Методическая разработка урока Механические свойства твердых тел. Закон Гука
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Данная работа содержит сценарий занятия по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРАСКОВЕЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

По дисциплине «Физика»

Тема: «Механические свойства твердых тел. Закон Гука»

Преподаватель: М. В. Спивак

с. Прасковея, 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:  показать применение методов проблемного обучения при изучении темы «Механические свойства твердых тел. Закон Гука».

Целесообразно начать урок с приятных теплых слов: «Здраствуйте.

Прежде, чем начать наш сегодняшний урок, давайте подарим друг другу улыбки и с хорошим настроением отправимся в путешествие по стране твердых тел.

«Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят». Вы помните, конечно, эти стихи С. Я. Маршака? А давайте теперь спросим себя, что происходит со стулом, когда на нем кто-то сидит?

Если этот стул сделан из твердого дерева, - а вам известны и металлические, и пластмассовые твердые стулья, - то на глаз ничего не заметить. Но если это плетеный стул, а еще лучше с брезентовым или матерчатым сидением, то сразу можно увидеть, как оно прогибается под нашим весом. Встаем – и прогиб исчез.

Теперь представим себя на песчаном пляже. Если мы плюхнулись на мокрый песок, то, поднявшись, обнаружим контуры своего тела, отпечатавшиеся на берегу. То же самое произойдет и с воском, глиной, мягким гипсом или пластилином – все они «откликнутся» на наши усилия (вес либо давление) и запечатлеют их. Благодаря этому можно лепить из глины скульптуры или посуду, наложить гипс на сломанную руку, сделать свечу из расплавленного воска или парафина.

Выходит, каждое тело по-своему отзывается на действие других тел. Одни легко восстанавливают свою измененную форму, другие так и «застывают» в том виде, какой им придали. Такие нарушения формы тел в науке называют деформациями. В первом случае их именуют упругими, а во втором – пластическими.

О деформациях чрезвычайно важно знать, когда изготавливается, например, мебель или строят здания, возводят мосты или льют металл. Вообразите, что вам предложили сесть на стул из мягкой глины, либо есть пластилиновой вилкой. Или, наоборот, попросили вылепить скульптуру из куска алюминия.

Не умей человек рассчитать деформации, он не смог бы построить высоченные телебашни, раскинуть в космосе ажурные металлические конструкции, заставить летать самолеты и плыть - корабли.

А если вам захочется поэкспериментировать с деформациями, что называется, не напрягаясь, засуньте в рот пластинку жевательной резинки. Подумайте, с какими видами деформации вы теперь можете столкнуться?

Изложение нового материала начинается с постановки проблемы: что происходит с твердыми телами при различных видах деформаций на молекулярном уровне?

Решение проблемы начинается с демонстрации простейших опытов с пружинкой или линейкой и кусочком пластилина.

Затем необходимо, чтобы студенты сами попытались дать четкое определение деформации.

Деформацией твердого тела называют изменение объема тела, обычно сопровождающееся изменением его формы под воздействием внешних сил, при нагревании или охлаждении.

Следует выяснить чем отличаются деформации, возникающие в кусочке пластилина от деформации, возникающей в пружине при ее растяжении или сжатии.

Деформации, которые полностью исчезают при снятии деформирующих факторов, называются упругими. Деформации, которые не исчезают при снятии деформирующих факторов, являются пластическими.

Упругость или пластичность тел в основном определяется материалом, из которого они изготовлены. Например, сталь и резина упруги, а медь и воск пластичны.

При деформации твердого тела частицы, расположенные в узлах кристаллической решетки, смещаются друг относительно друга.  Сила упругости Fупр, возникающая при деформации тела, всегда направлена в сторону, противоположную смещению частиц тела. При изложении материала студенты заполняют предложенный опорный конспект:

Виды деформаций.

Уругие деформации, возникающие в телах, весьма разнообразны. Различают четыре основных вида деформаций: растяжение (или сжатие), сдвиг, кручение и изгиб.

Наиболее часто при эксплуатации различных конструкций приходится рассчитывать упругие деформации растяжения или сжатия.

Деформацию растяжения (сжатия) тела характеризуют его относительным удлинением ε – отношением абсолютного удлинения Δl = l – l0 к первоначальной длине l0. При деформации сдвига ε = tg θ.

Приложенная к телу внешняя сила F создает внутри него нормальное механическое напряжение.

Напряжение – величина, измеряемая отношением модуля F силы упругости к площади поперечного сечения S тела:

При малых деформациях тел всегда выполняется закон Гука:

F = κּ׀Δl׀.

Коэффициент упругости зависит от материала стержня и его геометрических размеров:

Коэффициент Е, входящий в эту формулу, называют модулем упругости или модулем Юнга.

