Главные вкладки

    Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
    рабочая программа (7 класс) по теме

    Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам,  о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических  устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike.doc121.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    «МЕГИОНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА VIII ВИДА»

    _______________________________________________________________________________________________________________________

         

                   

                                                                                                                                                                       

    Рабочая программа

    факультативного курса «Элементы физики»

    для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    на 2012 – 2013 учебный год

    Составитель: Касимова Гузалия Наримановна,

                                                                                                                         учитель математики

    2012  год

    Мегион

    Пояснительная записка

            Рабочая  программа   факультативного курса «Элементы физики» для 7 класса коррекционной школы VIII вида составлена на основе  авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. с учетом психофизических особенностей и возможностей умственного развития  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

            Цель программы: Сформировать у школьников представления и понятия о физических процессах и явлениях

    Основными  задачами  факультативного курса  «Элементы физики»  являются:

    1. Сообщение учащимся знания об основных физических явлениях, происходящих в природе, первоначальных сведений о строении вещества и о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
    2. Формирование правильного понимания и отношения к физическим явлениям, происходящим в живой и неживой природе.
    3. Воспитание бережного отношения к природе.
    4. Коррекция высших психических функций умственно отсталых учащихся, развитие речи, мышления. наблюдательности, формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.

            Возможность изучения элементов физики на факультативных занятиях (1 час в неделю) предусмотрена Базисным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование занятий факультативного курса «Элементы физики» в 7 классе рассчитано на 34 часа. Обучение осуществляется на основе  учебника физики для 7 (А.В. Перышкин / М. Дрофа, 2001г.) и по пособию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин  «Физика в твоей жизни» 9-10 классы)

            Факультативные занятия могут проводиться с учащимися для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, которые дают возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки, безопасности в современном обществе и быту. Факультативный курс знакомит учащихся с элементами физики и основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.

                 Календарно-тематическое планирование содержит основные темы из курса физики средней школы, но отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, физических терминов и глубиной раскрытия причинно-следственных сведений. Выводы различных теоретических положений опираются на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. При построении урока целесообразно использовать такой же принцип. Проводя аналогии между жизненным опытом школьников и физическим экспериментом, необходимо переходить к теоретическим положениям и обобщениям. Развивая теоретические положения, нужно показать их практическое применение в повседневной жизни и тем самым расширить кругозор и жизненный опыт учащихся.

            Факультативный курс  «Элементы физики» предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных  на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

    Содержание факультатива «Элементы физики»

    Темы разделов

    Количество часов

    Из них практические и лабораторные работы

    1

    Предмет физики

    Что изучает физика?

    Физические явления. Способы изучения физических явлений. Физические величины.

    Физические измерения

    4

    1

    2

    Первоначальные сведения о строении вещества

    Строение вещества.

    Свойства молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

    Вещество и его агрегатные состояния.

    Смачивание и капиллярность.

    Плотность.

    5

    1

    3

    Взаимодействия тел

    Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

    Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

    Инерция. Взаимодействия тел.

    Масса тела. Расчет массы тела и объема тела по его плотности.

    Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости.

    Вес тела. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

    7

    2

    4

    Давление твердых тел, жидкостей и газов

    Давление. Единицы давления.

    Давление газа.

    Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

    Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.

    Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земля.

    Измерение атмосферного давления.

    Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

    Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

    Плавание тел. Плавание судов.

    Воздухоплавание.

    10

    1

    5

    Работа и мощность. Энергия

    Механическая работа. Единицы работы.

    Мощность. Единицы мощности.

    Простые механизмы.

    Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

    Момент силы

    Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

    Равенство работ при использовании простых механизмов.

    Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

    8

    1

    ИТОГО

    34

    6

            

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся по факультативному курсу «Элементы физики»

    Учащиеся должны знать:

    1. Основные физические термины
    2. Основные физические величины. Единицы их измерения в системе СИ
    3. Элементарное представление о строении вещества, различии в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
    4. Основные формулы для расчета скорости, пути и времени движения, силы тяжести, массы и объема тела по его плотности
    5. Простые механизмы, правило равновесия рычага.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Применять формулы для расчета скорости, пути и времени движения
    2. Определять по показаниям приборов температуру воздуха и воды
    3. Применять рычаг в быту и на производстве

    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    ПРЕДМЕТ

                    класс

    ПРОГРАММА

    УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

    Элементы физики

    7 класс

    «Программы для общеобразовательных учреждений.»

     Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /  Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.

    1.

    А.В. Перышкин  «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г

    2.

    В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин  «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Список используемой литературы:

    1. В.В.Воронкова, М.Н.Перова, В.В.Экк и др., «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», под редакцией   В.В.Воронковой.
    2.  «Программы для общеобразовательных учреждений.» Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /  Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.
    3. А.В. Перышкин  «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г.
    4. В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин  «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Тематическое планирование уроков

    по элементам физики

    7 класс (1 час в неделю)

     34 недели – 34 часа

    2012 – 2013 учебный год

    Тема урока

    Кол-во часов

    Лабораторные и практические работы

    Основные понятия

    Требования к уровню

    подготовки

    обучающихся

    Тип урока

    Домашнее задание

    Дата

    I четверть – 9 часов

    Предмет физики

    4

    Знать основные физические термины;

    основные физические величины; единицы их измерения в системе СИ

    1

    Что изучает физика?

    1

    Наука о природе

    Объекты природы

    Живая и неживая природа

    Явления природы

    Вещество

    Вводный урок

    2

    Физические явления. Способы изучения физических явлений.

    1

    Физическое явление, физическое тело

    Гипотеза, опыт, наблюдения

    Изуч.нов.мат.

    3

    Физические величины.

    1

    Физическое явление, Физический закон

    Единицы длины, массы, времени

    Комбиниров.

    4

    Физические измерения

    1

    Практическая работа: Определение простейшими измерительными приборами размера предметов.

    Физическая величина, физическое тело

    Измерительные приборы: простейшие и усложненные.

    Шкала деления.


    Комбиниров.

    Первоначальные сведения о строении вещества

    5

    Знать элементарное представление о строении вещества;

    1. различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

    5

    Строение вещества.

    1

    Объем тела

    Изменение объема при нагревании и охлаждении

    Мельчайшие частицы

    Изуч.нов.мат.

    6

    Свойства молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

    1

    Молекула

    Атомы

    Молекула воды

    Диффузия

    Комбиниров.

    7

    Вещество и его агрегатные состояния.

    1

    Молекула вещество

    Агрегатное состояние вещества: жидкое, твердое, газообразное

    Свойства веществ в различных состояниях

    Комбиниров.

    8

    Смачивание и капиллярность.

    1

    Лаб. работа: Растекание жидкости по поверхности твердого тела; подъем смачивающей жидкости по тонкому капилляру.

    Физическое явление: смачивание и капиллярность

    Проявление смачивания и капиллярности в быту.

    Комбиниров.

    9

    Плотность.

    1

    Вещество, масса, объем, плотность физического тела

    Измерительные приборы: плотномер, ареометр

    Использование знаний о плотности вещества в быту.

    Комбиниров.

    II четверть – 7 часов

    Взаимодействия тел

    7

    1

    Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

    1

    Изменение положения тела

    Понятие механического движения

    Длина траектории

    Примеры равномерного и неравномерного движения.

    Знать основные формулы для расчета скорости, пути и времени движения, силы тяжести, массы и объема тела по его плотности

    Уметь применять формулы для расчета скорости, пути и времени движения

    Изуч.нов.мат.

    2

    Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

    1

    Практич. работа: Расчет скорости, пути и времени движения.

    Понятие скорости

    Измерение скорости

     Формулы для расчета скорости, пути и времени движения

    Ускорение

    Комбиниров.

    3

    Инерция. Взаимодействия тел.

    1

    Изменение скорости

    Понятие инерции

    Действие тел друг на друга Проявление инерции в жизни

    Комбиниров.

