярная физика

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики.

Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: 

при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ;

для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления.

Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции, электромагнитных колебаний, излучения и приема электромагнитных волн, отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; объяснение этих явлений.

Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки, показателя преломления вещества, длины световой волны; выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и переменного тока, явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора, лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа.

Квантовая физика

Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.

Проведение экспериментальных исследований явления фотоэффекта, линейчатых спектров.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры.

Строение вселенной

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Наблюдение и описание движения небесных тел.

Компьютерное моделирование движения небесных тел.


Содержание учебного курса 10А, В класса

Название темы, раздела

Кол.-во часов

Физика и методы научного познания

2

Кинематика точки

21

Кинематика твердого тела

4

Основы динамики

17

Статика

4

Закон сохранения импульса

4

Закон сохранения энергии

11

Основы МКТ

5

Температура. Газовые законы

12

Основы термодинамики

14

Взаимные превращения жидкостей и газов

5

Поверхностное натяжение в жидкостях

5

Свойства твердых тел

4

Электростатика

21

Законы постоянного тока

12

Ток в различных средах

20

Физический практикум

8


Таблица к содержанию учебного курса 10 А,В классов

№ п/п

Показатели

1 полугодие

2 полугодие

Учебный год

1.

Количество часов в неделю

5

5

5

2.

Общее количество часов

80

90

170

3.

Повторительно – обобщающих уроков

3

3

6

4.

Контрольных работ

(диктантов/сочинений)

3

3

6

5.

Практических работ

0

1

1

6.

Лабораторных работ

4

2

6

7.

Физический практикум

0

8

8

8.

Экскурсий

9.

Уроков с региональным содержанием

8

17

25


Учебно-тематическое планирование (10А, В классы)

№ ур.

Тема раздела, уроков, количество часов

Региональный компонент

Первое полугодие (16 недель, 80 уроков)

1

1

Физика и методы научного познания (2 ч)

Предмет физики. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение.

2

2

Методы научного познания. Теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

Роль физики  в оценке влияния деятельности человека на экологию Архангельской области

1

3

Механика и законы сохранения (61 ч)

Кинематика точки (21 ч):

Механическое движение. Положение точки в пространстве. Система отсчета.

2

4

Действия над векторами и их проекциями.

3

5

Определение координат в трехмерном пространстве

4

6

Путь и перемещение.

5

7

Скорость РПД.

6

8

Уравнение движения.

7

9

Аналитическое  и графическое описание РПД

8

10

Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорости движения.

9

11

Ускорение. Единицы ускорения.

10

12

Скорость РУД. Аналитическое описание РУД.

11

13

Уравнение движения с постоянным ускорением.

Транспорт Архангельска: «за» и «против»

12

14

Решение задач.

13

15

Свободное падение.

14

16

Контрольный зачет по теме РПД

15

17

Движение под углом к горизонту.

16

18

Решение задач на движение под углом к горизонту.

17

19

Равномерное движение по окружности

18

20

Относительность движения.

19

21

Решение задач на закон сложения скоростей

20

22

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе по РПД и РУД.

21

23

Контрольная работа №1 по теме РУД.

1

24

Кинематика твердого тела (4 ч)

Поступательное движение

2

25

Угловая и линейная скорости вращения.

Безопасность аттракционов архангельского детского парка

3

26

Решение задач.

4

27

Л.Р.№1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести»

1

28

Основы динамики (17 ч)

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

2

29

Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона.

3

30

Третий закон Ньютона. Решение задач.

4

31

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

5

32

Первая космическая скорость. Решение задач.

6

33

Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести. Движение спутников и планет.

7

34

Вес. Невесомость

8

35

Силы упругости. Закон Гука.

9

36

Решение задач на закон Гука

10

37

Сила трения. Виды трения. Коэффициент трения

Тормозной путь транспортных средств. Статистика ДТП по Архангельску

11

38

Решение задач на движение с учетом силы трения.

12

39

Задачи с блоком.

13

40

Наклонная плоскость.

14

41

Решение задач смешанного типа

15

42

Лаб. раб. №2 "Исследование движения тела под действием  постоянной силы"

16

43

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе по динамике

17

44

Контрольная работа №2 по динамике.

1

45

Статика (4 ч)

Первое условие равновесия тел

Проблемы ветхого жилья в Архангельске

2

46

Решение задач

3

47

Второе условие равновесия тел. Момент сил.

