Урок-игра по физике "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Самаркина Инна Алексеевна

Данный урок напревлен на повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач.

Основные задачи урока-игры:

- Образовательная:  учить учащихся грамотно излагать свои мысли;

                 проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы графически, подвести учащихся к выводам о значимости изучаемой темы.

                -  Развивающая:  Развитие умения самостоятельной работы с фактическим материалом; развитие мышления, навыков подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку       зрения;    раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.

                - Воспитательная:  развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам, развития чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saytteplovye_23.09._yavleniya_poezd.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тепловые явления»

8 класс

Разработала учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Самаркина И.А.

«Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждет вас, друзья»

(Академик А. Н. Несмеянов)

 Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач.

Задачи урока:

Образовательная:  учить учащихся грамотно излагать свои мысли;

проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы графически, подвести учащихся к выводам о значимости изучаемой темы.

 Развивающая:  Развитие умения самостоятельной работы с фактическим материалом; развитие мышления, навыков подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения; раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.

Воспитательная:  развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам, развития чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор, картина А.К. Саврасова  «Грачи прилетели», картина И.И. Шишкина «Зима», презентация к уроку (в презентации к уроку эти картины есть в электронном виде), «Путевые листки».

Запись на слайде: «Физику все дружно изучайте

                        И задачи разные решайте

                        Вам помогут в жизни эти знанья-

                        Не страшны вам будут все заданья,

                        По плечу вам станут все терзанья!»

План урока:

  1. Водный контроль основных понятий.
  2. Актуализация знаний

Ход урока.

Учитель: 

        Тепловые явления -это очень красивые явления. Поэты и художники часто описывают их в своих произведениях. Взгляните на картину А.К. Саврасова  «Грачи прилетели», на картину И.И. Шишкина «Зима». Как вы думаете, почему именно эти репродукции нам понадобились на уроке?» Мы сегодня будем повторять тепловые явления!

Учитель: На каждой станции к нашему экспресс- поезду «Тепловые явления» будет прикрепляться вагон знаний, который поможет вам повторить и закрепить ранее изученный материал, и чем больше мы успеем сегодня с вами вспомнить, тем длиннее будет поезд знаний «Тепловые явления»

/

Учитель: «Молодец, спасибо! Ребята, а сейчас мы находимся на станции «Разминка». Нам необходимо разделиться на три команды: первый ряд - «Дождинки», второй - «Снежинки», третий- «Льдинки». Я буду зачитывать вопрос, а вы в быстром темпе даете разъяснения, кто знает, тот сразу начинает отвечать, остальные молча, не перебивая, слушают.

         ?В каком случае тела могут совершать работу? Виды энергии.

         ?Какую энергию называют внутренней? Как ее можно изменить?

          ?Что такое теплопередача? Виды теплопередачи.    

          ?Что такое теплопроводность?

        ?Что такое конвекция?

        ?Что такое излучение?

         ?Что понимают под удельной теплоемкостью вещества?

        ?Как рассчитать  количество теплоты? Единица количества теплоты.

        ?Что называется теплотой сгорания топлива? Единица удельной теплоты сгорания топлива.

        ?Чему равна удельная теплоемкость воды? Что это число означает?

Учитель: Молодцы! Наш экспресс поезд стал длиннее ещё на один вагон - это значит, что мир ваших знаний расширился и укрепился.

станция «Формулы». Запись на доске.

Сейчас объявляется станция «Новости».

1 ученица: Для измерения температуры используется термометр. В обычной жизни пользуются комнатными или медицинскими термометрами.

Когда говорят о температуре по Цельсию, то имеют в виду шкалу температур, в которой 0°С соответствует температуре замерзания воды, а 100°С — точка ее кипения.

В некоторых странах (США, Великобритания) используют шкалу Фаренгейта. В ней 212°F соответствуют 100°С.

В физике и астрофизике часто используют еще одну шкалу — шкалу Кельвина. В ней за 0 принята самая низкая температура в природе (абсолютный нуль). Она соответствует −273°С. Единица измерения в этой шкале — Кельвин (К). Чтобы перевести температуру по Цельсию в температуру по Кельвину, к градусам по Цельсию надо прибавить 273. Например, по Цельсию 100°, а по Кельвину 373 К.

Полезно знать, что температура на поверхности Солнца — 6000 К, а внутри — 15 000 000 К. Температура в космическом пространстве вдали от звезд близка к абсолютному нулю.

2 ученица:  «Ворона, сидящая на столбе, точно укажет, откуда дует ветер морозный. Она всегда обращена к нему клювом - так, чтобы ветер обтекал, а не ворошил перья. В погоду тихую, но морозную птицы «взбивают» свои перины, превращая в рыхлые шарики.… У животных надежное тепло держит мех, он у многих обновляется… Холод, стимулирует рост меха.

