Главные вкладки

    Методическая разработка урока по физике по теме "Лабораторная работа № 7. Опытная проверка закона "Бойля-Мариотта", 10 класс
    методическая разработка по физике (10 класс)

    Викулина Людмила Сергеевна

    Образовательные задачи урока:

    - Обеспечить в ходе урока усвоение закона Бойля–Мариотта путем опытной его проверки.

    - Научить работать с приборами и материалами, производить измерения и самостоятельно делать необходимые выводы.

     

    План урока

    Основные этапы урока

    1

    Организационный момент

    2

    Постановка темы урока и основной проблемы урока

    3

    Краткое повторение темы “Изопроцессы” с использованием презентации (фронтальный опрос)

    4

    Изучение истории открытия закона Бойля-Мариотта (презентация)

    5

    Инструктаж перед выполнением лабораторной работы

    6

    Выполнение лабораторной работы “Опытная проверка закона Бойля- Мариотта”

    7

    Анализ результатов урока

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по физике в 10 классе

    Тема: Лабораторная работа № 7. Опытная проверка

    закона Бойля-Мариотта

    Образовательные задачи урока:

    - Обеспечить в ходе урока усвоение закона Бойля–Мариотта путем опытной его проверки.

    - Научить работать с приборами и материалами, производить измерения и самостоятельно делать необходимые выводы.

    Воспитательные задачи урока:

    - Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей: причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира и его закономерности.

    - Продолжить работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся.

    - Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.

    Развивающие задачи урока:

    - Продолжить работу по развитию у учащихся умений выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.

    - Способствовать формированию у учащихся информационно- коммуникативных компетенций.

    - С целью развития познавательного интереса учащихся ввести в содержание урока элементы новизны знаний.

    План урока

    Основные этапы урока

    Время

    1

    Организационный момент

    1 мин.

    2

    Постановка темы урока и основной проблемы урока

    1 мин.

    3

    Краткое повторение темы “Изопроцессы” с использованием презентации (фронтальный опрос)

    3 мин.

    4

    Изучение истории открытия закона Бойля-Мариотта (презентация)

    5 мин.

    5

    Инструктаж перед выполнением лабораторной работы

    3 мин.

    6

    Выполнение лабораторной работы “ Опытная проверка закона Бойля- Мариотта”

    30 мин.

    7

    Анализ результатов урока

    2 мин.

    Приборы и материалы: компьютер, видеопроектор, оборудование к лабораторной работе.

    Ход урока

    Постановка темы урока и основной проблемы.

    Краткое повторение темы «Изопроцессы»

    Вопросы:

    1) Что такое изопроцессы?

    2) Назовите виды изопроцессов и охарактеризуйте их.

    3) Сформулируйте закон Бойля-Мариотта.

    4) Назовите формулу закона Бойля-Мариотта.

    5) Как выглядят графики изотермического процесса на диаграммах?

    Изучение истории открытия закона Бойля-Мариотта.

    На экран с помощью видеопроектора выводятся слайды с портретами Роберта Бойля и Эдм Мариотта, учитель рассказывает о тех опытах, которые они проводили, к какому выводу пришли.

    Инструктаж перед выполнением лабораторной работы.

    Правила техники безопасности при работе со стеклянными трубками. Расположение оборудование на столах. Освобождение проходов между рядами.

    Объяснение хода выполнения работы.

    Выполнение лабораторной работы “Опытная проверка закона Бойля-Мариотта”

    Выполнение лабораторной работы учащимися в малых группах.

    Анализ результатов урока

    Учащиеся формулируют выводы по полученным лабораторным данным, отвечают на контрольный вопрос.

    Прил. 1. Материал для учащихся

    Лабораторная работа 7

    Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.

    Цель работы: Исследовать, как изменяется объем определенной массы газа (при постоянной температуре) при изменении давления, и установить соотношение между ними.

    Оборудование: Стеклянный цилиндр высотой 40 см с водой; стеклянная трубка, закрытая с одного конца; барометр-анероид, штатив универсальный.

    Опыт 1.

    • Измерить с помощью барометра атмосферное давление, выразив его в Па.

    p1=pатм=_________мм рт.ст.=_________ Па.

    • Измерить объем воздуха в стеклянной трубке (вычислить площадь поперечного сечения стеклянной трубки S = πr2).

    V1=L1S

    • Вычислить произведение давления воздуха на его объем.

    p1V1=

    Опыт 2.

    • Погрузить стеклянную трубку в мензурку с водой закрытым концом вверх.
      Измерить новый объем воздуха в трубке.

    V2=L2S

    • Измерить разность уровней воды в мензурке и трубке.

    h1=_____см = ______м

    • Рассчитать гидростатическое давление столба воды в мензурке

    pводы1=ρgh1

    где: ρ= 1000 кг/м3;     g=9,8м/с2;      h-измеряется в (м)

    • Рассчитать новое давление воздуха в трубке

    p2=pатм+pводы1

    • Вычислить произведение давления воздуха на его объем

    p2V2=

    Опыт 3.Повторить эксперимент еще раз, погрузив трубку в мензурку на другую глубину

    V3=L3S

    h2=_____см = ______м

    pводы2=ρgh2

    p3=pатм+pводы2

    p3V3=

    4. Результаты измерений занести в таблицу.

    Номер опыта

    Давление (р)

    Объем (V)

    Произведение (рV)

    1

    2

    3

    5.Сравнить полученные результаты и сделать вывод о справедливости закона Бойля-Мариотта.

    6. Ответить на вопрос: почему во время опыта не следует держать трубку рукой?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лабораторная работа № 7. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта

    Слайд 2

    Повторим 1) Что такое изопроцесс ? 2) Виды изопроцессов 3) Закон Бойля-Мариотта

    Слайд 4

    Роберт Бойль ( 1627-1691) — английский физик, химик и философ, один из учредителей Лондонского королевского общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

    Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."

    В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....

    Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

    Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

    Методическая разработка урока по физике на интерактивной доске "Сгорание топлива. Виды топлива". 8 класс

    Методическая разработка по физике на интерактивной доске по теме "Сгорание топлива. Виды топлива"- 8класс содержит тему урока, таблицу удельной теплоты сгорания различных видов топлива, задание на соо...

    Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

    О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

    Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

    Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

    Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...