4

48

Решение задач

1

49

Законы сохранения (15 ч)

Закон сохранения импульса (4 ч)

Импульс материальной точки.

2

50

Закон сохранения импульса.

Влияние запусков ракет на деятельность людей и природу Архангельской области.

3

51

Решение задач

4

52

Реактивное движение. Решение задач.

Настоящее и будущее космодрома «Плесецк»

1

53

Закон сохранения энергии (11 ч)

Работа силы. Мощность.

2

54

Энергия. Кинетическая энергия, ее изменение.

3

55

Работа силы тяжести.  Потенциальная энергия.

4

56

Решение задач на расчет мощности

5

57

Работа силы упругости.

6

58

Закон сохранения энергии.

7

59

Решение задач.

8

60

Уменьшение энергии под действием силы трения

9

61

Л.Р.№3 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости"

10

62

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе по теме «Законы сохранения»

11

63

Контрольная №3  работа по ЗС.

Молекулярная физика, термодинамика, свойства паров, жидкостей и твердых тел (45 ч)

1

64

Основы МКТ (5 ч).

Основные положения МКТ. Их опытное обоснование. Масса и размер молекул

2

65

Количество вещества. Расчет числа молекул в теле.

3

66

Диффузия и броуновское движение молекул.

4

67

Силы взаимодействия между молекулами. График зависимости силы от расстояния.

5

68

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Засорение окружающей среды отработанными материалами

1

69

Температура. Газовые законы (12 ч)

Идеальный газ в МКТ. Тепловое движение молекул.

2

70

Вывод основного уравнения МКТ.

3

71

Решение задач на основное уравнение МКТ

4

72

Температура. Тепловое равновесие. Термометры. Определение температуры.

5

73

Абсолютная температура. Шкала Кельвина.

6

74

Связь средней кинетической энергии молекул и температуры. Зависимость давления газа от температуры.

7

75

Измерение скоростей молекул. Расчет скоростей. Опыт Штерна

8

76

Уравнение состояния идеального газа.

9

77

Изопроцессы. Газовые законы.

10

78

Решение  задач на газовые законы.

11

79

Л.Р. №4 «Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении»

12

80

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)


Второе полугодие (18 недель, 90 ур)

1

81

Основы термодинамики (14 ч.)

Внутренняя энергия.

Архангельская ТЭЦ: плюсы и минусы

2

82

Работа газа в ТД.

3

83

Решение задач

4

84

Количество теплоты.

Загрязнение поверхностей водоемов и его влияние на круговорот воды в регионе

5

85

Решение задач на фазовые переходы.

Физические процессы, происходящие в атмосфере региона, их влияние на ветер. Использование энергии ветра

6

86

Первый закон ТД.

Тепловой баланс и его влияние на климат Архангельской обл.

7

87

Применение первого закона к изопроцессам.

«Тепловой мусор»

8

88

Решение задач на первый закон ТД.

9

90

Необратимость тепловых процессов. Принцип действия тепловых двигателей

Тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения окружающей среды Архангельской обл.

10

91

КПД теплового двигателя. Цикл Карно. Тепловые двигатели и защита окружающей среды

11

92

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)

12

93

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)

13

94

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе по газовым законам и ТД.

14

95

Контрольная работа №4 по газовым законам и термодинамике

1

96

Взаимное превращение

жидкостей и газов (5 ч)

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Вопросы метеорологии в Архангельской области

2

97

Влажность воздуха, ее измерение. Практич. раб. "Измерение влажности в классном кабинете с помощью термометра"

3

98

Решение задач на расчет влажности.

Значение влажности региона для жизнедеятельности человека, животных, растений

5

99

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)


1

100

Поверхностное натяжение в жидкостях (5 ч)

Молекулярное строение жидкостей. Поверхностное натяжение

2

101

Лаб. раб №5 "Измерение поверхностного натяжения жидкости"

3

102

Смачивание. Капиллярные явления

4

103

Решение задач

5

104

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)

1

106

Свойства твердых тел (4 ч)

Строение кристаллических и аморфных тел

Алмазы Беломорья

2

107

Упругие деформации. Закон Гука.

Устойчивость и упругие свойства Архангельских мостов

3

108

Решение задач на свойства твердых тел

4

109

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)

Основы электродинамики (53 ч)

1

110

Электростатика (21 ч).

Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Атмосферное электричество и его влияние на жителей архангельской области

2

111

Закон Кулона.

