Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература
план-конспект урока по физике (7 класс)

Андреева Ольга Александровна

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;

2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой ситуации, творческие способности, выдержку,

3)воспитательная: формировать интерес к предмету, формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной, развивать чувство взаимовыручки и поддержки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7b_klasse.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7б классе

Тема: Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела.

Урок интегрированный: физика и литература.

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;

2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой ситуации, творческие способности, выдержку,

3)воспитательная: формировать интерес к предмету, формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной, развивать чувство взаимовыручки и поддержки.

Ход урока

1.Орг момент(2-3 мин).

2.Тема урока закрыта листами.

Учитель:” Ребята, давайте угадаем, о чём сегодня на уроке пойдёт речь:

Я всей Вселенной управляю

Тела в движение привожу

С любой работой я справляюсь,

И хороводы я вожу.

(Ответ: Сила)

Открываем тему и записываем тему урока.

Теперь давайте сформулируем цель урока. Учащиеся пробуют ставить цель.Учитель объявляет цели урока.

3. Вопросы для повторения:

1) Что такое вес тела? (Сила, с которой тело давит на опору или подвес)

2)Если бы  физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие 3 графы были бы в этих удостоверениях личности сил?

(не национальность, и не злость и доброта.Физики не делят силы на добрые и злые. Три графы в паспорте каждой силы были бы: Модуль. Направление. Точка приложения. А ещё может быть графа: характер или происхождение. Не потому что бывают взбалмошные, но покладистые силы, потому что они бывают например, гравитационные или электрические).

3)Перестала ли действовать сила тяжести на Колобок, который уже долетел из окна избы до поверхности Земли?

(Нет, не перестала. Хотя Колобок кричит, что лежачих не бьют).

4)Почему Карлсон, прыгая со шкафа, оказывается на полу, а не летит дальше к нижним соседям? Как называется сила, не пускающая к нижним соседям Карлсона?

(Ответ: Карлсона не пускает к нижним соседям сила упругости пола)

5) Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объём. В каком состоянии находится Джин?

(Ответ: В газообразном, и очень сердит. Лучше его не трогать.)

4. Изучение нового материала.

Определение равнодействующей силы. На презентации показать опыты.

Точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела называют центром тяжести тела

При любом положении тела центр его тяжести находится в одной и той же точке.

5. Закрепление материала.

1)Дед, взявшись за репку развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100Н, внучка до 50 Н. Жучка до 30Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

( 792 Н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв раве 2Н. Без мышкиных ньютонов дело не пойдет. Нет, не справились)

2)Тело всадника без головы имеет массу 70 кг. Масса его лошади 200 кг. До утраты головы общий вес лошади и всадника был 2695 ньютонов. Какова была масса всадника с головой, но без лошади?

(Ответ: Вес всадника с лошадью, но без головы равен его массе, умноженной на 9,8 Н/кг. Это будет 2646 ньютонов. Его же вес с лошадью и головой равен 2695 Н. Значит, на голову приходится 49 ньютонов. 49: 9,8=5 кг. Получается, что вес всадника без лошади, но с головой 75 кг.  Не очень то он был головастый - этот всадник.)

5. Работа по группам.

1 группа “Физики-лирики” (девочки)

А) Задача 1. Некрасов “ Размышления у парадного подъезда”.Картина “ Бурлаки на Волге”.

“ Выдь на Волгу:

Чей стон раздаётся

Над красавицей русской рекой?

“Этот стон у нас песней зовётся-

То бурлаки идут бечевой…

…Плечами, грудью и спиной

Тянул он баржу бечевой;

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, ” Дубинушку” стонал.

Вопрос: “О какой силе в данном отрывке  идет речь? Найди эту силу, приняв массу одного бурлака в среднем 70 кг.”

(Ответ: 9*70*10=900 Н.)

2)Задача 2. Чук тянет одеяло на себя с силой 0,5 килоньютонов, а Гек тянет то же самое одеяло на себя с силой в 600 Ньютонов. Измерь результирующую этих двух сил, направленных в противоположные стороны и догадайся, у кого из детей сильнее мёрзнут по ночам пяточки?

(Ответ: R= F-F=600Н-500Н=100Н, пяточки будут мёрзнуть у Чука).

3) Задача 3.

Солдат и Водяной тянут Марью Искусницу в разные стороны. Солдат силой 115 ньютонов, а Водяной за ноги с силой 110 ньютонов. Вычислите, чему равна равнодействующая этих сил и узнайте, как  будет двигаться Марья Искусница, вперёд ногами или головой.

