Методическая разработка урока по физике
план-конспект урока по физике на тему

Косарева Ольга Александровна

Разработка урока по физике на тему "Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon energiya_svyazi_atomnykh_yader._yadernye_reaktsii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок (2 часа)

Тема: Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.

Цели: 1. Сформировать понятие  о диаграмме энергии связи атомных ядер, лежащую в основе выводов о поглощении или выделении энергии в ядерных реакциях. Дать знания о ядерных реакциях, процессах изменения атомных ядер, превращении одних ядер в другие под действием микрочастиц.

2. Развитие логического мышления, памяти, умения анализировать, определять энергию связи, записывать ядерные реакции.

3. Формирование интереса к предмету.

Уровень усвоения II

Тип урока: урок усвоения знаний

Вид урока: традиционный

Методы обучения: информационный, репродуктивный.

КМО: презентации по теме, тексты заданий, компьютер, проектор, экран.

Единицы структурного содержания

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, целеполагание и мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа: Тест с выбором ответа.

Код: I – вариант: 1.б;  2.б;  3.г;  4.в;  5.г;  6.в;  7.в;  8.б.

       II – вариант: 1.б;  2.а;  3.г;  4.б;  5.в;  6.а;  7.в;  8.г.

  1. Изучение темы.
  1. Энергия связи атомных ядер.
  2. Ядерные реакции.
  1. Энергетический выход ядерных реакций.
  2. Ядерные реакции на нейтронах.

  1. Обобщение и систематизация.

Решение задач:

  1. Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия 13Aℓ27 α-частицами и сопровождающуюся выбиванием протона.

  1. Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке бора 5В11 α-частицами и сопровождающуюся выбиванием нейтронов.

  1. При бомбардировке изотопа бора 5В10 нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается       α-частица. Написать реакцию.

  1. Элемент менделевий был получен при облучении эйнштейния 99Еs253 α-частицами с выделением нейтрона. Написать реакцию.

  1. Элемент курчатовий получили, облучая плутоний 94Рu242 ядрами неона 10Ne22. Написать реакцию, если известно, что в результате образуется ещё четыре нейтрона.

  1. Написать недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:

а) 13Аℓ27 + n → ? + α                      б) 25Мn55 + ? → 26Fe55 + n

в) ? + р → 11Na22 + α                         г) 13Аℓ27 + γ → 12Мg26 + ?

д) 4Ве9 + р → 5В10 + ?                     е) 7N14 + ? → 6С14 + р

ж) 13Аℓ27 + α → 15Р30 + ?                з) ? + α → 14Si30 + р.

  1. При бомбардировке азота 7N14 нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается протон. Написать реакцию. Полеченное ядро оказывается β-радиоактивным. Написать происходящую при этом реакцию.

  1. Выделяется или поглощается энергия при следующих ядерных реакциях:

а) 7N14 + 2Не4 → 8О17 + 1Н1             б) 3Li6 + 1H1 → 2He4 + 2He3

в) 3Li7 + 2He4 → 5B10 + 0n1               г) 3Li7 + 1H2 → 4Be8 + 0n1

  1. Определите состав ядер атомов фтора, аргона, брома, цезия и золота.

  1. Итоги. Рефлексия.
  1. Что понимают под энергией связи атомного ядра?
  2. Оцените свою работу на уроке.

  1.  Домашнее задание.

Касьянов. Физика 11. § 57

I-вариант

  1. Каков состав ядра изотопа радия 88Ra226?

а) 226 протонов и 88 нейтронов;                   б) 88 протонов и 138 нейтронов;

в) 88 электронов и 138 протонов;                  г) 138 протонов и 88 нейтронов.

  1. Изотоп урана  92U239 испытывает β-распад. При этом образуется …

а) α-частица;                     б) Изотоп нептуния 93Ne239;                     в) нейтрон.          

  1. Чему равна масса покоя фотона?

а) массе электрона;        б) массе нейтрона;       в) массе протона;         г) нулю.

  1. Лазер излучает свет частотой 5·1014 Гц. Луч этого лазера можно представить как поток фотонов, энергия каждого из которых равна …

а) 9,9·10-12 Дж;               б) 2·10-15 Дж;               в) 3,3·10-19 Дж;            г) 1,32·10-48 Дж.

  1. γ-излучение представляет собой …

а) поток отрицательно заряженных частиц;               б) поток протонов;

в) поток ядер гелия;                                                  г) электромагнитные волны.

  1. Атомное ядро содержит протоны, несущие заряд одинакового знака. Какое взаимодействие удерживает эти частицы в ядре?

а) магнитное;        б) электрическое;        в) сильное;         г) гравитационное.

  1. Какое из трёх видов излучений (α, β, или γ) обладает наибольшей проникающей способностью?

а) α-излучение;          б) β-излучение;         в) γ-излучение;              г) для всех одинакова.

  1. Солнце непрерывно излучает большое количество энергии. Масса Солнца в связи с этим …

а) увеличивается;                                            б) уменьшается;    

в) в разное время года может увеличиваться или уменьшаться.

II – вариант

  1. Каков состав ядра изотопа железа 26Fe56?

а) 56 протонов и 26 нейтронов;                      б) 26 протонов и 30 нейтронов;

в) 26 электронов и 30 протонов;                    г) 30 протонов и 26 нейтронов.

  1. Изотоп нептуния 93Ne239 находится в стадии β-распада. При этом образуется …

а) Изотоп плутония 94Pu239;                    б) нейтрон;                        в) протон.

 

  1. Чему равен заряд фотона?

а) заряду электрона;           б) заряду α-частицы;          в) заряду протона             г) нулю.

  1. β-излучение представляет собой поток …

а) ядер гелия;                         б) электронов;                      в) протонов;                г) нейтронов.

  1. Согласно гипотезе Планка …

а) все частицы обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами;

б) движение микрочастицы не может характеризоваться одновременно точными значениями координаты и импульса;

в) атомы излучают свет не непрерывно, а прерывисто, порциями;

г) частотный состав излучаемого атомом света меняется постепенно, пока электрон не упадёт на ядро.

  1. Какое из трёх видов излучений (α, β, или γ) обладает наименьшей проникающей способностью?

а) α-излучение;          б) β-излучение;         в) γ-излучение;              г) для всех одинакова.

  1. Атомное ядро содержит протоны, несущие заряд одинакового знака. Какое взаимодействие удерживает эти частицы в ядре?

а) магнитное;        б) гравитационное;        в) сильное;         г) электрическое.

  1. В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелки. При неосторожном обращении с таким полупроводниковым лазером можно …

а) вызвать пожар;                              б) прожечь костюм и повредить тело;  

в) получить опасное облучение организма;  

г) повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."

В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....

Методическая разработка урока по физике с применением ЭОР для 7 класса по теме "Сила упругости"

Предлагаю вашему вниманию подробный конспект по физике для 7 класса. Хочу прочитать ваши коментарии и отзывы об уроке....

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории".   Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...

Методическая разработка урока по физике "Постоянный ток и его характеристики"

Методическая разработка урока по физике по теме "Постоянный ток и его характеристики" с применением ИКТ. К работе представлены два приложения: мультимедийная презентация "Постоянный ток" и поурочная к...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...