Главные вкладки

    Технологическая карта конструирования урока по теме: "Опера "Иван Сусанин""
    методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

    Заболотская Ирина Владимировна

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fgos_urok_zabolotskaya_i.v._opera_ivan_susanin_7_klass_.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

    ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»

    И.В. Заболотская

    Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.

    Предмет – музыка.

    Класс – 7

    Тема  «Опера «Иван Сусанин»».

    ________________________________________________________________________________________

    Планируемые образовательные результаты:

    1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

    - уметь распознавать этапы оперного спектакля;

    - определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению);

    - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

    2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

    регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

    коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

    познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

    - узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;

    - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

    - извлекать информацию и делать логические выводы;

    - ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

    3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

    - проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

    - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

     - уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

    __________________________________________________________________________________________

    Словарь урока:

    Опера – вид музыкально-театрального действия, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. В основе оперы лежит либретто.

    Этапы оперного спектакля: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

    _______________________________________________________________________________________

    Ресурсы урока:

    - рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

    - листы самооценки (на каждого ученика);

    - по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    время

    1 этап

    Орг. момент

    - приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

    не более

    1 мин.

    2 этап.

    Мотивация

    - Напевает мелодию хора «Родина моя» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин», задает вопросы классу:

    1.В каком крупном произведении могут столкнуться (конфликтовать) два совершенно разных по эмоциональному строю и музыкальному языку фрагмента?

    Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

    «Опера «Иван Сусанин»»

    - участвуют в обсуждении;

    - отвечают на проблемные вопросы;

    - формулируют предполагаемую тему урока

    не более

    2 мин.

    3 этап. Целепола-

    гание и планирование

    - Формулирует цель урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

    Планируемые результаты: после урока вы сможете

    - дать определение понятию «опера»;

    - перечислять этапы оперного спектакля;

    - освоить элементы нотной грамоты: легато, стаккато, пунктирный ритм, акценты, паузы, длительности нот, размер, динамика;

    - выполнить проект по слушанию и анализу фрагмента из оперы;

    - высказать свое мнение по поводу вашего отношения к оперному жанру;

    - исполнить фрагменты из оперы в правильной певческой позиции.

    - отвечают на вопросы

    «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

    «Какие вопросы касаются темы оперной музыки и могут войти в план урока?»

    не более

    2 мин

    3 этап.

    Актуализация знаний.

    - Организует распевание класса, используя мелодии из оперы «Иван Сусанин».

    - Проверяет поэтапно домашнее задание, опрашивает учащихся.

    - Организует оценивание выполнения домашнего задания, обращаясь к листу самооценки

    - отгадывают кроссворды по теме: «Опера»;

    - слушают сообщение с презентацией;

    - рассматривают распечатки фотографий оперных певцов;

    - исполняют ансамблем у доски знакомый фрагмент из оперы.

    не более

    10 мин.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    время

    5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

    1. Проводит поэтапно упражнение «Этапы оперного спектакля»

    - Организует работу с понятиями: опера, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

    - Организует работу с учебником по осваиванию новых элементов нотной записи.

    - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

    - сравнивают варианты ответов, делают выводы;

    - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

    не более 5мин.

    6 этап. Включение нового знания в систему знаний.

    3. Организует самостоятельную работу в парах по прослушиванию и анализу фрагментов из оперы.

    - просматривают видеозапись фрагментов из оперы «Иван Сусанин» и угадывают этапы оперного спектакля:

    Экспозиция (хор «Родина моя»);

    Завязка («Полонез»);

    Развитие (Хор поляков «Устали мы»);

    Кульминация (Ария Ивана Сусанина);

    Развязка (хор «Славься»).

    - работают в малых группах (или парах) над проектом;

    - анализируют реальные социальные условия;

    - планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

    -  проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

    10 мин.

    - Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).

    по 2 мин. на одно выступление

    7 этап. Рефлексия и оценивание.

    Проверяет результат:

     -в результате урока учащиеся смогли

    - дать определение понятию «опера»;

    - перечислить этапы оперного спектакля;        

    - освоить элементы нотной грамоты: легато, стаккато, пунктирный ритм, акценты, паузы, длительности нот, размер, динамика;

    - высказать свое мнение по пройденной теме.

    - организация самооценивания или

    взаимооценивания

    - заполняют оценочные таблицы

    2-3 мин.

    8 этап.

    Домашнее задание.

    - Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по изученной теме:

    - сделать кроссворд;

    - подготовить сообщение или презентацию;

    - рассказать о нотных знаках;

    - исполнить фрагмент из оперы «Иван Сусанин»

    1 мин.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложении 1

    слова

            музыки

    сценического действия

    Приложение 2

    Алгоритм выполнения проекта.

    Цель: сделайте анализ музыкального произведения

    Для этого Вам необходимо:

    1 шаг. Прослушать произведение и определить композитора и название.

    2 шаг. Определить жанр прослушанного произведения: танец или марш, песня или романс, кантата или опера, балет или мюзикл, симфония или соната.

    3 шаг. Определить характер, лад, темп, динамику, форму (куплетная, 1-частная и т.д.), фактуру (одноголосная или многоголосная), исполнителя, образ музыкального произведения.

    4. Записать ответ в тетради.

    5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего (-их) от пары или группы.

    Приложение 3

    . Лист самооценки.

    Критерии оценки

    (базовый уровень)

    выполнение

    Критерии оценки

     (повышенный уровень)

    выполнение

    1

    отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

    конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту

    2

    слушал и анализировал музыку

    разбирался в нотной записи

    3

    исполнял песню соло, ансамблем или хором

    исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов

    Критерии оценивания:

    • 8 – 9 баллов – 5;
    • 7 – 6 баллов – 4;
    • 5 – 4 баллов  - 3;
    • Меньше 3 баллов -2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС...

    технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

    Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

    технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

    Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

    Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"...