Рабочая программа факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса
календарно-тематическое планирование по физике (6 класс) на тему

Тематическое планирование факультативного занятия  по физике для учащихся 6 класса " Введение в курс физики". Программа расчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержит теоретический материал и экспериментальные задания по темам: " Введение", " Первоначальные сведения о строении вещества", " Взаимодействие тел".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

рабочей программы

Тип программы  программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа факультативного  курса « Введение в курс физики для учащихся 6 классов».

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 3» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ «СОШ № 3» программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.

Категория обучающихся: учащиеся  6-х классов МБОУ « СОШ № 3»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  1 час в неделю

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Пояснительная записка

Программа факультативного  курса «Введение в курс физики для учащихся 6 классов» предназначена для учащихся 6 классов, рассчитана на 35 часов. В курсе используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования,  позволяющие продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.  Содержание курса направлено на формирование интереса к учебному исследованию. Факультативный курс позволяет  применить на практике те навыки которые у учащихся уже сформированы в 5 классе: совместная работа в группе по обсуждению проблем; самостоятельное планирование деятельности; разработка способов оценки деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников и оценка определяются по анкетам и отчетам. Актуальность данного курса заключается в следующем: формирование исследовательских умений поддерживает фундаментальность образования, а формирование проектных умений позволяет быть образованию современным, адаптировать школьников к быстро меняющимся изменениям в окружающем мире. Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой.

Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.                    

Задачи курса:

  • ввести в курс предмета физика;
  • выявить способных учащихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;
  • развивать познавательную активность и самостоятельность;
  • развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности

учащихся.

Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • что изучает физика;
  • методы изучения природы;
  • что такое физическая величина и как ее измерить;
  • овладеть навыками исследовательской деятельности;

Учащиеся должны уметь

  • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
  • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять инструкции по технике безопасности;
  • оформлять результаты исследования.

При изучении предмета у учащихся формируются такие компетенции как:

коммуникативная – ученик стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней; предметная – проявление интереса и способностей в физике;  исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

автономизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению,самообразованию.


Примерное тематическое планирование  учебного материала

Название разделов и тем курса

Лекции

Практ. занятия

Всего

  Введение (13 часов)

13

1.

Природа и человечество. Физика.

1

2.

Астрономия-наука о небесных телах.

1

3.

Научные методы изучения природы.

4.

Эксперимент-метод установления и проверки физических законов.

1

5.

Физическая теория.

1

6.

Физические величины и их измерения.

1

7.

Метрическая система мер.

1

8.

Точность измерений и вычислений.

1

9.

Определение цены деления прибора.

1

10.

Запись больших и малых чисел. Знакомство с приставками.

1

11.

Измерение объема тел правильной формы с помощью линейки.

1

12.

Измерение объема тел с помощью мензурки.

1

13.

Измерение площади ладони и стопы.

1

Первоначальные сведения о строении вещества.  

5

14.

Строение веществ. Молекула.

1

15/16.

Явление диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.

1

1

17.

Три состояния вещества.

1

18.

Игра « Смотр знаний»

1

Взаимодействие тел.  

12

19.

Механическое движение.

1

20.

Скорость движения.

    1

21.

Измерение времени движения. Расчет пути и скорости движения.

1

22.

Инерция.

1

23.

Масса тела.

1

24.

Работа с рычажными весами. Измерение массы тела.

1

25.

Плотность вещества.

1

26.

Определение плотности  различных веществ лабораторным способом.

1

27.

Сила. Виды сил.

1

28.

Работа с динамометром.

1

29.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

30.

Момент силы. Проверка правила моментов.

1

  Погрешности измерений

3

31.

Понятие  о  погрешности  измерений

1

32/33.

Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов.

1

1

  Практическое использование физических знаний

2

34.

Физика и игрушка.

1

35.

Игра « Физико-математический КВН»

1

Итого часов

18

17

35

                                     Содержание  обучения.

1.Введение (13 часов).

Природа и человечество. Физика. Астрономия-наука о небесных телах. Научные методы изучения природы. Эксперимент-метод установления и проверки физических законов. Физическая теория. Физические величины и их измерения. Метрическая система мер. Точность измерений и вычислений. Запись больших и малых чисел. Знакомство с приставками.

Лабораторные работы:

Определение цены деления прибора.

Измерение объема тел правильной формы с помощью линейки.

Измерение объема тел с помощью мензурки.

 Измерение площади ладони и стопы.

2. Первоначальные сведения о строении вещества. ( 5 часов)

Строение веществ. Молекула. Явление диффузии. Три состояния вещества.

Лабораторные работы:

Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.

3. Взаимодействие тел. ( 12 часов).

Механическое движение. Скорость движения. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Виды сил. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

Лабораторные работы:

Измерение времени движения. Расчет пути и скорости движения.

Работа с рычажными весами. Измерение массы тела.

Определение плотности  различных веществ лабораторным способом.

Работа с динамометром.

Проверка правила моментов.

Погрешности измерений ( 3 часа).

 Понятие  о  погрешности  измерений. Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов.

Практическое использование физических знаний ( 2 часа).

Игра « Физико-математический КВН». Физика и игрушка.

Литература:

1. Учебник по физике для учащихся 7 класса автор А.В. Перышкин, Москва, Дрофа,2011 г.

2. Физика и астрономия.

3. Книга для чтения по физике.

4. Физика-юным.

5. Беседы по физике.

6. Хрестоматия по физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе

В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе

В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

Рабочая программа факультативных занятий по психологии в 5 классе

Переход ребенка из начальной школы в среднее звено - это нелегкий этап в жизни любого школьника. "Трудности роста" связаны с абсолютно иной организационной структурой построения учебного процесса. эти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3  классов...

Программа факультативного курса по физике для учащихся 10-11 классов «ФИЗИКА. ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ»

Цель курса: помочь учащимся готовиться к итоговой аттестации, контролировать уровень подготовки по основным разделам курса физики...