3

112

Решение задач на нахождение равнодействующей электрических сил

4

113

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

5

114

Силовые линии поля. Картины электростатических полей.

Влияние сильных электрических полей на население архангельской области

6

115

Решение задач на принцип суперпозиции полей

7

116

Проводники в электростатическом поле.

8

117

Диэлектрики в электростатическом поле.

9

118

Решение задач на взаимодействие зарядов в диэлектрике

10

119

Работа электростатического поля  по перемещению заряда. Потенциальная энергия заряда в поле.

11

120

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов

12

121

Связь между напряжением и напряженностью

13

122

Решение задач на равновесие заряда в эл.ст. п.

14

123

Решение задач на движение заряда в эл.ст.п.

15

124

Электроемкость. Конденсаторы

16

125

Емкость плоского конденсатора.

17

126

Решение задач

18

127

Энергия заряженного конденсатора и электрического поля

19

128

Решение задач

20

129

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

21

130

Контрольная работа №5 по теме  по теме «Электростатика»

1

131

Законы постоянного тока (12 ч).

Электрический ток. Сила тока. Плотность тока

2

132

Закон Ома для участка цепи. Виды соединения проводников.

3

133

Решение задач

4

134

Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца

Развитие энергосберегающих технологий в Арх. Обл.

5

135

Решение задач.

6

136

Электродвижущая сила

7

137

Закон Ома для полной цепи

8

138

Л.Р. №6 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

9

139

Решение задач на закон Ома для полной цепи.

10

140

Решение задач на расчет мощности полной цепи

11

141

Обобщающий урок по теме

12

142

Контрольная работа №6 "Законы постоянного тока"

1

143

Ток в различных средах (20 ч).

Электрический ток в металлах. Основные положения электронной теории.

2

144

Зависимость сопротивления проводников от температуры. Сверхпроводимость.

3

145

Решение задач

4

146

Ток в вакууме. Электронная эмиссия. Вакуумный диод.

5

147

Вакуумный триод. Электронно-лучевая трубка.

Зарождение основ телевидения. История жизни и деятельности Розинга

6

148

Решение задач

7

149

Электрический ток в электролитах. Закон электролиза.

8

150

Решение задач.

9

151

Применение электролиза в технике

История гидролизного завода в Архенгельске

10

152

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)

11

153

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость.

12

154

Примесная проводимость полупроводников

13

155

Электрический ток через контакт полупроводников p-n типа.

14

156

Полупроводниковый диод

15

157

Транзистор


16

158

Электрический ток в газах. Несамостоятельный разряд.

Электрические методы очистки воздуха в городе и области от промышленных выбросов.

17

159

Самостоятельный разряд.

18

160

Виды самостоятельного разряда в газах. Понятие о плазме.

Влияние космических излучений и выбросов

19

161

Решение задач

20

162

Урок решения задач и повторения теории (из резерва)

Физический практикум - 8 ч    ИТОГО:   170 ур.

 


Содержание учебного курса 11А, В классов

Название темы, раздела

Кол.-во часов

Электродинамика (продолжение):

20

Магнитное поле

9

Электромагнитная индукция

11

Колебания и волны:

40

Механические колебания

6

Электромагнитные колебания

13

Производство и передача электроэнергии

6

Механические волны

4

Электромагнитные волны

11

Оптика:

27

Геометрическая оптика

17

Световые волны

10

Элементы теории относительности

5

Излучение и спектры

5

Световые кванты

11

Атомная физика

5

Физика атомного ядра

19

Элементарные частицы

3

Строение Вселенной

15

Физический практикум

8

Итоговое повторение

13

ИТОГО

170


Таблица к содержанию учебного курса 11 А, В класса



№ п/п

Показатели

1 полугодие

2 полугодие

Учебн.

год

1.

Количество часов в неделю

5

5

5

2.

Общее количество часов

80

90

170

3.

Повторительно – обобщающих уроков

3

2

5

4.

Контрольных работ

(диктантов/сочинений)

3

2

5

5.

Практических работ

1

0

1

6.

Лабораторных работ

3

3

6

7.

Экскурсий

8.

Уроков с региональным содержанием

10

7

17


Учебно-тематическое планирование 11А, В классы

№ ур.

Тема раздела, уроков, количество часов

Региональный компонент

Первое полугодие

1

1

Электродинамика

(продолжение) – 20 ч.