    4

    Масса тела. Расчет массы тела и объема тела по его плотности.

    1

    Практич. работа: Расчет массы и объема тела по таблице плотности

    Понятие массы тела, единицы измерения в СИ

    Измерение массы

    Плотность веществ

    Комбиниров.

    5

    Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости.

    1





    Понятие силы

    Деформация тел

    Явление тяготение, земное притяжение

    Закон всемирного тяготения

    Сила тяжести

    Сила упругости

    Закон Гука

    Комбиниров.

    6

    Вес тела.

    1

    Понятие веса тела

    Сила тяжести

    Условия возникновения невесомости

    Иметь понятия о весе тела, о силе трения.

    Комбиниров.

    7

    Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

    1

    Трение скольжения

    Трение качения

    Разница между трениями

    Понятие трения покоя

    Примеры трения в природе и технике

    Комбиниров.

    III четверть – 10 часов

    Давление твердых тел, жидкостей и газов.

    10

    Понятие давления.

    Площадь поверхности. Единицы измерения давления.

    Иметь представление о давлении, о давлении в жидкостях и газе.

    Знать практическое применение знаний о давлении.

    1

    Давление. Единицы давления.

    1

    Изуч.нов.мат.

    2

    Давление газа.

    1

    Зависимость между объемом газа и давлением газа

    Комбиниров.

    3

    Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

    1

    Способ передачи давления жидкостями и газами. Опыт и закон Паскаля

    Комбиниров.

    4

    Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.

    1

    Лабор. работа: сообщающиеся сосуды

    Давление в жидкостях, давление в газах на разных уровнях, на одном и том же.

    Расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах

    Комбиниров.

    5

    Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земля.

    1

    Понятие атмосферного давления, существование воздушной оболочки. Технические устройства, основанные на действии атмосферного давления

    Знать практическое применение знаний о давлении.

     Уметь определять по показаниям приборов температуру воздуха и воды и атмосферное давление

    Комбиниров.

    6

    Измерение атмосферного давления.

    1

    Опыт Торричелли

    Ртутный барометр

    Комбиниров.

    7

    Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

    1

    Нормальное атмосферное давление, анероиды, высотомер, манометры, их применение.

    Комбиниров.

    8

    Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

    1

    Существование выталкивающей силы, действие выталкивающей силы. Архимед, архимедова сила

    Комбиниров.

    9

    Плавание тел. Плавание судов.

    1

    Причина плавания тел. Осадка судна.

    Водоизмещение судна.

    Комбиниров.

    10

    Воздухоплавание.

    1

    Условия, необходимые для воздухоплавания. Аэростаты, стратостаты, дирижабли

    Комбиниров.

    IV четверть – 8 часов

    Работа и мощность. Энергия.

    8

    1

    Механическая работа. Единицы работы.

    1

    Понятие работы, механической работы

    Знать простые механизмы, правило равновесия рычага.

    Уметь применять рычаг в быту и на производстве


    Изуч.нов.мат.

    2

    Мощность. Единицы мощности.

    1

    Понятие мощности. Единицы мощности в технике

    Комбиниров.

    3

    Простые механизмы.

    1

    Какие бывают простые механизмы

    Комбиниров.

    4

    Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

    1

    Практ. работа: использование рычага при поднятии груза

    Плечо силы, точка опоры. Ознакомление с правилом равновесия рычага.

    Комбиниров.

    5

    Момент силы

    1

    Правило моментов, единицы момента силы

    Комбиниров.

    6

    Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

    1

    Применение рычагов, их использование в технике, быту, природе Неподвижный и подвижный блоки. Цели применения блоков.

    Комбиниров.

    7

    Равенство работ при использовании простых механизмов.

    1

    Соотношение между силами, действующими на рычаг

    «Золотое правило» механики

    Комбиниров.

    8

    Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

    1

    Понятие энергии. Использование энергии.

    Комбиниров.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

    Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

    Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...

    Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Рабочая программа по географии для  6 - 9 классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...