Для большинства широко распространенных материалов модуль Юнга определен экспериментально. Модуль Юнга для некоторых веществ приведен в таблице в опорном конспекте.

Подставляя в формулу закона Гука выражение для к, получим:

σ = Еּ׀ε׀.

Это выражение называется законом Гука для твердых тел.

Пример решения задачи на применение закона Гука для твердых тел.

Латунная проволока диаметром 0,8 мм имеет длину 3,6 м. Под действием силы 25 Н проволока удлиняется на 2 мм. Определить модуль Юнга для латуни.

Решение. Из формулы закона Гука σ = Еּ׀ε׀. находим:

или, учитывая, что

Так как

Большое значение для усвоения материала имеет просмотр учебного видеофильма «Виды деформаций», в котором весьма наглядно, на молекулярном уровне показан механизм каждого вида деформаций.

В опорном конспекте представлена зависимость между напряжением и относительной деформацией, получившей название диаграммы растяжения.

Точка D соответствует пределу прочности. Так для стали он равен

7,85ּ108 Па, а для меди 2,45ּ108 Па.

Прочностью материала называется его способность выдерживать нагрузки без разрушения.

Пример решения задачи на предел прочности материала.

К проволоке из углеродистой стали подвешен груз массой 100 кг. Длина проволоки 1 м, диаметр 2 мм. Модуль Юнга для стали Е = 2ּ1011 Па, предел прочности 330 МПа. На сколько увеличится длина проволоки? Превышает приложенное напряжение или нет предел прочности?

Решение.  Из формулы закона Гука находим

Δl = lF/ (ES),

где l – длина проволоки; Δl – изменение длины; F = mg – сила, действующая на проволоку; S = πd²/4 – площадь поперечного сечения проволоки.

Таким образом,

Найдем приложенное нормальное напряжение:

Полученное значение σ не превышает заданного предела.

Предел прочности многих материалов значительно больше предела упругости. Такие материалы называются вязкими. Они обладают и упругой и пластической деформациями. К ним относятся медь, цинк, железо и др.

Материалы, у которых отсутствует область упругих деформаций, относятся к пластическим, например воск, глина, пластилин.

Способность изделия противостоять значительной деформации или разрушению зависит не только от качества материала, но также и от формы изделия и вида воздействия.

Например, если лист обыкновенной бумаги положить на опоры и сверху нагрузить, то он сильно прогнется под действием силы тяжести груза:

А теперь попробуйте сложить ваш лист бумаги «гармошкой» и повторить этот опыт. Лист практически не прогнется. Такая способность многих материалов используется для перекрытия больших площадей.

Многим из вас известно существование так называемых «падающих» башен. Например Пизанская башня. Ее корпус на протяжении многих лет остается наклоненным и башня не падает.

Деформации в технологических процессах.

С деформациями мы встречаемся повсюду: дома, по дороге в техникум, на занятиях, в буфете и т. д. Одни деформации являются вредными и их нужно учитывать, другие – полезными и их следует использовать. Вам как будущим специалистам необходимо знать о деформациях в технологических процессах. Сегодня на занятии мы рассмотрим механизм фильтрации вина и деформации, которые его сопровождают.

Процессы разделения неоднородных систем называют фильтрацией. Сквозь пористую перегородку проходит жидкая или газообразная фаза – фильтрат.

Разность давлений по одну и другую сторону фильтрующей перегородки является движущей силой фильтрации. Эта разность может быть получена за счет силы тяжести – силы гидростатического давления, что с успехом используется в лаборатории для фильтрации в простой воронке. Разность давлений может быть образована путем создания избыточного давления на стороне неоднородной смеси или вакуума со стороны, где собирается газ или жидкость – фильтрат. Избыточное давление является движущей силой фильтрации и является причиной деформации сжатия осадочного слоя.

В первом случае (рис. а) движущая сила тем больше, чем выше избыточное давление в герметично закрытом аппарате, куда подается смесь, например суспензия. Во втором случае (рис. б) движущая сила тем больше, чем глубже вакуум снизу от фильтрующей перегородки, т. е. чем меньше остаточное давление.

Уравнение фильтрации  

V22 + 2V0V = 2kτ  

справедливо и для несжимаемого, и для сжимаемого осадка. В координатах

V – τ это парабола, демонстрирующая, что объем фильтрата уменьшается по мере увеличения толщины слоя осадка.

                    Следовательно, чем меньше деформация осадочного слоя, т. е. чем больше несжимаемого осадка, тем лучше качество вина.