Магнитное поле (9 ч)

Взаимодействие токов. Магнитное поле

2

2

Силовые линии поля. Вектор магнитной индукции. Вихревое поле. Правило правого буравчика.

3

3

Сила Ампера. Модуль вектора магнитной индукции. Правило левой руки.

4

4

Решение задач.

5

5

Практич. раб.«Наблюдение действия магнитного поля на ток». Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель

6

6

Сила Лоренца.

Влияние солнечного и космического излучения на жителей региона.

7

7

Решение задач.

8

8

 Магнитные свойства вещества.

Архангельские магнитные аномалии.

9

9

Решение задач.

1

10

Электромагнитная индукция (11 ч)

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.

2

11

 Направление индукционного тока. Правило Ленца.

3

12

Закон электромагнитной индукции.

4

13

Решение задач

5

14

Вихревое электрическое поле

6

15

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

7

16

Самоиндукция. Индуктивность.

8

17

Решение задач

9

18

Энергия магнитного поля.

10

19

Электромагнитное поле. Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе

11

20

Контрольная работа №1 по теме «Электродинамика»

1

21

Колебания и волны (40 ч)

Механические колебания (6 ч)

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.

2

22

Динамика колебательного движения.

3

23

Гармонические колебания.

4

24

Л.Р.№1 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

5

25

Энергия колебательного движения

6

26

Вынужденные колебания. Резонанс.

Проблемы устойчивости Архангельских мостов

1

27

Электромагнитные колебания (13 ч)

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

2

28

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

3

29

 Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре.

4

30

Период свободных электрических колебаний (формула Томсона).

5

31

Решение задач.

6

32

Переменный электрический ток.

Архангельская ТЭЦ. Ветряная электростанция

с. Красное.

7

33

Решение задач.

8

34

Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения тока и напряжения.

9

35

Решение задач

10

36

Емкостное сопротивление в цепи переменного тока.

11

37

Индуктивное сопротивление в цепи переменного тока.

12

38

Электрический резонанс.

13

39

Генератор высокочастотных колебаний. Автоколебания.

1

40

Производство и передача

 электроэнергии (6 ч)

Генерирование электрической энергии. Генераторы переменного тока.

2

41

Трансформаторы.

3

42

Производство, передача и использование электрической энергии.

Современные энергосберегающие технологии региона

4

43

Решение задач.

5

44

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

6

45

Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитные колебания. Производство и передача энергии»

1

46

Механические волны (4 ч)

Механические волны. Распространение механических волн.

2

47

Длина волны. Скорость волны.

3

48

Уравнение бегущей волны. Волны в среде

4

49

Звуковые волны. Звук.

1

50

Электромагнитные волны (11 ч)

Волновые явления. Электромагнитные волны.

2

51

Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.

3

52

Плотность потока электромагнитного излучения.

4

53

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.

Биологическое воздействие волн сверхвысокой частоты и защита от них жителей региона.

5

54

Модуляция электромагнитных волн.

6

55

Детектирование. Простейший детекторный радиоприемник.

Проблемы проводной связи в архангельской области.

7

56

Решение задач.

8

57

Распространение радиоволн. Радиолокация.

9

58

Решение задач.

10

59

 Телевидение. Развитие средств связи.

Жизнь и научная деятельность Розинга.

11

60

Обобщающий урок "Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн".

1

661

Оптика (27 ч)

Геометрическая оптика (17 ч )

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

2

62

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

3

63

Закон преломления света.

4

64

Решение задач

5

65

Л.Р.№2  «Измерение показателя преломления стекла».

6

66

Полное отражение.

Оптические явления и природа Архангельской области.

7

67

Решение задач.

8

68

Линза.

9

69

Построение изображений, даваемых линзами.

10

70

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

11

71

Формула линзы

12

72

Решение задач

13

73

Глаз. Очки. Зрительные трубы. Телескоп.

Особенности работы Областной Архангельской офтальмологической клиники

14

74

Решение задач

15

75

Л.Р.№3«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

16

76

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

17

77

Контрольная работа №3 «Геометрическая оптика»

Световые волны (10 ч)

1

78

Дисперсия света.

2

79

Интерференция механических и световых волн.

3

80

Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона.

Второе полугодие

4

81

Некоторые применения интерференции.

5

82

Решение задач на интерференцию

6

83

Дифракция механических и световых волн.

7

84

Дифракционная решетка.

