Главные вкладки

    урок в 9 классе по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца""
    план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

    Дружаева Светлана Васильевна

    Конспект урока "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс, общеобразовательный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Конспект урока "Сила Ампера. Сила Лоренца."9 класс

    Автор: Дружаева Светлана Васильевна.

    Учитель физики МБОУ сош № 42 г.о.Самара

    Цели урока: 

    - обучающая:   введение  понятий «силаАмпера, сила Лоренца», способы определения направления данных сил (правило левой руки) ,  выяснение зависимости данной силы от характеристик : сила тока, величина магнитного поля, длина проводника;

    - развивающая:   формирование умений и навыков применять знания о взаимодействиях тел  в конкретных ситуациях,   развитие умений и навыков анализировать данные знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

    - воспитательная:    воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления, умение работать группой;

    Вид урока: урок первичного усвоения и систематизации знаний

    Тип урока: комбинированный

    Технология: физическая лаборатория

    Метод: словесный, наглядно-иллюстративный

    Оборудование :

    компьютер, проектор, экран; задания в конвертах 1 на парту; набор для эксперимента по обнаружению силы Ампера 1 на парту; наборы для опытов учащимся в соответствии с заданиями в конвертах;

    Оборудование  для демонстрации: осциллограф, магнит;

     Видео демонстрации: слайды заданий, опыт Ампера(виртуальная лаборатория), презентация учащегося «Анри Ампер».

    Индуктор – предъявление объекта изучения

    • Самоконструкция -  индивидуальное конструирование вопросов каждым участником лаборатории;
    • Социоконструкция - озвучивание вопросов в группе
    • Реконструкция - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов
    • Разрыв - озарение
    • Рефлексия - самоанализ

    Ход урока.

     Объявление темы урока.

    Цитата:

    «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

    Китайская мудрость

    Тема урока «Сила Ампера. Сила Лоренца».

    Цель урока: открыть для себя понятия «Сила Ампера. Сила Лоренца», способы обнаружения этих величин,  от каких параметров они зависят.

     Фрагмент 1. (Слайд № 1)

    Домашнее задание  Параграф 46 (конспект)

    • упр.36 (2-3,4*,5*),
    • придумать задачу-схему на использование правила левой руки 

    Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку: 

     «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

    Китайская мудрость

    (Слайд № 2)

    --- Сегодня урок проходит у нас в форме физической лаборатории. Вы будете работать в паре. На столе лежат конверты с заданиями, которые вы будете выполнять с соседом.

    В полученных заданиях,  используя знания предыдущих уроков, составьте соответствующее предложение, поясните предложенный рисунок; учащиеся, получившие задания с демонстрацией опытов, готовят их, используя приготовленное оборудование на кафедре.

    Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше.

    Все готовы? Задача класса проанализировать ответ группы и при необходимости дополнить его.

    1.Магнитное поле создается движущимися заряженными частицами.(Рис.85)

    2.Магнитные линии – воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки. Эти линии – замкнутые. (Рис.88)

    3.В зависимости от вида магнитных линий различают однородное и неоднородное магнитное поле.(Рис.90-91)

    4.Если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока(Рис.100)

    5.Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив 4 пальца по току в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида(Рис.101)

    6.Опыт с опилками и магнитами разной формы. Визуализация линий магнитного поля.

    7.Опыт с электромагнитом: вставляя сердечник, усиливаем магнитное поле, меняя полярность источника тока, меняем полюса магнита.

    8.Упр.35(1).

    9.Опыт с магнитами по взаимодействию полюсов, модель «Глейдер».

    (Слайды № 3-8)

    Итак, что получилось: (звучат ответы учащихся)

    Группа учащихся приготовила опыты на известные вам явления из курса 8 класса

    Слайд №9

    Фрагмент 2. 

    Видео демонстрация опыта Эрстеда. А можно ли обнаружить магнитное поле вокруг проводника с током без компаса?

    \Ответ со стороны учащихся может и не прозвучать! \

    Видео демонстрация опыта Ампера.

    Вывод: Магнитное поле не только создается электрическим током, но и обнаруживается по действию на проводник с током или движущиеся заряженные частицы.

    Фрагмент 3. 

    Постарайтесь понять, от чего зависит результат действия силы на проводник с током.

    Для этого проведем эксперимент с помощью оборудования у вас на столах. Используйте сначала 1 батарейку, а затем 2.

    Вывод: Сила тока возросла, увеличилось магнитное поле и взаимодействие катушек усилилось.

    Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате проведенного опыта) 

    Фрагмент 4. 

    Демонстрационный эксперимент с осциллографом.

    Вывод: на движущиеся заряженные частицы действует сила со стороны магнитного поля (Сила Лоренца), которая зависит от величины магнитного поля.

    Фрагмент 5. 

    Презентация ученика «Анри Ампер»

    Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате работы лаборатории)

    Фрагмент 6. 

    Давайте поработаем с учебником:

    см. выделенный курсивом вывод после рис.104.

    На рис. 105, 108-109  представлены схемы по определению направления действующей силы на электрический ток. Прочитайте определение, которое называется «правило левой руки».

    Учитель на доске на схемах демонстрирует данное правило.

    Подведение итогов.

    (Цель урока: открыть для себя физическую величину «сила Ампера, Лоренца»,  от каких величин сила зависит, как можно определить направление действия силы .)

    Домашнее задание  Параграф 46 (конспект)

    • упр.36 (2-3,4*,5*),
    • придумать задачу-схему на использование правила левой руки 

    Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться. 

    Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской) .

    Заполните карточку:

     Сегодня на уроке я узнал ____, научился ____.

    Мне запомнилось больше всего ____.

    Какие задания заинтересовали  ____?

    Какие чувства вызвал урок  (изобразите смайлик)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сила Ампера. Сила Лоренца.Правила левой руки.

    Методический материал помогает учащимся разобраться со сложными правилами и формулами....

    Презентация к уроку в 9,11 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца"

    Презентация по теме "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца" может быть использована при объяснении нового материала в 9 и 11 классе....

    самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс

    самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс состоит из 8 вариантов. Пять заданий в кадом варианте....

    Магнитное поле иего характеристики. Сила Ампера. Сила Лоренца

    Лекционный материал по теме магнитное поле, предназначен для подготовки к учебному занятию....

    Контрольная работа по физике 11 класс по теме "Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца"

    Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех частей....

    Самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца"

    Самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца"...

    Презентация к уроку "Сила Ампера, сила Лоренца" (9 класс)

    Презентация позволяет не использовать для объяснения обычную доску, а показать и объяснить детям все рисунки в хорошем качестве.Может быть использована, как краткий конспект для повторения по теме....