Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Куликова   Марина   Анатольевна

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая кара урока122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока
с использованием CДМ

_____Куликова М.А., Прокофьева Ю.Н.__________

учителя Ф.И.О.

Предмет, класс, УМК

Биология  , 6  класс. УМК  Сухоруковой  Л.Н.

Тема урока,

№ урока по теме 

Внешнее  строение   листа. Листорасположение.

4

Цель урока

 Сформировать  представление   у  обучающихся  о   строении, листорасположении и  классификации  листьев,  продолжать формирование умения

 сравнивать, анализировать, обобщать,  делать  выводы  о  строении  и  разнообразии  листьев,   классифицировать  листья  по  определённым  признакам.

Планируемые результаты обучения

Личностные: 1) Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

2) Присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения.

Предметные : Знают    строения  листовой  пластинки,  её  составных  частях, их  взаимосвязи;  умеют отличать  сложные  листья  от  простых, черешковые  от   сидячих

Метапредметные

Регулятивные  УУД:

1 Умеют самостоятельно формулировать учебную проблему.

2.    Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают из предложенных и ищут самостоятельно средства достижения цели

Познавательные  УУД:

:

  1.   Осуществляют поиск и выделяют необходимую  информацию; применяют методы информационного поиска,  составляют  таблицы,  схемы в том числе с помощью компьютерных средств.
  2.  Структурируют знания  по определению основной и второстепенной информации; свободно ориентируются и воспринимают  тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  3. Ставят и формулируют проблемы, реализуют алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:

1.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определяют  цели, функции участников, способов взаимодействия.

2. Ставят  вопросы — инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации;

3. Управляют  поведением партнёра — контролируют, корректируют, оценивают его действия.

4. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

 Учебник,  рабочая  тетрадь,  учебный  диск, компьютеры, ресурсы  Интернет, наглядный  материал , гербарные   экземпляры  растений, мыслительные  листы,  заготовленные   заранее  и  высушенные  листья   растений

Этап 1  Организационный. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

1Мотивировать  обучающихся  на  изучение  темы  с  помощью  создания  проблемной  ситуации

2Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания»

3Научить  выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Длительность этапа

15 мин

Методы и приемы работы

1.Постановка  перед  обучающимися   учебной  проблемы

2. Диалог с  обучающимися, постановка  вопросов, выявляющих  затруднения

Деятельность учащихся

1)Выдвигают  свои  версии  решения  проблемной  ситуации ,  выбирая  лучшие.

2)  Применяют  полученные  ранее  знания  для  решения    данной  ситуации, выполняя  задание   в  рабочей  тетради  стр.33 , заполняют  таблицу, используя  учебник.

Таблица  №1  Простые  и  сложные  листья.

Название  растения

Вид  листьев

3)  Проводят  взаимопроверку  заполнения  таблицы

4) Представляют  полученные    результаты

 5)Отвечают  на  поставленные  вопросы

Деятельность преподавателя

1)Создаёт проблемную  ситуацию.

Рассмотрите  листья  нескольких   гербарных  и принесённых  вами  растений.  Выявите  черты  сходства  и  различия  между  ними. Выберите  среди  них  по  2  примера  растений  с  простыми  и  сложными  листьями.

2) Рекомендует  задание  по заполнению  таблицы на  основе  самостоятельного  проведённого  отбора и  формулирование  вывода.

3)Предлагает  обучающимся  сравнить  полученные   результаты  с  эталоном.

4) Корректирует  полученные  результаты.

Задаёт  вопросы

1)Каково  сходство  во  внешнем  строении листьев  различных  растений?

2)Чем  черешковый  лист  отличается  от   сидячего?

3)Приведите примеры  растений  с  черешковыми   и  сидячими  листьями.

4)Найдите    черты  отличия  простого  листа  от  сложного,  на  примере   гербарных  экземпляров   растений.

5.Обсуждает  с  обучающимися   варианты  ответов   и  при   необходимости  корректирует  их.

Формируемые УУД

Познавательные:

1  Умеют осуществлять сравнение,  и классификацию по заданным критериям

  2.Анализируют объекты  с целью выделения признаков.

  3. Умеют  выбирать  критерии для сравнения, классификации объектов

Коммуникативные:

1. Участвуют  в  сотрудничестве  по  поиску   и  сбору  информации  с  другими   участниками  группы.

