Первопроходец космоса
план-конспект занятия по физике на тему

Данная разработка по теме "Первопроходец космоса" является внеклассным мероприятием с участием студентов колледжа и учащихся начальных классов (школа №21-база практики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoprokhodets_kosmosarazrabotka.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие – «Первопроходец космоса» было подготовлено  Новиковой Татьяной Герольдовной, преподавателем физики Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, Почетного работника СПО.  Мероприятие проводилось в  рамках декады естественных наук в День космонавтики и является формой взаимодействия школы (базы практики) и  студентов колледжа,

обучающихся по специальности   050146  Преподавание в начальных классах.

Цель занятия:

-познакомить учащихся  начальной школы с историей развития космонавтики,

с жизнью и  полетом первого космонавта планеты Земля;

- формировать познавательные, творческие способности учащихся и студентов, интереса к научным знаниям;

-воспитывать чувство патриотизма.

 Оформление зала:

 на доске объемный макет ракеты, портреты космонавтов, К.Э. Циолковского, С.П.Королева; большой портрет Ю.А.Гагарина, плакат с эпиграфом; справа – выставка книг о космосе; слева – выставка рисунков учащихся начальной школы «Космические горизонты».

План  мероприятия

  1. Первопроходец космоса – Ю.А.Гагарин: все о нем и его полете.

  1. Демонстрация документального фильма «Россия в космосе»

  1. Проведение дидактических игр для учащихся школ

  1. Подведение итогов конкурсов для учащихся начальной школы:

  • чтецов  «Знаете, каким он парнем был»

  • юных художников «Космические горизонты»

  1. Награждение студентов- победителей викторины.

В проведении мероприятия  принимали участие учащиеся (они читали конкурсные  стихи по ходу мероприятия)  4 класса начальной школы, где студенты проходят практику по внеклассной работе и сами студенты (они были рассказчиками).  Роль ведущего выполняла преподаватель физики колледжа Новикова Т.Г.

     Учащиеся 4 класса начальной школы принимали участие в 2-х конкурсах:

чтецов  «Знаете, каким он парнем был» и юных художников «Космические горизонты», а

студенты стали участниками 2-х туров викторин: «Эра космическая» и   «Сын Земли и звезд» (см. приложение 3)                                             

                         

         Продолжительность мероприятия – 1час 30 минут.

      В конце внеклассного занятия  проводятся дидактические игры  для учащихся (см. приложение 1)  и   происходит награждение учащихся   по итогам  2-хконкурсов: чтецов и юных художников, и студентов – победителей викторины.

                                                     Первопроходец космоса

(внеклассное занятие, посвященное 80-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина).

           Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникает за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство.

                                                                                                                                                                         К.Э. Циолковский

 Звучит сюита  «Время, вперед!» Г.Свиридова.

Ведущий

              12 апреля весь мир отмечает День космонавтики.

Человечество издавна стремилось к звездам. С незапамятных времен люди мечтали о полетах на Луну, на планеты, к далеким и таинственным мирам.

Что же влекло их? Прежде всего дерзновенность, желание постигнуть неведомое, фантазия...

Немало лет прошло с тех пор, как в нашу речь вошли слова: космонавт, космонавтика, ракета, космодром, вакуум, невесомость, Вселенная, планеты, скафандр, космос).

Указание:  объясняются слова-термины темы, написанные на карточках и прикрепленные магнитом к доске (см. приложение).

Ведущий   

В огненном смерче срывались со стартовых площадок могучие ракеты, унося в космическое пространство первые искусственные спутники Земли, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами.

Обратимся к истории.

Рассказ 1. Хронология космических полетов

                  (слайды проецируют через мультивидеопроектор)

I—II вв. н.э

Древнегречес ученый инженер Герон Александрийский предложил механизм, работавший на реакции струи водянводяного пара. Это был «предок» реактивного двигателя.

1680 г.

Первое в России «Ракетное ведение». Петровская ракета, применявшаяся без изменений почти 150 лет.

1881 г.

Н.И.Кибальчич, находясь в заключении, создал проект космического корабля.

1903 г.

К.Э.Циолковский, основоположник теории космонавтики, создает  математический аппарат для описания полета ракет.

1933 г.

Полигон в Нахабине под Москвой. Запуск созданной под руководством К.Тихонравова первой отечественной жидкостной ракеты.

1957 г.

Первый в мире искусственный  спутник Земли. Человек впервые разорвал цепи земного тяготения.

 Первый космический пассажир - собака Лайка.

