Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Сообщающиеся сосуды”
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Сидорюк Жанна Александровна

Методическая цель: организация процесса тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала, приобретения умений ставить эксперимент.

Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала на уровне программных требований

Воспитательная цель: становление субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества

Развивающая цель: создание условий для развития умений организации учебного труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka_fiziki.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики МБОУ «Нижнеомской СШ№1» Сидорюк Жанна Александровна

Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Сообщающиеся сосуды

Методическая цель: организация процесса тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала, приобретения умений ставить эксперимент.

Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала на уровне программных требований

Воспитательная цель: становление субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества

Развивающая цель: создание условий для развития умений организации учебного труда

Предмет, класс

Физика, 7 класс

Тема урока, № урока по теме

Сообщающиеся сосуды, урок №8

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ (виртуальной лаборатории) позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего; индивидуализации и дифференциации процесса обучения

Цель урока

Создание условий для формирования различных компетенций по исследованию поведения жидкости в сообщающихся сосудах.

Задачи урока

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Продолжить формирование экспериментальных умений на репродуктивном уровне (добиться понимания и воспроизведения программного материала).

Способствовать развитию познавательного интереса учащихся (предоставить учащимся возможность получить представление о поведении жидкости в сообщающихся сосудах.

Создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся и личностной рефлексии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы сети Интернет)

Электронные тренажеры виртуальной лаборатории, компьютерная презентация, текстовые документы

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска прикладные программы Word, PowerPoint.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Этап урока

Цель

Время

Форма организации деятельности учащихся

Основной вид деятельности учащихся (в том числе и со средствами ИКТ)

Функции преподавателя на данном этапе

Основные виды деятельности преподавателя

Промежуточный контроль

Примечание

Организационный

Подготовка учащихся к работе. Подготовка необходимого оборудования.

1-2 мин

Фронтальная

 Устные упражнения,

Интерактивная модель-презентация «Сообщающиеся сосуды» (№1)

Анимация «Проход корабля через шлюз» (№2)

Организатор

Постановка целей совместной деятельности; формирование учебных групп; организация учебного пространства

 

 

Вводный

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

5-7 мин

Индивидуальная Коллективная

Устные упражнения,

Интерактивная модель-презентация «Сообщающиеся сосуды» (№1)

Организатор-контролер

Организация деятельности учащихся, проверка результатов их работы, коррекция плана урока (при необходимости)

Программированный контроль

В конце работы приводится статистика результатов деятельности учащихся, обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне воспроизведения изученного и его применения в стандартных условиях; перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях

30 мин (3 этапа по 10 мин)

Парная

Работа в диадах (учебных парах): изложение усваиваемого материала партнеру, постановка эксперимента

(Приложение 1)

Интерактивная модель-презентация «Сообщающиеся сосуды» (№1)

Интерактивная модель «Проведи корабль через шлюз» (№3)

Координатор-консультант

Организация общения учащихся в паре, координация их деятельности при выполнении эксперимента

Взаимопроверка проделанной работы, контроль со стороны учителя

Класс делится на пары состоящие из учащихся равных по силе

Индивидуальная

Работа с раздаточным материалом 

(Приложение 2)

Организатор-консультант-контролер

Инструктаж учащихся о ходе работы с предлагаемым материалом, оказание консультативной помощи, первичная проверка усвоения материала

Самопроверка, проверка учителем заданий, выполненных учащимися

Парная

Работа с раздаточным материалом  в диадах (учебных парах)

(Приложение 3)

Организатор-консультант-контролер

Инструктаж учащихся о ходе работы; контроль за деятельностью учащихся

Контроль заданий выполненных учащимися

Индивидуальная

Работа с учителем

Консультант

Оказание консультативной помощи слабым учащимся

Рефлексия

Анализ и оценка успешности деятельности и определение перспективы последующей работы

2-3 мин

Коллективная

Самоанализ деятельности (Приложение 4)

Организатор, помощник, участник

Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке

Заполнение листа самооценки (Приложение 5)

Оценка деятельности учащихся учителем и учащимися

Постановка домашнего задания

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1-2 мин

Фронтальная

 

Организатор-консультант

Сообщение домашнего задания и комментарии к его выполнению

Запись домашнего задания в дневниках

 

Приложение1

Посмотрите на столы. Найдите конверты, которые нам сегодня будут помогать в работе.

