Путешествие в стране физики
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Мухамадеева Диана Джалиловна

Урок- игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestviya_v_strane_fiziki.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме

«Первоначальные сведения о строении вещества»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества».

Задачи:

  1. Образовательные: проверить знания и умения учащихся, проверить как учащиеся применяют полученные знания по данной теме.

  1. Развивающие: создать условия для развития грамотной монологической речи, элементов творчества учащихся, умений анализировать условия заданий, ответ одноклассника,  применять знания в новой ситуации,  работать в группе.

  1. Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за товарищей, доброжелательного общения, взаимопомощи.

Ход урока

 Этапы урока:

I. Организационный этап.

II. Обобщение и систематизация знаний.

III. Проверка знаний

IV. Заключительный этап.

V. Домашнее задание.

Ход урока.

I . Организационный этап (2 мин.)

Здравствуйте. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться! Я готов к работе. Я работаю!». Прекрасно! Итак, работаем!

 Тема нашего урока «Первоначальные сведения о строении вещества». У нас непросто урок, а урок путешествие. Мы с вами будем путешествовать по станциям загадок ,сказок и практических заданий . (Слайд 3).

 Ребята давайте мы свами попробуем сформулировать цель нашего урока. (ответ детей).

II.  Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Молодцы ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретённые умения и навыки.

Ну что же начинаем наш урок с разминки. Отправляемся на первую станцию «станция загадок». Это будут загадки. (слайд 5).

Молодцы, ребята.

Сейчас ответьте мне, пожалуйста, на  вопрос: «как звали ученого, который считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек». (Демокрит).

Хорошо молодцы. След. Вопрос:

Для чего нам знать строения веществ? (ответ: Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе).

Молодцы ребята!

Ну а сейчас давайте построим цепочку, ответив на  следующие вопросы (выходим и пишем ответ на доске ):

1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела. 

2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?-  Из вещества

3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул. 

4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов. 

На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества—молекула—атом. Молодцы ребята. 

Учитель: Сейчас мы свами отправимся в путешествие на следующую станцию, которая называется «станция сказки». (слайд 16)

Я прочитаю вам прочитаю сказку, а вы послушаете и сделаете очень важные выводы. Затем вы услышите несколько пословиц и поговорок, которые отражают ряд физических явлений. Эти явления вы должны будете отгадать и назвать. Итак, слушаем.

Сказка «Молекуляндия».

В 985-м царстве, 2597-м государстве жил-был король Энергиус, Он управлял страной Молекуляндией, где жили молекулы. Молекулы – суетливый народ, постоянно куда-то спешат, бегают, сталкиваются и никогда не извиняются. Если они столкнуться меньше 2000 раз в секунду, то температура в стране понизится, наступит зима, А это Энергиусу ни к чему, так как в Молекуляндии курортный сезон, туристы из всех соседних стран диффундируют туда, а если наступит зима, то туристы продиффундируют обратно. И в стране не будет денег на прокорм такого количества жителей. Иногда полиция поймает молекулу и начнёт её трясти, та сразу увеличивает свою энергию, Вот так в Молекуляндии поддерживается лето.

Вопросы учителя к ученикам:

1. Кто жил в стране Молекуляндии, какими были её жители?

2. Почему молекулы должны сталкиваться 2000 раз в секунду?

3. Что означает продиффундируют?

Ученики отвечают на вопросы, после которых делают

 вывод: молекулы непрерывно движутся, а скорость их движения зависит от  температуры. (слайд 16)

Сказка «Молекула». (слайд 17)

Жила-была на свете маленькая-премаленькая молекула Узнавайка, она всё время пыталась что-нибудь узнать. Она жила в газообразном состоянии и поэтому бегала везде, её не могла остановить ни одна молекула. У неё был сосед по имени Узнавай. Однажды они решили побывать в жидком и твёрдом состояниях. Друзья сначала хотели побывать в твёрдом состоянии и побежали к первому попавшемуся камню. Они еле-еле начали залезать внутрь. Там теснота, все обитатели очень ленивы и не пытались бегать, а только колебались на своей жилплощади .Нашим друзьям стало неудобно. Вдруг кто-то начал тереть этот камень о другой. Температура внутри него подскочила, внутренняя энергия тоже. Друзьям стало не по себе. Они решили во, чтобы то ни стало выбраться, а выбравшись, так обрадовались своему родному дому, что не захотели лететь в жидкое состояние.

Вопросы учителя к ученикам:

1. В каких состояниях могут жить все молекулы?

2. Каков характер движения молекул в газах и твёрдых телах?