 С.П.Королев - главный конструктор первых ИСЗ, ракетоносителей, космических кораблей.

1959 г.

Начаты исследования Луны. «Луна-3» сфотографировала обратную сторону спутника нашей планеты,

12 апреля 1961 г.

Запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом на борту Юрием Гагариным.

Памяти Гагарина (рассказывает конкурсант - учащийся школы)

                                                                     (отрывок)                                            А.Твардовский

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней...

В тот день она как будто меньше стала,

     Но стала людям, может быть, родней.                                      

Ведущий  

         До полета в космос первого человека были произведены пробные запуски ракет в космос.

15 мая 1960 г

Состоялся первый пробный запуск. В кабину посадили пассажиров (мышей, мух) и водоросли. Корабль сделал 64 витка вокруг Земли.

    19 августа1960г.

В запущенном следующем корабле пассажирами были собаки Белка и Стрелка. Корабль сделал  18 витков вокруг Земли.  

    1 декабря 1960 г.

Состоялся запуск третьего корабля-спутника с собаками Пчелкой и Мушкой.

    12 апреля 1961 г

 Радио возвестило всему миру о полете Ю.А.Гагарина. Космонавт и корабль благополучно приземлились у деревни Смеловки, что недалеко от Саратова.

Сегодня Вы узнаете о первом космонавте планеты Земля о Юрии Гагарине.

Гагарин (рассказывает конкурсант - учащийся школы)

  И.Слепиев

Никогда не будешь ты состарен,

Юрий Алексеевич Гагарин!

Все прошло: победы и ошибки,

Жизнь твоя осталась нам улыбкой,

Высшей благодарностью людской,

Молодой улыбкой колдовской.

Знаю я, что ты не дрогнул сердцем,

Только в удивлении затих,

Может быть, космическим пришельцем

Ты себя почувствовал на миг…

Рассказ 2. (Из биографии Ю.А.Гагарина)

Указание: (слайды проецируют через мультивидеопроектор)

1934 год

9 марта

Родился Ю.А.Гагарин (1934-1968) в с. Клушино Гжатского района  Смоленской области в семье колхозника.

1941 год

1 сентября.

Юрий Гагарин пошел учиться в первый класс Клущинской неполной средней школы. Но учеба была прервана нашествием немецких фашистов.

1943 год

9 марта.

Советские войска освободили от фашистов Гжатский район. Он снова отправился в школу. Полуголодные, полураздетые дети войны испытывали необъяснимую тягу к знаниям. Мальчишки и девчонки тех лет, учившиеся читать по фронтовым газетам, сообщениям Совинформбюро, «Боевому уставу пехоты», военным плакатам и листовкам, писавшие на оберточной бумаге, обоях и старых газетах, очень хотели стать настоящими людьми.

1944 год

На хрупкие плечи детей военного поколения легли совсем недетские заботы о доме, скудном домашнем хозяйстве, раненых отцах и болезненных матерях. И все эти обязанности надо было совмещать с учебой. Учился Юрий хорошо, помогал по хозяйству. Успевал, когда выпадало свободное время, заниматься в художественной самодеятельности, играл в духовом оркестре.

1945 год

В мае семья из Клушино переехали в Гжатск.

1947 год

Увлечение художественной самодеятельностью не проходит. Юра продолжает играть в духовом оркестре, поет в школьном хоре, играет в одноактных пьесах. Читает со сцены стихи, прозу.

1947 год

Колхоз нуждался в помощи ребят. Школьники пасли скот, заготовляли для полей коровяк, трудились на сенокосных угодьях. Труд их щедро оплатило правление колхоза, вручило школе комплект музыкальных инструментов. Юра много читает: Толстой, Чехов, Лермонтов, Пушкин.  

1949 год

Юрий Гагарин окончил шесть классов Гжатской средней школы и поступил в Люберецкое ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик.

Мечта о небе стремительно заполняла все его существо.

1951 год

Май.

Окончил седьмой класс вечерней школы рабочей молодежи.

Июнь.

Окончил Люберецкое ремесленное училище с отличием по специальности формовщик-литейщик.

Август.

Поступил в Саратовский индустриальный техникум

10 ноября

Записался в библиотеку художественной литературы, взял читать роман Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и буквально был потрясен подвигом Алексея Маресьева.

1953 год

17 января

Юрий написал домой   письмо, в котором   впервые робко излагал свои жизненные планы. Признался, что очень хочет  летать. Нет, техникум он не бросит, специальность получит непременно, но летать...