Для закрепления материала на слайдах представлены качественные задачи. Комментированное решение качественных задач позволяет еще раз повторить все виды деформаций; облегчает решение поставленной проблемы: при упругих деформациях в кристаллических телах атомы лишь незначительно смещаются друг относительно друга. При пластических деформациях смещения атомов или молекул могут во много раз превышать расстояния между ними. Однако нарушения кристаллической структуры не происходит.

Отдельные слои кристаллической решетки проскальзывают друг относительно друга. Характерно, что у всех кристаллов скольжение атомных слоев начинается на отдельных участках, а не по всему объему кристалла в целом. Оно начинается в тех местах, где решетка по тем или иным причинам имеет меньшую прочность.

На данном уроке при подведении итогов проведенного занятия целесообразно заполнить каждому студенту карту самооценки.


Приложение 1

Роберт Гук (1635 – 1703) – английский физик, известный трудами по теплоте, оптике, небесной механике. Открыл закон упругости твердых материалов. Усовершенствовал микроскоп, первым с его помощью описал клетки растений. Изобрел барометр, дождемер, ватерпас, один из видов телескопов.

Слайды, используемые на занятии.

План занятия.

  1. Понятие деформации. Упругие и пластические деформации.
  2. Механическое напряжение. Закон Гука.
  3. Диаграмма растяжения.
  4. Деформации в технологических процессах.

Качественные задачи.

  1. Какого вида деформации испытывают стены зданий? Тросы подъемного крана? Рельсы на железной дороге? Бумага при резании?
  2. Какого вида деформации испытывают ножка скамейки? Сиденье скамейки? Натянутая струна гитары? Винт мясорубки? Зубья пилы?
  3. Какого вида деформации возникают в перекладине,когда гимнаст делает полный оборот «солнце»?

Таблица «Деформации в быту»

Упругие

Пластические

растяжение

(сжатие)

Изгиб

Кручение

Сдвиг

(срез)

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

ТЕМА УРОКА:  МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ. ЗАКОН ГУКА.

В разделе «Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы» данный урок является фундаментальным для изучения физики твердого тела.

Материал урока тесным образом связан с предыдущим разделом «Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамика», опирается на основные положения молекулярно-кинетической теории.

При планировании урока учитывался образовательный уровень студентов и их специализация. Поскольку это будущие строители, то в урок были включены задачи на предел упругости и предел прочности материалов; проведен опыт, демонстрирующий способность некоторых материалов по-разному реагировать на приложенную силу при изменении их формы.

На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи. В процессе урока необходимо было выяснить: что происходит с твердыми телами при различных видах деформаций на молекулярном уровне?.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно было применить знания, полученные при изучении тем: «Основные положения МКТ», «Агрегатные состояния вещества», «Кристаллы».

При изложении материала используются:

  • метод опорного конспекта,
  • проблемное изложение (постановка проблемы и ее совместное решение),
  • эмпирический метод,
  • эвристическая беседа,
  • частично-поисковый и др.

Применение на уроке метода опорного конспекта позволило систематизировать весь, отведенный на урок материал. Кроме того при изложении материала осуществлены принципы доступности и наглядности обучения. На уроке приводилось много примеров из повседневной жизни.

Наглядность обучения обеспечивается использованием различных наглядных пособий и ТСО: графопроектора, кодопозитивов, плакатов, телевизора, видеомагнитофона, видеофильма, модели твердого тела и образцов некоторых материалов для демонстрации различных видов деформаций.

Видеофильм «Виды деформаций» объединяет весь материал урока и подводит студентов к решению поставленной проблемы.

Урок прошел в доброжелательной обстановке, в атмосфере понимания и доверия. Студенты принимали активное участие в уроке. Это обеспечивалось высокой концентрацией внимания, разнообразием методов обучения, удачным психологическим настроем.

Рациональное использование времени на уроке происходит за счет четко и ясно поставленных задач, использования наглядных пособий и ТСО, использования метода опорного конспекта.

Считаю, что урок достиг своей цели и все поставленные задачи в течение урока были решены.

Преподаватель                                              М.В. Спивак

27.02.09.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...

Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"

Методическая разработка  урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...

Методическая разработка урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

На данном уроке рассматриваются некоторые свойства прямоугольного треугольника и показано, как они применяются при решении задач...

методическая разработка урока "Механические волны. Звук", 9класс

Разработка урока  по теме «Механические волны. Звук»  в 9 классе  с  использованием адаптивной технологии. Целью  урока является  обобщение изученного материала и развити...

Методическая разработка урока «МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. ПРИЁМЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ» 7 класс

ØРасширять представления о способах обработки древесиныØ Способствовать развитию навыков работы чертёжным и измерительным  инструментомØ Прививать навыки аккуратности, ответственности, стрем...

Методическая разработка урока Механическая работа.

Цель  урока: ввести новую физическую характеристику – механическая работа; формировать умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач....