Урок физики в 10 классе "Газовые законы"
презентация к уроку по физике (10 класс) по теме

Якимова Ольга Александровна

Материалы к уроку: коспект, приложение, презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок физики в 10-м классе по теме: "Газовые законы"

Цель урока: Создать условия для приобретения учащимися знаний о газовых законах, развития их познавательного интереса к физике и формирования общеучебных умений.

Задачи урока:

Общеобразовательные: углубить и дополнить знания учащихся о макроскопических параметрах, их взаимосвязи, дать понятие изопроцессов, рассмотрев их на основе МКТ, исследовать зависимость между параметрами.

Воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, воспитывать товарищество и взаимопомощь.

Развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков - производить наблюдения и эксперимент, делать выводы и обобщения, сравнивать и выделять главное.

Тип урока: Самостоятельное исследование газовых законов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Приветствие, указание на предстоящий объем работы.

Готовятся к работе.

Актуализация знаний

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Что изучает молекулярно – кинетическая теория?
  2. Какая физическая модель используется в МКТ? Дайте краткую характеристику этой модели?
  3. Какие параметры называются макроскопическими?
  4. Запишите уравнение состояния идеального газа:

- Для одного моля газа.
- Кем впервые в форме
 PV/T= const.  было получено уравнение?
- Для произвольной массы идеального газа.
- Кем впервые получено уравнение состояния в форме
PV=мRT/М ?
-
 Презентация

Отвечают на поставленные вопросы.

Изучение нового материала

В кратком вступлении сообщает:

  1. Английский ученый Р. Бойль в 1662 г. и независимо от него французский ученый Э. Мариотт в 1676 г. экспериментально открыли закон, который объясняет зависимость между давлением и объемом при T=const;
  2. В 1802г.французкий ученый Гей-Люссак экспериментально установил зависимость между объемом и температурой при Р=const ;
  3. В 1787 г.французский физик Ж.. Шарль устанавливает зависимость между давлением и температурой при V=const;

Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами. (греч. “изос” – равный)

Эти законы справедливы для любых газов, а также для их смесей, например для воздуха. Презентация

Предлагает всем стать исследователями и попытаться самим получить эти законы, используя современные по исполнению приборы.

Оформляют записи в тетради. Слушают объяснение.

 

Предлагает по желанию разбиться на три группы (в каждой группе выбрать исследователя, регистратора, информатора и теоретика).

Выбирают задания и работают по своему профилю.

§ 71, инструкции.

Фронтальный эксперимент

Раздает карты-инструкции “Обязанности сотрудников исследовательской группы”.

Информатор: вы ответственны за поступление информации.

Ваши задачи:

  • Подобрать сведения из учебника по теме работы,
  • Сообщить о них членам группы,
  • Сделать устное краткое сообщение о выполненной работе.

Исследователь: вы выполняете эксперимент, наблюдение.

Ваши задачи:

  • Провести опыт или наблюдение,
  • Снять показания приборов,
  • Продиктовать их регистратору.

Регистратор: вы ответственны за сбор данных в ходе исследования и оформления отчета.

Ваши задачи:

  • Записывать цифры, получаемые в ходе исследования,
  • Зарисовать схему опыта или установку,
  • Оформить, поступившую информацию в виде таблицы, графика.

Теоретик: вы ответственны за вычисление и теоретическое истолкование полученных результатов.

Ваши задачи:

  • Выполнить вывод формул,
  • Произвести расчеты,
  • Теоретически объяснить результаты опыта или наблюдения,
  • Сопоставить сделанные на основе теории предположения и выводы из эксперимента,
  • Сформулировать заключение.

Презентация

Самостоятельно выполняют исследования. Результаты заносят в тетрадь.

Каждая группа готовит свой отчет.

Просит доложить о результатах исследования.

Делают отчеты, сопровождают их средствами наглядности.

Демонстрационный эксперимент

Проводит эксперимент, используя оборудование “L – Микролаборатория”

Наблюдают и сравнивают результаты.

Проводит обобщение.

Презентация

Изотермическим процессом можно считать приближенно процесс медленного сжатия воздуха или расширения газа под поршнем насоса при откачке его из сосуда.

