Главные вкладки

    Рабочая программа факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса
    календарно-тематическое планирование по физике (6 класс) на тему

    Тематическое планирование факультативного занятия  по физике для учащихся 6 класса " Введение в курс физики". Программа расчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержит теоретический материал и экспериментальные задания по темам: " Введение", " Первоначальные сведения о строении вещества", " Взаимодействие тел".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Паспорт

    рабочей программы

    Тип программы  программа основного  общего образования

    Статус программы: рабочая программа факультативного  курса « Введение в курс физики для учащихся 6 классов».

    Назначение программы:

    • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
    • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 3» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
    • для администрации МБОУ «СОШ № 3» программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.

    Категория обучающихся: учащиеся  6-х классов МБОУ « СОШ № 3»

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени: 35 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим занятий:  1 час в неделю

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

    Пояснительная записка

    Программа факультативного  курса «Введение в курс физики для учащихся 6 классов» предназначена для учащихся 6 классов, рассчитана на 35 часов. В курсе используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования,  позволяющие продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.  Содержание курса направлено на формирование интереса к учебному исследованию. Факультативный курс позволяет  применить на практике те навыки которые у учащихся уже сформированы в 5 классе: совместная работа в группе по обсуждению проблем; самостоятельное планирование деятельности; разработка способов оценки деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников и оценка определяются по анкетам и отчетам. Актуальность данного курса заключается в следующем: формирование исследовательских умений поддерживает фундаментальность образования, а формирование проектных умений позволяет быть образованию современным, адаптировать школьников к быстро меняющимся изменениям в окружающем мире. Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой.

    Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.

    Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.                    

    Задачи курса:

    • ввести в курс предмета физика;
    • выявить способных учащихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;
    • развивать познавательную активность и самостоятельность;
    • развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности

    учащихся.

    Ожидаемые результаты

    По окончании курса учащиеся должны знать:

    • что изучает физика;
    • методы изучения природы;
    • что такое физическая величина и как ее измерить;
    • овладеть навыками исследовательской деятельности;

    Учащиеся должны уметь

    • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
    • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
    • проводить измерения с помощью различных приборов;
    • выполнять инструкции по технике безопасности;
    • оформлять результаты исследования.

    При изучении предмета у учащихся формируются такие компетенции как:

    коммуникативная – ученик стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней; предметная – проявление интереса и способностей в физике;  исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

    автономизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению,самообразованию.


    Примерное тематическое планирование  учебного материала

    Название разделов и тем курса

    Лекции

    Практ. занятия

    Всего

      Введение (13 часов)

    13

    1.

    Природа и человечество. Физика.

    1

    2.

    Астрономия-наука о небесных телах.

    1

    3.

    Научные методы изучения природы.

    4.

    Эксперимент-метод установления и проверки физических законов.

    1

    5.

    Физическая теория.

    1

    6.

    Физические величины и их измерения.

    1

    7.

    Метрическая система мер.

    1

    8.

    Точность измерений и вычислений.

    1

    9.

    Определение цены деления прибора.

    1

    10.

    Запись больших и малых чисел. Знакомство с приставками.

    1

    11.

    Измерение объема тел правильной формы с помощью линейки.

    1

    12.

    Измерение объема тел с помощью мензурки.

    1

    13.

    Измерение площади ладони и стопы.

    1

    Первоначальные сведения о строении вещества.  

    5

    14.

    Строение веществ. Молекула.

    1

    15/16.

    Явление диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.

    1

    1

    17.

    Три состояния вещества.

    1

    18.

    Игра « Смотр знаний»

    1

    Взаимодействие тел.  

    12

    19.

    Механическое движение.

    1

    20.

    Скорость движения.

        1

    21.

    Измерение времени движения. Расчет пути и скорости движения.

    1

    22.

    Инерция.

    1

    23.

    Масса тела.

    1

    24.

    Работа с рычажными весами. Измерение массы тела.

    1

    25.

    Плотность вещества.

    1

    26.

    Определение плотности  различных веществ лабораторным способом.

    1

    27.

    Сила. Виды сил.

    1

    28.

    Работа с динамометром.

    1

    29.

    Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

    1

    30.

    Момент силы. Проверка правила моментов.

    1

      Погрешности измерений

    3

    31.

    Понятие  о  погрешности  измерений

    1

    32/33.

    Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов.

    1

    1

      Практическое использование физических знаний

    2

    34.

    Физика и игрушка.

    1

    35.

    Игра « Физико-математический КВН»

    1

    Итого часов

    18

    17

    35

                                         Содержание  обучения.

    1.Введение (13 часов).

    Природа и человечество. Физика. Астрономия-наука о небесных телах. Научные методы изучения природы. Эксперимент-метод установления и проверки физических законов. Физическая теория. Физические величины и их измерения. Метрическая система мер. Точность измерений и вычислений. Запись больших и малых чисел. Знакомство с приставками.

    Лабораторные работы:

    Определение цены деления прибора.

    Измерение объема тел правильной формы с помощью линейки.

    Измерение объема тел с помощью мензурки.

     Измерение площади ладони и стопы.

    2. Первоначальные сведения о строении вещества. ( 5 часов)

    Строение веществ. Молекула. Явление диффузии. Три состояния вещества.

    Лабораторные работы:

    Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.

    3. Взаимодействие тел. ( 12 часов).

    Механическое движение. Скорость движения. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Виды сил. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

    Лабораторные работы:

    Измерение времени движения. Расчет пути и скорости движения.

    Работа с рычажными весами. Измерение массы тела.

    Определение плотности  различных веществ лабораторным способом.

    Работа с динамометром.

    Проверка правила моментов.

    Погрешности измерений ( 3 часа).

     Понятие  о  погрешности  измерений. Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов.

    Практическое использование физических знаний ( 2 часа).

    Игра « Физико-математический КВН». Физика и игрушка.

    Литература:

    1. Учебник по физике для учащихся 7 класса автор А.В. Перышкин, Москва, Дрофа,2011 г.

    2. Физика и астрономия.

    3. Книга для чтения по физике.

    4. Физика-юным.

    5. Беседы по физике.

    6. Хрестоматия по физике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

    Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

    По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

    Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

    Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе

    В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

    Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе

    В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

    Рабочая программа факультативных занятий по психологии в 5 классе

    Переход ребенка из начальной школы в среднее звено - это нелегкий этап в жизни любого школьника. "Трудности роста" связаны с абсолютно иной организационной структурой построения учебного процесса. эти...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3  классов...