(Ответ: несчастная Марья Искусница начнёт поступательное движение головой, под действием результирующей силы в 5 Н.)

2 группа “ Физики-мечтатели” (мальчики).

1) Задача 1. И. Ильф, Е. Петров” Золотой телёнок”

В одиннадцатом часу вечера молочные братья, кренясь по тяжестью двух больших гирь, шли по направлению к конторе по заготовке рогов и копыт. Паниковский нёс свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя.

…Здоровяк Балаганов держал гирю на плече. Иногда Паниковский никак не мог повернуть за угол, потому что гиря по инерции продолжала тащить его вперёд. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление”.

Вопрос: ” Какая сила действует на героев рассказа и куда она направлена”?

(Ответ: равнодействующая сила,  она направлена вдоль одной прямой в одну сторону движения братьев).

2)Буратино задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные планы. Совместное со стулом падение явилось для него полной неожиданностью. Имело ли место в данном случае физическое явление?

(Ответ: Имело, произошло изменение (смещение) центра тяжести,  в результате которого Буратино потерял равновесие и приобрел шишку на лбу.)

3) Великовозрастный Иванушка, масса которого 60 кг, сидит на шее у престарелой Бабы-Яги. Вычислите силу тяжести и вес Иванушки,  и объясните к чему приложены эти вес и сила тяжести.

(Ответ: Иванушкин вес и сила тяжести одинаковы. И то и другое приблизительно равно 600 Ньютонам. А вот приложены они по-разному. Сила тяжести к самому Иванушке, и его вес - к горизонтальной опоре, т.е. к бабушкиной шее.

6. Работа в парах. Разгадайте кроссворд.

Отгадайте кроссворд “ Морской бой” по материалу 1 четверти 7 класса. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой. Ключевое слово записывается в строке а6-к6-прибор для измерения времени. Напишите ключевое слово.

а1-а9 Прибор для наблюдения за мелкими предметами

б5-б8  Так называют любой предмет в физике

в3-в10   Один из способов познания физики.

г2-г9  Явление самопроизвольного перемешивания веществ

д1-д8 Учёный, который догадался, что планеты вращаются вокруг Солнца.

е4-е6 Твёрдое состояние воды

ж1-ж10 Древнегреческий физик, философ, теоретик

з1-з9 Сотая часть метра

и3-и10   Мельчайшая частица вещества

к3-к10  Быстрота движения

Ключевое слово в строке а6-к6-прибор для измерения времени.

Ответы: микроскоп, тело, практика, диффузия, Коперник, лёд, Аристотель, сантиметр, молекула, скорость.

Ключевое слово: секундомер.

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Рефлексия

-Сформулируйте тему урока.

-Перечислите цели, которые  вы ставили в начале урока.

-Оцените себя, достигли ли вы этих целей?

-Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке?

-Как вы сможете оценить свою работу?

Заполните карту оценивания деятельности. Ставят оценку.

Опросник для самодиагностики.

Насколько ты уверенно чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Очень уверенно

Уверенно

Довольно уверенно

Неуверенно

Я умею находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону

Я умею находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой в разные стороны

Я могу найти равнодействующую всех сил, направленных в одну сторону и равных по модулю

Я знаю определение центра тяжести тела

8.Д/З

а) выучить п.31, вопросы с.90 устно, упр.12(1) с.90 письменно

б) составить кроссворд по п.22-31 (не менее 10 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"

методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"...

Самоанализ урока физики в 7 классе по теме "Центр тяжести тела. Определение центра тяжести плоской пластины".

Урок по данной теме входит в раздел темы «Взаимодействие тел», на которую по программе отводится 21 час. В основу построения данного урока был положен объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,...

Презентация к уроку физики в 7 классе "Центр тяжести тела"

резентация к уроку "Центр тяжести плоской пластины" включает в себя вопросы на повторение темы "Вес тела. Связь между силой тяжести и весом тела". В презентацию включены слайды по введению понятия цен...

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение"

Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение"...

Методическая разработка «Развитие у слабослышащих учащихся умений осуществления действий над обыкновенными дробями на уроках математики посредством заданий»

Содержание методической разработки раскрывает способы изучения математической темы «Обыкновенные дроби» с детьми ОВЗ по слуху....

Физика 7 класс. Перышкин А.В. Урок по теме: : «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил»

Урок физики на тему "Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил", это пятый урок в разделе "Взаимодействие тел". Задача данного урока закрепить представл...