Изобарным можно считать расширения газа при нагревании его в цилиндре с подвижным поршнем. Постоянство давления в цилиндре обеспечивается атмосферным давлением на внешнюю поверхность поршня.

Увеличение давления газа в любой емкости или в электрической лампочке при нагревании является изохорным процессом. Изохорный процесс используется в газовых термометрах постоянного объема.

Делают выводы. Просматривают слайды презентации.

Закрепление материала.

Предлагает выполнить тестовые задания.

  1. Коды правильных ответов.
  2. Критерии оценки знаний. Презентация

Выполняют задания.

Рефлексия (подведение итогов)

Что было изучено сегодня на уроке?
Как бы вы сформулировали тему урока?
Что интересного запомнилось вам на уроке?
Что оказалось для вас полезным? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке, активность?
На какие вопросы вы не получили ответа?
Презентация

Отвечают на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Дает работу на дом:

  • По учебнику прочитать текст § 71
  • Оформить результаты своей исследовательской работы в тетрадях для лабораторных работ
  • Решить задачи упр. № 13(1,7) Презентация

Записывают домашнее задание в дневник



Предварительный просмотр:

                     

Вариант № 1

  1. Два газа находятся в тепловом равновесии, при этом у них имеются одинаковые физические параметры: …(10 баллов)

          1. Только температура.

          2. Только средняя квадратичная скорость молекул.

          3. Температура и средняя квадратичная скорость молекул.

          4. Температура, давление и средняя квадратичная скорость молекул.

 

  1. Количество молекул в 1 моль вещества определяет…(10 баллов)

  1. Число Авогадро.
  2. Универсальная газовая постоянная.
  3. Постоянная Больцмана.
  4. Постоянная Лошмидта.

  1. Из предложенных ответов выберите уравнение состояния идеального газа…

(10 баллов)

               

        1.  V1/V2=T1/T2

         

        2.  PV=мRT/М

        3.  P2V2/T2=P1V1/T1

       

        4. P1/P2=V2/V1

 

 4.  Уравнение идеального газа   P1V1=P2V2 справедливо при условии…(10 баллов)

 

  1. м≠сonst, М=const, T=const.

  1. м=const, T=const.

  1. М=const, T=Const.

  1. м=const, М=const, T=const.

  1. Для изохорного процесса в идеальном газе справедлива зависимость...

              (10 баллов)

  1. PV=сonst,

  1. P/T=const,

  1. V/T=const,

  1. м/М=const

     

6.   Изобарному процессу в идеальном газе соответствует график…(10 баллов)

                                                                                                                               

   

  1. При изотермическом расширении газа его давление уменьшается, так как уменьшается… (10 баллов )

1.Концентрация молекул.

2.Средняя кинетическая энергия молекул.

3. Масса газа.

4. Объем газа.

  1. Определите изменения термодинамических параметров при переходе идеального газа из состояния  1 в состояние 2 . (15 баллов)

1.P=const, V-увеличился, T-увеличилась.

2.P-уменьшилось, V=const, T-уменьшилась.

3.P-увеличилось, V-уменьшился, T=сonst.

4.Р-уменьшилось, V-увеличился, T=сonst.

9.   В состоянии 1 давление идеального газа равно VO. По графику определите
      давление в состоянии 3. (15 баллов)

.            

  1. 4 PO.                                                      
  2. 2PO.                                                                                                          
  3. PO.                                                                                                                
  4. 0,5 PO.                                                                                                                                                        

                                           

Вариант №2

  1. К термодинамическим характеристикам состояния идеального газа относятся…

 (10 баллов)

  1. Давление и масса.
  2. Объем, давление, молярная масса.
  3. Температура, объем, давление.
  4. Температура, объем, масса.

  1. У газов, имеющих одинаковую массу и объем,  одинаковые…(10 баллов)

  1. Концентрации.
  2. Температуры.
  3. Плотности.
  4. Давления.
  1. Из представленных ответов выберите уравнения Клапейрона для идеального газа. (10 баллов)

         

  1. V1/V2=T1/T2
  2. PV=мRT/М
  3. P1V1/T1=P2V2/T2
  4. P1/P2=V2/V1

  1. Уравнение  P1/P2=T1/T2 справедливо при условии… (10 баллов)

           

  1. м≠const, М=const, V=const.
  2. м=const, V=const.
  3. М=const, V=const,
  4. м=const, М=const, V=const.