После ответов учеников делают

 выводы: в твёрдых телах молекулы расположены очень близко друг к другу, они движутся около положения равновесия, оставаясь на одном месте;

 в газах молекулы движутся свободно во всех направлениях, расстояние между молекулами очень большие, молекулы практически не взаимодействуют друг с другом.

Учитель: Ребята, мы слышали в сказке, что друзья не захотели побывать в жидком состоянии. Можете ли вы объяснить, почему? Связано ли это с тем, как располагаются и движутся молекулы жидкости?

 Ответ:  в жидком состоянии молекулы тоже близко располагаются друг к другу, но это расстояние больше, чем у твёрдых тел; молекулы колеблются около своих положений, но могут иногда их покидать и переходить в другие положения;

 Какое свойство жидкости отражено в поговорке «У воды гибкая спина»? (слайд 18)

ответ: ожидкость обладает текучестью, т. е. может принимать форму сосуда.

Три важных свойства:

–  все тела состоят из маленьких частиц (молекул);

– эти частицы беспорядочно движутся;

– эти частицы взаимодействуют между собой.

Учитель предлагает послушать загадку, отгадать её и объяснить.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан Я летаю, я бегу, я стеклянной быть могу. Ученики называют отгадку – ВОДА – и объясняют, что вода, как и любое другое вещество, может быть твёрдой – стеклянная, жидкой – ручей и океан,  газообразной – туман. (слайд 19)

III. Проверка знаний. Ребята сейчас мы с вами заполним ленту- кроссворд.

  1. Станция заданий. Физический диктант. Заполнение ленты-кроссворда

3      ф

6        и

3        з

2      и

5        к

4       а

  • Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия
  • Всевозможные изменения в окружающем мире – явления
  • Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное
  • Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое
  • Мельчайшая частица вещества – молекула
  • Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание
  • Давайте прочитаем, что у нас получилось. Физика- давайте вспомним что это. (ответ детей).

  1. Решение задач.

Карточки: (слайд 20)

В левом столбце приведено 5 задач. В правом даны краткие ответы. Подберите к каждой задаче нужный ответ. Впишите в тетрадь в столбик номера задач, а напротив букву, которой обозначен подходящий ответ.

Задачи

Ответы

1. Почему маленькая крупинка краски, растворяясь в воде, может окрасить воду по всему объему?

А. Силы притяжения между частицами вещества действуют на малом расстоянии – порядка размера частиц.

2. Сосуд разделен перегородкой. В одной половине сосуда находится водород в другой – азот. Если перегородку убрать, то через некоторое время газы самопроизвольно проникнут друг в друга. Почему?

Б. Между молекулами существуют силы притяжения.

3. Для того чтобы разломить кусок мела нужно приложить усилие. Почему?

В. Вещества состоят из маленьких частиц.

4. Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без склеивающих средств соединить эти части в одну?

Г. При сильном сближении частиц вещества между ними возникают силы отталкивания.

5. Почему между молекулами существуют промежутки?

Д. Частицы вещества движутся непрерывно и хаотически.

  1. Карточка «что есть что?» (слайд 22)

  1. Творческое задание: написание синквейна. (слайд 25)

Синквейн- это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящая из пяти нерифмованных строк.

Правила написания синквейна:

  1. 1 строка- одно ключевое слово, определяющее тему (одно существительное, выражающее главную тему).
  2. 2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему (два прилагательных выражающих главную тему).
  3. 3 строка- три глагола, описывающие действия, относящееся к теме.
  4. 4 строка- целая фраза, предложение состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме (фраза несущая определенный смысл).
  5. 5 строка- это слово- резюме, которое выражает личное отношение к теме (заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом).

Давайте послушаем что у нас получилось: ответы детей

IV. Рефлексия. Ожидаемые результаты.

1. Обобщение знаний по  данной теме.

2.Успешное выполнение практической работы.

3.Умение находить, отбирать и систематизировать информацию.

4.Умение  формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сделать рисунки к сказкам, услышанным на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Презентация. Путешествие в страну "Физика"

Урок - игра путешествие в страну  "Физика"...

Путешествие по стране физика

Урок- игра "Путешествие  по стране физика" по теме "Оптика"  для для обучающихся 8 класса...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Физики" для учащихся 7-8 классов

Познавательное мероприятие по  разделам физики за курс 7 и 8 класса. Используются интересные задания по литературным произведениям....

План сценарий игры для 9 класса по физике. "Путешествии в страну физики"

Внеклассное мероприятие (1-2 часа) для учиников 9х классов....

Игра "Путешествие в страну "Физика""

В разработке представлен материал, который учитель может использовать как для проведения внеклассного занятия, так и на обобщающем уроке. Материал содержит конкурсы различной направленности: знан...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ ФИЗИКИ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ«НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ ФИЗИКИ»...