Программа элективного курса по физике 9 классе Механика в задачах
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему

Буданова Наталья Юрьевна

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, ориентированных на естественно-математический профиль.

·  развитие интереса к физике и решению физических задач (1 блок);

·  совершенствование знаний и умений; формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие мышления учащихся (2 блок).

Основная задача курса – помочь учащимся сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.

Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование умения учащихся решать задачи. В практике обучения физической задачей обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе методов и законов физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пугачева Саратовской области»

 «Согласовано»

Руководитель МО

________/ О. С. Арнакова/

Протокол № ___ от «__»_______2012г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР МОУ «СОШ № 3 »

__________/Л.А.Цвелих/

«__»____________2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ№ 3»

_________/О.Д.Бордунова/

Приказ № __ «__»_____2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Будановой Натальи Юрьевны

учителя первой категории

 элективного курса по физике

« МЕХАНИКА В ЗАДАЧАХ»

на 2012/2013 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.

г. Пугачев, 2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка

Авторский элективный курс по физике «МЕХАНИКА В ЗАДАЧАХ» Козырева Н.А., учитель физики МОУ «ФТЛ №1» г. Саратова, Заслуженный учитель РФ. предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 12 часов.

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 3 г. Пугачева», данный курс запланировано проводить во 2 учебной четверти (1 занятие в неделю, продолжительностью не более 8 недель). Поэтому, при планировании проведена корректировка часов, сокращено время на рассмотрение теоретических вопросов, с сохранением творческой и самостоятельной работы учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элективного курса по физике «МЕХАНИКА В ЗАДАЧАХ»

Содержание материала

Кол-во

часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

Сроки

9 К             9 А

1.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, характеру формулировки и способам решения.

1

Лекция.

Примеры различных видов задач..

9.11

5.11

2.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Правила и приёмы решения физических задач.

1

Лекция.

Составление конспекта.

16.11

11.11

3.

Решение задач различного вида.

1

Семинар.

Составление задачи любого вида.

23.11

18.11

4.

Раздел «Кинематика». Материальная точка и способы описания её движения в различных системах отсчета. Решение задач.

1

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

30.11

25.11

5.

Раздел «Кинематика». Уравнение движения материальной точки на плоскости. Решение задач.

1

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

6.12

3.12

6.

Раздел «Динамика». Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела.

1

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

13.12

10.12

7.

Раздел «Динамика». Прямолинейное движение системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтали и в вертикальной плоскости.

1

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

20.12

17.12

8.

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.

1

Семинар.

Презентации самостоятельно составленных и решённых задач.

26.12

24.12

Итого

8

Литература.

  1. Баканина Л.П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. – М.: Просвещение. 1995.
  2. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение. 1983.
  3. Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача... – М.: Наука. 1990.
  4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001./ Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М. 2002.
  5. Голъдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа. 1973.
  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. – М.: Наука. 1985.
  7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. – М.: Дрофа. 2002.
  8. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. – М.: Мнемозина. 2004.
  9. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука. 1985.
  10. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 классы. – М.: Просвещение. 2002.
  11. Меледин Г.В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука. 1985.
  12. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? – М.: Наука. 1992.
  13. Слободецкий И.Ш., Асламазов Л.Г. Задачи по физике. – М.: Наука. 1980.
  14. Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике. – М.: Просвещение. 1982.
  15. Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями. – М.: Высшая школа. 2003.


Приложение                   МЕХАНИКА В ЗАДАЧАХ

Козырева Н.А., учитель физики МОУ «ФТЛ №1» г. Саратова, Заслуженный учитель РФ.

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, ориентированных на естественно-математический профиль.

  • развитие интереса к физике и решению физических задач (1 блок);
  • совершенствование знаний и умений; формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие мышления учащихся (2 блок).

Основная задача курса – помочь учащимся сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.

Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование умения учащихся решать задачи. В практике обучения физической задачей обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе методов и законов физики. Для учащихся физические задачи выступают как объект изучения. Поэтому очень важно, чтобы школьники представляли, что такое учебная задача, каково её содержание и структура, из каких частей она состоит, в чём заключается сущность процесса решения.

При решении задач необходимо уделять внимание последовательности действий, анализу физического явления, анализу решения и исследованию результатов. Следует также обратить внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. При этом следует подбирать задачи технического, краеведческого, межпредметного содержания, занимательные и экспериментальные.

Курс предполагает проведение занятий по лекционно-семинарской системе с использованием коллективных и индивидуальных форм работы. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В ходе изучения данного элективного курса учащиеся приобретут навыки самостоятельной работы, работы со справочной литературой; овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов.

Для реализации курса требуются следующие средства обучения: стандартный набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики, сборники задач (см. литературу), а также разнообразный дидактический материал.

Материал, отобранный для данного элективного курса, представляет собой подборку таких задач, которые позволят более глубоко понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы.

В разделах «Кинематика» и «Динамика» не используется дополнительного теоретического материала, но на основе базовой теории дается возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на относительность движения, на движение систем связанных тел. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям. В разделе «Законы сохранения» предлагается решение комбинированных задач, охватывающих материал всего раздела «Механика».

В результате изучения программы элективного курса «Физика в задачах» школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, моделирование физических явлений. Учащиеся получают зачёт при условии представления самостоятельно составленных и решённых задач на итоговом занятии.

Содержание курса построено по принципу от простого к сложному таким образом, чтобы школьники не только приобретали новые умения и навыки, но и научились их творчески применять. Учащимся предоставляется право выбора либо двух блоков, либо первого блока.

Учебно-тематический план (1 уровень).

Содержание материала

Кол-во

часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

1.

Что такое физическая задача. Классификация физических задач по требованию, содержанию, характеру формулировки и способам решения. Примеры различных видов задач.

2

Лекция.

Составление конспекта.

2.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Правила решения физических задач. Приёмы решения физических задач.

2

Лекция.

Составление конспекта.

3.

Решение задач различного вида.

2

Семинар.

Составление задачи любого вида.

4.

Раздел «Кинематика». Материальная точка и способы описания её движения в различных системах отсчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Решение задач.

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

5.

Раздел «Динамика». Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтали и в вертикальной плоскости.

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

6.

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.

2

Семинар.

Презентации самостоятельно составленных и решённых задач.

Итого

12

Самостоятельная работа.

Подбор, составление и решение задач: занимательных, экспериментальных с бытовым, техническим и краеведческим содержанием.

Учебно-тематический план (2 уровень).

Содержание материала

Кол-во часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

1.

Вращательное движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движение в поле тяготения (вблизи поверхности Земли, для других небесных тел и их систем).

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

2.

Решение экспериментальных задач («Динамика»).

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

3.

Раздел «Законы сохранения». Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского.

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

4.

Закон сохранения и превращения энергии в механике и его применение к абсолютно упругим и абсолютно неупругим взаимодействиям.

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

5.

Динамические системы, содержащие математический или пружинный маятники.

2

Семинар.

Оформление самостоятельно решённых задач.

6.

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.

2

Семинар.

Презентации самостоятельно составленных и решённых задач.

Итого

12

Самостоятельная работа.

Подбор, составление и решение задач: занимательных, экспериментальных с бытовым, техническим и краеведческим содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"

Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...

Программа элективного курса для 9 классов: «Решение текстовых задач» - 16 часов.

Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач.  В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действ...

Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс

Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»

Рабочая программа элективного курса по физике«Методы решения физических задач»                 (к учебнику Элективный ку...

Программа элективного курса для 9 класса «Решение нестандартных задач»

Данная программа поможет учителям математики для проведения элективного курса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» 10-11 класс 2019

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают дейс...