Откройте конверт «ИССЛЕДОВАНИЕ».

Внимательно изучите план исследования. Сколько исследований вам надо провести? Заполните лист исследования.

Цель: исследовать поведение жидкости в сообщающихся сосудах.

План исследования:

Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах.

Сосуды, имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Исследование 1

 Исследование уровней

однородной жидкости в сообщающихся сосудах

 

Рассмотрите, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах.

Осторожно наклоните штатив и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней жидкости.

Ответьте на вопрос: как располагаются  поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

http://nika-fizika.narod.ru/31_15.1.gifhttp://nika-fizika.narod.ru/31_15.2.gif

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Исследование 2

 Исследование уровней   двух жидкостей с разной плотностью

 в сообщающихся сосудах

 

Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная вода и масло). Зарисуйте уровни жидкостей.  Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем  АВ, результаты  запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос: как зависят высоты столбов разных жидкостей, в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?

 

 

http://nika-fizika.narod.ru/31_15.3.gif

 

Название жидкости

Плотность,

ρ, г/см3

Высота столба жидкости, см

вода

1

 

масло

0,9

 

 

 

_____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Убедившись, что Вы разобрались в материале, ответьте на вопросы теста.

C:\Users\ShOoter\Desktop\тест.png

Отвечайте на вопросы письменно, самопроверка по ключу к тесту. Ставим себе количество набранных баллов.

Приложение 3

Выполните задание (оценку за работу выставит учитель).

Откройте конверт «ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

На каждом листе исследования описан принцип действия различных устройств используемых человеком. Ваша цель ознакомится с принципом действия устройства, подобрать и наклеить на лист исследования с помощью самоклеющейся основы соответствующую фотографию из вашего конверта. Хочу обратить ваше внимание на то, что одно из предложенных вам устройств, было связано с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов. И вы после выполнения задания постарайтесь нам об этом рассказать. Ну, что успехов.

Учащиеся выполняют задание.

Выполните задание на листках и сдайте учителю.

Приложение 4

Для этого я использую такой рефлексивный алгоритм:

Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли я собой.

Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – чего было больше; авторитетен ли я в вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.

Дело – я достиг цели учения; мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы (для практики просто интересен); в чём я затруднялся, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

Приложение 5

Лист самооценки

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Фамилия, имя, класс

                                          _______________________________________________________________________________________________

  1. Я работал устно, фронтально.  
  2. Я сделал к уроку домашнее задание.
  3. Я сделал все письменные работы.
  4. Я играл активную роль, выполняя все работы на уроке.        
  5. Работая в группе, я был.

  1. Мои оценки за д/р были.

  1. За работу на уроке я себе ставлю                          

да            нет

всё      почти всё    не всё

да            нет

5  4  3  2  1

лидером                         слушателем

генератором идей        «жертвой»

5  4  3  2  1

5  4  3  2  1

Задания, которые мне понравились ____________________________________________

Задания, которые мне не понравились ___________________________________________

Легкими заданиями были _______________________________________________________

Трудными заданиями были ______________________________________________________

 

Мне понравилось задание __________________________________________________________________________________

Мне не понравилось задание __________________________________________________________________________________

Я не понял ___________________________________________________________________

           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

Технологическая карта конструирования урока физики в 7 классе

Технологическая карта конструирования урока физики в 7 классе составлена с принципами ФГОС...

Технологическая карта конструирования урока физики в 8 классе

Технологическая карта конструирования урока физики в 8 классе согласно ФГОС...

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии....

Технологическая карта урока физики на тему «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе по учебнику А.В.Перышкина

Технологическая карта составлена на основе ФГОС, примерной программой основного общего образования по физике. Данная технологическая карта  ориентирована на использование УМК А.В. Перышкина ...

Презентация по физике на тему "Сообщающиеся сосуды"

Данный материал используется при изучении темы "Сообщающиеся сосуды"....