8

85

Решение задач

9

86

Л.Р. №4 «Измерение длины световой волны».

10

87

Поляризация света.

1

88

Элементы теории

относительности (5 ч)

Законы электродинамики и принцип относительности.

2

89

Постулаты теории относительности. Релятивистский  закон сложения скоростей.

3

90

Зависимость энергии и импульса тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

4

91

Связь между массой и энергией.

5

92

 Решение задач.

1

А93

Излучение и спектры (5 ч)

Виды излучений. Источники света.

2

94

Спектры и спектральный анализ.

3

95

Л.Р. №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

4

96

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

«Парниковый эффект»: биологическое действие УФ, ИК излучений и условия жизнедеятельности региона.

5

97

Шкала  электромагнитных излучений.

1

98

Световые кванты (11 ч)

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект.

2

99

Законы фотоэффекта

3

100

Теория фотоэффекта.

4

101

Решение задач.

5

102

Фотоны.

6

103

Решение задач на характеристики фотонов

7

104

Применение фотоэффекта.

8

105

Давление света.

9

106

Химическое действие света.

Фотосинтез, его роль в жизни природы региона.

10

107

Повторительно-обобщающий урок

11

108

Контрольная работа №4 по теме "Теория относительности. Световые кванты"

1

109

Атомная физика (5 ч)

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.

2

110

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

Природа северного сияния.

3

111

Квантование орбит электрона в атоме и энергий атома водорода (вывод формул)

4

112

Решение задач

5

113

Вынужденное излучение света. Лазеры.

1

114

Физика атомного ядра (19 ч)

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений.

2

115

Л.Р. №6 «Изучение треков заряженных частиц».

3

116

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

4

117

Радиоактивные превращения.

5

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы.

6

118

Решение задач

7

119

Открытие нейтрона и протона. Состав ядра атома.

8

120

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

9

121

Энергия связи атомных ядер.

10

122

Ядерные реакции.

11

123

Решение задач

12

124

Энергетический выход ядерных реакций.

13

125

 Решение задач.

14

126

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Загрязнение региона продуктами ядерных реакций. Утилизация ядерных отходов.

15

127

Ядерный реактор.

Проблемы строительства атомной электростанции в архангельской области.

16

128

 Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

17

129

Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений

Успехи медицины в борьбе с раковыми заболеваниями в Архангельском Онкологическом центре.

18

130

Повторительно-обобщающий урок

19

131

Контрольная работа №5 по теме

 "Атомная и ядерная физики"

1

132

Элементарные частицы (3 ч)

Этапы развития физики элементарных частиц.

2

133

Открытие позитрона. Античастицы.

3

134

Классификация элементарных частиц

1

135

Строение Вселенной (15 ч)

Небесная сфера и координаты на ней.

2

136

Движение Солнца среди звезд.

3

137

Звездное небо.

4

138

Законы Кеплера.

5

139

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

6

140

Строение Солнечной системы

7

141

Система «Земля – Луна»

8

142

Астероиды и метеориты.

9

143

Физическая природа звезд.

10

144

Наша Галактика.

История деятельности Архангельского планетария

11

145

Другие Галактики.

12

146

Метагалактика.

13

147

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

14

148

Происхождение планет.

15

149

Жизнь и разум во Вселенной.

Физический практикум - 8 часов

Повторение  - 13 часов

ИТОГО - 170 часов


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебной программы по физике 8 класс

Рабочая программа курса "Физика" составлена в соответствии с образовательной программой Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Содержание рабочей программы состоит из трёх основных разделов, каждый из которых вк...

Рабочая учебная программа по физике для 7 класса.

Рабочая прогамма по физике для 7 класса разработана на основе прогаммы А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник и предполагает реализацию поУМК А.В. Пёрышкина. Соответствует ФГОС 2004 года....

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...

Рабочая учебная программа по физике для 7 класса по учебнику Перышкина А.В.

Рабочая программа по физике для 7 класса (базовый уровень)  составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, Примерной программы...

Рабочая учебная программа по физике

Рабочая программа учебного курса по физике для 11 класса разработана на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы...

Учебные программы по физике и астрономии 2017-2018 учебный год

Здесь представлены учебные программы для учащихся 7-9 классов к учебнику А. В. Перышкина, а также програмы по физике для 10-11 классов к учебнику Б. Б. Буховцева и Г.Я. МякишеваТакже программа по астр...