Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
методическая разработка по физике (11 класс)
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположником корпускулярной теории света был английский ученый Исаак Ньютон. Согласно корпускулярной теории свет представляет собой поток частиц - корпускул, летящих в световом луче прямолинейно с большой скоростью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_klass_volnovye_svoystva_sveta.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики
11 класс
Тема: "Волновые свойства света"
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить, расширить знания учащихся о световых явлениях.
- углубить знания о новых свойствах света.
- дать представление о природе света.
- показать значение света для человека.
Развивающие:
- формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы.
- развивать логическое мышление, воображение.
- формировать представление о единстве понятий окружающего мира.
- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции.
Воспитательные:
- развивать стремление к познанию.
- воспитать умение выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.
Формы и методы обучения: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа, работа в группах, компьютерная презентация, компьютерная лабораторная работа с интерактивной моделью, тестирование.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация урока, презентации учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы, цели урока, порядка работы на уроке.
Слайд
Эпиграфом урока является пословица:
Ученье - свет, неученье - тьма.
II. Активизация учащихся. Видеоклип "Как прекрасен этот мир".
Звучит песня "Как прекрасен этот мир". Видеоклип.
Слайд
Мы видим этот прекрасный мир потому, что существует свет!
Слайд
90% всей информации об окружающем мире люди получают посредством зрения. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. (Авиценна) Великий врач первым пришел к выводу, что глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи.
Слайд
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположником корпускулярной теории света был английский ученый Исаак Ньютон. Согласно корпускулярной теории свет представляет собой поток частиц - корпускул, летящих в световом луче прямолинейно с большой скоростью
Слайд
Голландский ученный Христиан Гюйгенс разработал иную теорию, согласно которой распространение света представляет собой волновой процесс.
Слайд
К концу 18 века огромное количество опытов, поставленных учеными, подтвердили правоту Гюйгенса. Свету оказались присущи многие явления свойственные только волновым процессам.
Слайд
Волновые свойства света подтверждают следующие явления:
- интерференция.
- дифракция.
- дисперсия.
- поляризация.
- И законы:
- закон отражения света
- закон преломления света.
III. Проверка знаний.
- Тестирование ( 5 человек на компьютерах, остальные на местах)
Слайд
Тест ( презентация)
- Какие явления объясняются дифракцией света?
А) радужная окраска тонких мыльных пленок
Б) кольца Ньютона
В) появление светлого пятна в центре тени от малого непрозрачного диска
Г) отклонение световых лучей в область геометрической тени
- только А
- А и Б
- А, Б, В и Г
- В и Г
2. В чем состоит сущность явления интерференции света?
1) В наложении когерентных волн, при котором происходит распределение результирующих колебаний
- В сложении волн любой природы
- В наложении волн любой природы
- В разложении световых волн при прохождении через призму
- Какого цвета кажутся красные цветы, если смотреть на них через зеленое стекло?
- Зеленого
- Красного
- Черного
- Серого
- Какие волны называются когерентными?
- Имеющие одинаковую частоту и разность фаз, не зависящую от времени
- Имеющие одинаковую амплитуду
- Имеющие одинаковую частоту и разность фаз, равную нулю
- Имеющие одинаковую частоту и амплитуду
- Для просветления оптики на поверхность стекла с показателем преломления n1 тонкую прозрачную пленку с показателем преломления n2. Каково соотношение между n1 и n2?
- n1 > n2
- n1 < n2
- n1 = n2
- Решение задач, выполнение компьютерной лабораторной работы
Задачи
- Две когерентные волны красного света λ = 760 нм достигают некоторой точки с разностью хода 2 мкм. Что произойдет в этой точке – усиление или ослабление волн? (ослабление)
- В некоторую точку пространства приходят когерентные волны с разностью хода 3,5 мкм, длина волны которых в вакууме 700 нм. Определите, усиление или ослабление света будет наблюдаться в этой точке? (усиление)
- Дисперсия света (табличный редактор Ехсеl).Используя табличные данные, построить график зависимости показателя преломления от длины световой волны. Вычислить и сравнить скорости распространения световых волн разной длины в стекле. Скорость света в вакууме принять равной 3 ∙108 м/с
n | λ мкм | υ ∙ 108 м/с |
1,75 | 0,3 | |
1,675 | 0,4 | |
1,625 | 0,6 | |
1,6 | 1 |
- Полное отражение (табличный редактор Ехсеl). Составить таблицу предельных углов отражения по таблице показателей преломления веществ:
Вещество | Показатель преломления относительно воздуха, n | αпр |
Лёд | 1,31 | |
Вода | 1,33 | |
Глицерин | 1,47 | |
Алмаз | 2,42 |
- Интерференция света (язык программирования Турбо Паскаль). Составить программу для определения результата интерференции. Проверить выполнение программы для заданных величин: разности хода и длины волны
- разность хода 2 мкм, длина волны 760 нм
- разность хода 3,5 мкм, длина волны 700 нм
- Построение изображение в линзе (PowerPoint). На рисунке показано расположение главной оптической оси АВ линзы светящейся точки S и ее изображения S1. Найдите построением оптический центр линзы и ее фокусы. Определите какая это линза, действительным или мнимым является изображение.