3 ученица:  «Собственное тепловое излучение не сильно нагретых тел только на первый взгляд кажется слабым  и незаметным. Ученые подсчитали, а затем и подтвердили опытным путем, что невидимое тепловое излучение  поверхности тела человека  обладает достаточной энергией, чтобы согреть нас даже в холодную зимнюю ночь. Придется лишь одеть костюм-комбинезон с прокладкой из алюминиевой фольги, отражающей обратно испускаемые человеческим организмом инфракрасное излучение. Наше тело излучает несколько сотен ватт тепловой энергии и этого хватит, чтобы не замерзнуть. «Свой дом ношу с собой»- может с полным правом сказать обладатель такого костюма»

Учитель:  «Спасибо вам за интересные сообщения. А мы с вами находимся на новой станции «Время формул», формул которые используются при решении задач по теме «Тепловые явления».

Следующее задание: напишите по памяти все формулы, которые  мы использовали  в данной теме при решении задач, на «Путевых листках», которые у вас лежат на парте.

Учитель: Мы на станции «Предъяви пропуск». Здесь мы будем решать задачи, а пропуск к их решению – это знание формул. Прочитайте условия задачи и  скажите с помощью, какой формулы ее можно решить? Решите задачу.

Задача 1.  Сколько теплоты выделится при полном сгорании сухих березовых дров объёмом 3 м³?

Задача 2.  Определите количество теплоты, необходимого для превращения в кипяток льда массой 5 кг, взятого при 0°С.

(Для ребят, которые справились быстрее остальных на экране задачи типа:

 Какое количество теплоты необходимо  для расплавления 12 тонн стального лома, который переплавляют  в мартеновских печах, если его температура лома 22°С.)

Учитель: Мы приблизились к станции «Прочти меня». У вас на «Путевых листках» он тоже есть.

Задание 1. Что означает зеленый график (от -10 до 0)? Назовите процесс, происходящий с веществом. (Нагревание льда, который имел температуру – 10 градусов)

Задание 2.  Что означает красный график (от 0 до 0)?. (процесс-Плавление льда)

Задание 3. Что означает желтый график (от 0 до 100 градусов (процесс- Нагревание воды, который имел температуру 0 градусов до кипения)

Задание 4. Что означает синий график (от 100 до 100 градусов)? (процесс- кипение воды и её испарение при неизменной температуре)

Учитель: «Ребята, на предыдущем уроке вам на дом было задано также подготовить интересные вопросы по теме урока. Если вы готовы, то мы с вами на станции «Почемучка» (ребята по очереди задают вопросы друг другу).

1 ученик: Почему советуют не разводить сады в низинах?

(Конвекция. Холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается в низу, в низких местах чаще бывают заморозки)

2 ученик: В каком доме теплее, в деревянном или кирпичном ?

(В деревянном доме теплее, так как дерево имеет меньшую теплопроводность)

3 ученик: Почему яблочный пирог долго остается горячим?

(В яблоках остается много влаги, а жидкость имеет  большую теплоемкость)

4 ученик: Почему шерстяная одежда сохраняет тепло лучше, чем хлопчатобумажная?

 (шерстяной ворс задерживает воздух, обладающий малой теплопроводностью, и уменьшает процесс конвекции)

5 ученик:   Почему горбат верблюд?

(Если бы жировые запасы верблюда были бы распределены равномерно, то вследствие плохой теплопроводности жира,  в пустыне верблюд бы погиб от перегрева)

6 ученик:   Как влияет ветер на показания  термометра в морозный день?

(Влияние ветер не оказывает. Мороз в ветреную погоду переносится труднее, т.к. ветер сгоняет слои воздуха, нагреваемые телом, заменяя их холодными. Это вызывает усиленный расход тепла, резкое ощущение холода) и т. д.

Станция «Пословицы и поговорки»:

Тепловые явления с давних пор не оставались не замеченными народом. Много пословиц, поговорок и загадок сложено о них в разных странах.

Было дано домашнее задание, подобрать пословицы и поговорки по данной теме. Команды по очереди зачитывают свои пословицы и поговорки, соперники должны ответить на вопросы:

1. О каком физическом явлении, понятии идет речь?
2. Каков физический смысл пословицы или поговорки?


Много снега – много хлеба. (теплопроводность)

Быстро нагревается- быстро остывает. (теплопроводность)

Снег – одеяло для пшеницы. (теплопроводность)

Не спеши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно с краю. (теплопроводность)

Сильная тяга в печи зимой – на мороз, слабая – на сырую погоду. (конвекция)

Гвоздём моря не нагреешь (теплопроводность)

Три года на камне просидишь — камень нагреется (теплопроводность)

Подо льдом теплой воды не бывает

Если кочерга длинная, руки не обожжешь. (теплопроводность)

Станция «Загадки»:

Команды по очереди задают свои загадки, соперники должны отгадать их.

В воде не тонет и в огне не горит (лёд)

Чего в избе не видно? (Тепла)

Под окошком гармонь

Горяча, как огонь. (Батарея отопления.)

Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)

Как можно пронести воду в решете? (Заморозить)

Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт.
(кристаллы снега)

Валяется камень на мерзлой земле,

Его подберешь – исчезает в тепле.(Лед)

Зимой в поле лежал, весной – в реку побежал.(Снег)

Днём окно разбито, за ночь вставлено (ледяная плёнка на проруби)

Зимой нет теплее, летом нет холоднее (погреб)

Станция «Кроссворды»:

Вопросы:

Как называется:

1) Мельчайшая частица вещества? (Атом)
2) Прибор для измерения температуры тела?
(Термометр)
3) Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения?
(Капилляр)
4) Единица измерения количества теплоты?
(Джоуль)
5) Переход вещества из жидкого состояния в твердое?
(Отвердевание)
6) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое?
(Конденсация)
7) Синоним слова «эксперимент»?
(Опыт)

Динамическая пауза. – Вот и первая победа. Давайте поздравим друг друга с этим событием и немного разомнёмся. Возьмёмся за руки. Закроем глаза. Передавая друг другу рукопожатие, мы передаём и частичку нашего тепла. В курсе биологии, ребята, вы узнаете, что ситуация успеха очень важна для организма: в этот момент расширяются сосуды, улучшается кровообращение, и в этот момент мы излучаем гораздо больше теплоты. Тепло нашим рукам- у нас будет удача, успех, всё в жизни будет хорошо! А теперь, внимание на экран!

Станция «Выбери ответ»:

1. Как изменяется внутренняя энергия человека при переохлаждении?

а). изменяется незначительно;

б). увеличивается, т.к. идет теплообмен с окружающей средой;

в). уменьшается энергия, снижается обмен веществ и замедляется деятельность мозга.

2. Почему густая шерсть верблюда защищает его от холода и жары?

а). между шерстинками есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью;

б). шерсть хорошо отражает тепловое излучение;

в). у верблюда большая жировая прослойка.

3.Что спасает белого медведя от замерзания в условиях Арктики?

а). шерсть обладает плохой теплопроводностью, а вместе с рыхлым подкожным жиром – это просто идеальный вариант теплозащиты.

б). белый цвет шерсти

4. Что препятствует охлаждению тела птицы во время полета?

а). высокая температура тела,

б). плохая конвекция во время полета;

в). высокая температура тела и высокая теплоизоляция.

Отв. (б)

А

Станция «Пантомима»:

Командам раздаётся разрезанное физическое слово. Необходимо собрать и прочитать слово. По зашифрованному слову подготовить пантомиму. Другая команда отгадывает.

Учитель: «Ребята, мы совершили круговое путешествие на поезде «Тепловые явлении» и теперь сделаем выводы, насколько было комфортно нам в этом поезде, всем ли хватило знаний, чтобы перейти к следующей теме по курсу физики. Если кто-то почувствовал слабинку, дома обязательно постарайтесь вернуться на ту станцию, где вам было не очень комфортно и исправьте ситуацию. Сегодня вы очень хорошо и дружно поработали.  

На наших уроках мы учимся наблюдать, анализировать, логически мыслить. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний. Молодцы! Теперь подошло время ответить на вопрос: «Почему мы выбрали эту тему? Какова роль тепловых явлений в природе? В жизни человека?» 

Ответ: Тепловые явления обуславливают жизнь на планете, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Тепловые явления».

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА ЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ  В КОНКУРСЕ "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК"...

конспект урока - игры по теме "Тепловые явления"

Данный урок - повторение  по теме "Тепловые явления" можно проводить перед подготовкой к контрольной работе или после нее, а также в качестве внеклассного мераприятия. Основной задачей...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Урок-игра в 8 классе по теме: "Электрические явления"

Урок -игра в 8 классе по теме: "Электрические явления"...

урок-игра электростатические явления

1.Закрепить знания учащихся по темам: «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Проводники и непроводники электричества. Строение атомов. Объяснение электрических явлений»2. Проконтролировать ...

Урок-игра в 6 классе "Фразеологизмы как языковое явление"

Методическая разработка урока (технология игровая) с презентацией...

Урок-игра "Тепловые явления"

Урок обобщеня материала по теме "Тепловые явления" с применением игровых технологий...