2.Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные  УУД:

Умеют  корректировать  собственные   знания  и  осуществлять  самоконтроль.

Этап 2. Постановка учебной задачи

Задачи

Формировать  умение  работать  с  биологическими  рисунками,  находить  нужную  информацию  с  помощью  рисунков

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы

Работа  с  текстом   учебника, ресурсами  Интернет

Деятельность учащихся

1Используют  рисунки  учебника  и  Интернет  ресурсы (копированные  материалы)

2. Находят  фотографии  и рисунки растений  с  простыми  и  сложными,  черешковыми   и   сидячими  листьями

3Приводят   примеры  с  указанием  рода и  вида растений

  1. 4.Представляют   результаты   поиска  на  большом  экране

Деятельность преподавателя

1.Организует   работу  обучающихся   в  группе.

2.Корректирует  ответы  обучающихся.

Формируемые УУД

Коммуникативные  УУД:

Умеют   работать  в  группе , оценивать  и  корректировать  свою  деятельность

Этап 3.  Открытие нового знания

Задачи

Формировать  умение  извлекать   информацию  из  текста   учебника   , ресурсов  Интернет   и  применять  её  в  практической  деятельности

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Работа  с  текстом   учебника, ресурсами  Интернет

Деятельность учащихся

1 Работают  в  творческих  группах (5-6 человек)

2 Выполняют  задания(Приложение  №1)

3 Оформляют  мыслительные  листы

Деятельность преподавателя

1.Предлагает  задания  каждой  группе

2. Выдаёт   мыслительные  листы

3.Направляет  деятельность  обучающихся, корректирует   работу   в  группе

Формируемые УУД

Регулятивные   УУД:

  1. Планируют, контролируют  и выполняют действие по заданному образцу.
  2. Предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки

Этап 4.  Первичное закрепление

Задачи

Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Самостоятельная работа обучающихся

( Приложение  №2)

Деятельность учащихся

Выполняют терминологический диктант, с последующей взаимопроверкой и оценкой деятельности своего партнера по критериям.

Деятельность преподавателя

  1. Выдает задания на первичную отработку основных терминов и понятий, критерии оценки выполненной работы

.

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД

Уметь самостоятельно  организовать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД:

 Уметь  самостоятельно   добывать  информацию,  выделять   главные  понятия по  теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение.»

Этап 5.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Формировать  умение  обучающихся   работать  с  алгоритмом

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Работа   обучающихся   по   заданному алгоритму

Деятельность учащихся

По описанию биологических объектов выполняют рисунки на мыслительных листах, используя предложенный  учителем   алгоритм

Сравнивают с образцами – эталонами

Оценивают  результаты  своей  деятельности

Деятельность преподавателя

 Предлагает  обучающимся описание разных биологических объектов (Приложение 3)

Формируемые УУД

Познавательные:

  Описывают    биологические  объекты с  помощью  заданного  алгоритма.

Регулятивные :

1.Ставят учебные цели, ищут и используют необходимые средства и способы достижения, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

2. Осознают и произвольно строят речевое высказывание в  письменной форме.

Коммуникативные:

Умеют   взаимодействовать   в  группе.

Этап 6.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

1.Научить  оформлять  гербарий   из  предложенных  материалов  в  соответствии  с  требованиями.

2. Продолжать  формировать  умение  обучающихся  работать  в  группе , с  справочниками-  определителями.

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Практическая  работа (Приложение  №4)

Деятельность учащихся

1.Знакомятся   с  алгоритмом  изготовления  гербария   в  ходе  практической   работы .

2. Выполняют  практическую  работу.

3. Формулируют   вывод

Деятельность преподавателя

Работа   тьютера- консультанта

Формируемые УУД

Коммуникативные:

1.Умеют  работать  в  группе

2.Сотрудничают   в  поиске   и  сборе  информации

Познавательные:

Выбирают  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Этап 7.  Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Формировать у обучающихся умение самооценки  учебной деятельности

Длительность этапа

5 мин

Методы и приемы работы

Самооценка,  самоконтроль

Деятельность учащихся

1.Оценивают  результаты  своей  деятельности

2. Выполняют  творческие  задания (Приложение  №5)

Деятельность преподавателя

Помогает  обучающимся   провести  самооценку  результатов  своей  деятельности

Формируемые УУД

Регулятивные  УУД:

Осознают  то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Итоговый контроль, подведение итогов

Представление   результатов  своей  деятельности  в   форме  древа  знаний.