S
A B
S1
Компьютерная лабораторная работа
с использованием интерактивной модели «Опыт Юнга»
Порядок выполнения
- Установите расстояние между щелями 2 мм, осветите щели светом длиной волны 450 нм, опишите какую картину можно наблюдать на экране, расположенном на расстоянии L=4 м от щелей. Заполните таблицу:
№ | Длина волны λ | Расстояние между щелями d | Расстояние между максимумами ∆l |
1 | 2 мм |
- Измените длину волны (желтый свет). Опишите какая интерференционная картина наблюдается на экране. Заполните таблицу:
№ | Длина волны λ | Расстояние между щелями d | Расстояние между максимумами ∆l |
2 |
|
- Измените расстояние между щелями. Опишите, какая интерференционная картина наблюдается на экране. Заполните таблицу:
№ | Длина волны λ | Расстояние между щелями d | Расстояние между максимумами ∆l |
3 | 3 мм |
Контрольные вопросы:
- В какой области происходит интерференция волн?
- Как получены два когерентных источника?
- Как влияет на интерференционную картину увеличение длины волны?
- Как влияет на интерференционную картину увеличение расстояния между когерентными источниками света?
IV. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах. Защита мини-проектов.
- Интерференция
- Дифракция
- Дисперсия
- Сравнение дисперсионного и дифракционного спектров
V. Подведение итогов. Выставление оценок
Предлагаю вам в течении 5 минут разработать и защитить мини- проекты об использовании света и его значении.
(Работа в группах, по рядам.) На листе ватмана написать или нарисовать.
Более подробно рассказать об одном направлении.
Представитель ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ВЫСТУПАЕТ С ЗАЩИТОЙ СВОЕГО МИНИ-ПРОЕКТА И С ВЫВОДОМ.
(представители от групп вытягивают листочек с темой проекта)
Слайд 15
1 группа
- в науке и технике: лазер, фотоэлементы, солнечные батареи, световоды, фотография:
Слайд 16
2 группа
- в природе: фотосинтез, цвет, мимикрия.
Слайд 17
3 группа
- для человека: зрение, освещение, в медицине, светолечение, живопись, культура.
Вывод: свет имеет огромное значение в жизни человека и живой природы.
Мы рассмотрели свет с физической точки зрения, а есть еще философское понятие. Вспомните эпиграф нашего урока.
Ученье - свет, неученье - тьма.
Какое значение имеет слово "свет" в данном случае (в данной поговорке)?
СВЕТ ЭТО ИСТИНА, ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ:ЧИСТОТА.
Можно привести много примеров где бы употреблялось именно это значение данного слова.
Нести свет людям, светлая голова и др.
Задание по группам:
Слайд №18
1 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в художественных произведениях.
М. Горький - "Легенда о Данко". Данко осветил путь людям своим горячим сердцем.
"Луч света в темном царстве" - из критики .Так назвали Катерину из пьесы А.Островского "Гроза".
"Терминатор". Слово обозначает границу между светлым и черным.
"Свет мой зеркальце скажи:" А.С. Пушкин
Слайд №19
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош:" (Быт.1:1-5)
Обратите внимание! На иконах все святые изображаются с нимбом, т.е. свечением над головой. От них исходит свет, добро, чистота.
2 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в пословицах, поговорках, цитатах.
Где любовь да совет, там рай и свет.
Истина сияет подобно свету-Камю
Тень живет лишь при свете.
Ученье - свет, неученье - тьма.
"Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и Солнца".- В. Маяковский.
3 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в высказываниях, устойчивых выражениях (фразеологизмах).
Светлые мысли.
Свет в окошке.
Нести свет людям.
Свет в конце тоннеля.
Светлая голова.
Почему мы так говорим?
Видимо это объясняется огромным значением света в жизни человека в возникновении и развитии жизни на Земле.
Слайд №20
Вывод: Законы природы едины. СВЕТ НЕОБХОДИМ ЧЕЛОВЕКУ КАК ВОЗДУХ И ВОДА! Свет имеет значение не только для развития жизни на Земле, но и в возникновении Вселенной.
СВЕТ - ЭТО ЖИЗНЬ!
Видеофрагмент "Большой взрыв".
V. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса
Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...
Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса
Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...
Методическая разработка урока по физике по теме "Электрические цепи", 8 класс
Класс: 8. Раздел: электрические явления. Тема: Смешанное соединение проводников.С помощью созданной компьютерной программы "Электрические цепи" (https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/201...
Методическая разработка урока по физике по теме "Лабораторная работа № 7. Опытная проверка закона "Бойля-Мариотта", 10 класс
Образовательные задачи урока:- Обеспечить в ходе урока усвоение закона Бойля–Мариотта путем опытной его проверки.- Научить работать с приборами и материалами, производить измерения и самостоятел...