 

      5.    Для изотермического процесса в идеальном газе справедливо уравнение…

(10 баллов)

 

                 1. PV=const.

                 2. P/T=const.

                 3. V/T=const.

                 4.  м/М=const.

     6.     График изохорного процесса в идеальном газе имеет вид… (10 баллов)

     7.    При изотермическом расширении газа его давление уменьшается, так как                

             уменьшается… (10 баллов)

         

  1. Масса идеального газа.
  2. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул.
  3. Масса молекулы газа.
  4. Концентрация молекул.

      8.     В состоянии 1 объем  идеального газа равен V0, а в состоянии 3 он равен…

(15 баллов)

  1. 0.5 V0
  2. V0
  3. 1,5V0
  4. 2V0

  1. Определите по графику изменение температуры идеального газа при переходах

1-2-3. (15 баллов)

  1. 1-2 понижается,  2-3 повышается.
  2. 1-2 повышается,  2-3 не изменяется.
  3. 1-2 понижается,  2-3 понижается.
  4. 1-2 понижается, 2-3 не изменяется.

3

Вариант  № 3

  1. К термодинамическим характеристикам состояния идеального газа относятся…

 (10 баллов)

  1. Давление и масса.
  2. Объем, давление и молярная масса.
  3. Температура, объем, давление.
  4. Температура, объем, масса.

  1. Независимо от химического состава все газы подчиняются одинаковым законам при  условии… (10 баллов)

  1. P=const
  2. V=const
  3. T=const
  4. P=const, V=const, T=const

                                                                                                                                                                                         

  1. Из представленных ответов выберите уравнение Клапейрона-Менделеева

для идеального газа. (10 баллов)

  1. V1/T1=V2/T2
  2. PV=mRT/M
  3. P1V1/T1=P2V2/T2
  4. P1/P2=V2/V1

4. Уравнение V1/V1=T1/T2 справедливо при условии…     (10 баллов)                                                              

       

  1. m≠const, M=const, P=const
  2. m=const, P=const
  3. M=const,  P=const
  4. m=const, M=const, P=const

 

      5.  Для изобарного процесса в идеальном газе справедлива  зависимость… (10 баллов)

  1. PV=const
  2. P/T=const
  3. V/T=const
  4. m/M=const

 

      6.   График изотермического процесса в идеальном газе имеет вид…             (10 баллов)        

     

  1. При изохорном нагревании газа его давление увеличится, так как увеличится…

(10 баллов)

  1. Концентрация молекул
  2. Средняя кинетическая энергия молекул
  3. Объем газа
  4. Масса газа

  1. Определите изменение термодинамических параметров при переходе идеального

газа из состояния 1 в состояние 2. (15 баллов)

         

  1. P=const,  V=const, T- уменьшилась.
  2. Р- увеличилось, V=const, T-увеличилась.
  3. Р=const,  V-увеличился, T- увеличилась.
  4. Р- уменьшилось, V-увеличился, T=const.

 

  1. В состоянии 1 объем идеального газа равен V0, а в состоянии 3 он равен (15 баллов)

  1. 0,5 V0
  2. V0
  3. 1, 5 V0
  4. 2V0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....

Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.

Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....

Урок физики по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс"

Урок+презентация по физике в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи"....

Презентация к уроку физики по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии"

Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако...

Урок физики по теме "Закон сохранения энергии" 9 -10 класс

Данная разработка может быть использована в 9 или 10 классе для повторения и обобщения темы. Урок сопровождается презентацией....

Урок физики на тему "Закон Архимеда"

Цель урока:  сформировать понятие Архимедовой силы, изучить действие жидкости  на погруженное    в них тело, экспериментально исследовав зависимость выталкивающей силы от друг...

Методическая разработка урока физики по теме "Закон Ома для участка цепи" для 8 класса

Получить  экспериментально зависимости: 1) силы тока от напряжения на концах проводника, если при  этом сопротивление проводника не меняется; 2) силы тока от сопротивления участка цепи...