 

 

 

 

Приложение  №1.

Задание   1  группе:

  1. Изучите текст «Листорасположение»;
  2. Выделите ключевые слова в тексте и дайте им определение;
  3. Расположите ключевые слова в логическом порядке.

Задание 2 группе:

  1. Используя тетрадь тренажер ст. 18задание №2.
  2. Рассмотрите рисунки побегов, укажите лист расположения каждого из них;
  3. Используя текст учебника и Интернет ресурсы приведите по 2 примера растений каждого типа листорасположения.

Задание 3 группе:

  1. Отберите гербарные образцы и комнатные растения с разным листорасположением;
  2. Заполните таблицу

Изучение листорасположения у растений

Вид расположения

Характерная особенности

Примеры растений

  1. Сформулируйте вывод.

Приложение №2

Биологический диктант:

Вариант  1.

  1. Боковая часть побега
  2. Суженная, стеблевидная часть листа
  3. Часть листа ,связывающая лист с узлом стебля
  4. Лист с черешком
  5. Лист с одной листовой пластинкой

Ответы:

  1. Лист
  2. Черешок
  3. Основание
  4. Черешковый лист
  5. Простой лист

Вариант 2.

  1. Выросты ,образующиеся на основании листа
  2. Лист без черешка
  3. Лист с несколькими листовыми пластинками, расположенными на одном общем черешке
  4. Порядок размещения листьев на побеге
  5. Попарное  листорасположение , при котором листья размещаются один против другого

Ответы:

  1. Прилистники
  2. Сидячий лист
  3. Сложный лист
  4. Листорасположение
  5. Супротивное листорасположение

Приложение 3.

Используя описание внешнего строения листа нарисуйте рисунок.

 Лист состоит из листовой пластинки, черешка, основания, прилистников. Листовая пластинка расширенная часть листа. Она переходит в черешок- суженную стеблевидную часть листа. Нижняя часть черешка переходит в основание которое связывает лист с узлом стебля.

 Алгоритм действий:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выделите из него главные части листа.
  3. Сделайте рисунок.
  4. Проверьте рисунок 4.7. на стр 76.

Приложение  №4

Практическая  работа   № 3  : «Изготовление  гербария  различных  листьев  растений»

Цель  работы:

Оборудование: Высушенные   заранее   листья , отдельные  экземпляры  растений   ,    справочники   определители ,клей,  нитки,  листы  бумаги   формата А4, ручка.

Ход  работы:

1.Закрепить растения на листах бумаги клеем или нитками, подписать родовое  и  видовое  название

2. Переверните готовый лист так, чтобы растение было снизу, и слегка встряхните.

3.Крупные отпавшие фрагменты нужно закрепить еще раз.

4 Определите   к  какой  группе   листьев  относятся  листья  на  вашем  гербарии.

5.Свои  результаты   оформите   в  виде таблицы

     

Название  растения

Простой

лист

Сложный

Черешковый

Сидячий

Влагалищный

 

6. Сформулируйте  вывод  к  работе.

Приложение  5  

Алгоритм   оформления   древа   знаний
1.Взять  макет   листьев  любого  цвета

2. Написать  на  макетах  прилагательные,  оценивающие  свою  работу на  уроке

3. Прикрепить   макеты  листьев  на  ствол   дерева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Сообщающиеся сосуды”

Методическая цель: организация процесса тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала, приобретения умений ставить эксперимент.Образовательная цель: обеспечение усвоения ...

Технологическая карта конструирования урока иностранного языка (английский) на тему "Экология. Можем ли мы спасти планету?", 8 класс

Тема урокаEcology. Can our Planet be Saved?Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностные§  Сформируют языковые, фонетические, орфографические, лексические навыки в рамк...

Технологическая карта конструирования урока по теме "Дома" 5 класс

цель данного урока освоить новые лексические единицы по теме "Дом, квартира" во всех видах речевой деятельности, опираясь на аудиокассеты , первично отработать лексические выражения через схемы-опоры....

Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)».

Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)» составлена на основе УМК "Английский в фокусе" авторы Дж.Эванс и др....