Прочитал книгу К. Э. Циолковского «Вне Земли» и был потрясен смелостью и   оригинальностью суждений   ученого,  удивлен простотой и доступностью изложения   сложных научных концепций межпланетных полетов.  

1954 год

25 октября

Юрий. Гагарин и еще   несколько   четверокурсников  возвратившись с практики, подали заявления в местный аэроклуб. На следующий день они были зачислены на отделение пилотов.  

31 октября

Начались занятия в аэроклубе. На плечи учлетов легла невероятно большая нагрузка. Занятия в техникуме до обеда, после обеда — в аэроклубе, строгий режим,   жесткий распорядок дня.

1955 год

27 июня

Юрий Гагарин окончательно сделал свой выбор: небо. Воздушная стихия, романтика движения, гул высотного ветра победили.

29 июня

Юрий защитил диплом с отличием.   Государственная экзаменационная комиссия присвоила ему квалификацию техника-литейщика.

2 июля

Начались самостоятельные полеты.

8 сентября

Учеба в аэроклубе завершалась.

24 сентября

Сданы все экзамены на оценку — отлично.

28 октября

Сообщил о том, что принят в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков.

1957 год

Ю.Гагарин окончил училище по первому разряду и служил в частях истребительной авиации Краснознаменного Северного флота.

1960 год

Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков-истребителей был зачислен в отряд космонавтов.

Рассказ 3. «Детство Юрия Гагарина»

Каким был Гагарин в детстве? – Вот как отвечает на этот вопрос мама первого космонавта – Анна Тимофеевна Гагарина «Рос обыкновенным мальчишкой. В доме у нас сложилось распределение обязанностей. Хозяйство и скотина были за мной, а вся тяжелая плотницкая и столярная, словом, мужская работа — за Алексеем Ивановичем.

Думается, что и ребята наши, видя, что родители без подсказки работают, тоже дружно тянулись за нами. Каждый из них свою работу знал.

Как легко, приятно было возвращаться домой по вечерам! Придешь с Алексеем Ивановичем в избу, а дом убран, печка протоплена, обед сварен, ребятишки нас ждут: сидят за столом довольные, гордые, что вот все к нашему приходу успели. Как же на душе покойно становилось!

Стоят перед глазами у меня и зимние вечера у нас дома в Клушино. Заберется с ребятами Алексей Иванович на печку и начнет им сказки рассказывать.

А то соберутся в большой комнате у стола под висячей керосиновой лампой, просят:

— Мама! Книжку почитай.

Я все новые книжки в нашей избе-читальне брала. В Гжатске, когда туда по делам ездила, тоже старалась купить. Мне всегда хотелось, чтобы ребятам праздники запоминались, чтобы день этот был выделен из ряда других. Всегда хотелось их порадовать — вот и старалась к каждому празднику сделать им обнову. По нынешним временам это скромные вещички, но дети мои видели, как мама старалась, и ценили мои усилия. Они осознавали, что в подарке ценны человеческий труд и теплота. Вот и носили сшитые мною вещи аккуратно и бережно. И осталась у них эта привычка на всю жизнь.

У Юры память очень цепкая была. Раз-два прочитаешь ему — он уже все запомнил. Потом сам с выражением декламировал.

Юра вообще очень тянулся к книгам, к новым знаниям. Юра и до того дня занимался хорошо, тут стал особенно стараться. Пока все-все на дом заданное не выполнит, спать не ложился. Тетрадки у него были аккуратные. Учебников тогда было мало, выдавался один на несколько человек. Юра других ребят приучил обращаться с книгами бережно. Учебники их были заботливо обернуты в газеты, красиво подписаны. В те годы школьники сдавали экзамены после четвертого класса. Юра получил за годовые контрольные по арифметике и диктанту «отлично», перевели его в пятый класс с похвальной грамотой. Хочу, чтобы  вы представили себе те условия, в которых учились и жили ребята военного детства. Классы — бывшие жилые комнаты — были небольшими, парт в них не было, а стояли сколоченные из досок длинные столы и скамьи. Пришла я на первое родительское собрание, еле протиснулась за стол, думаю, как же ребята к доске выходят отвечать? Скамьи и столы стоят почти вплотную к стенам. Юра на мое недоумение рассмеялся, объяснил: — А мы под столом пролезаем! Отапливались классы недостаточно — дров и для детских садов не хватало. Вот и сидели школьники   зимой в пальто.   Чтобы писать, приходилось им пузырьки с чернилами отогревать на груди. Но они не унывали. Юра   старался   охватить   все. Участвовал он и в художественной самодеятельностью. Увлекался Юра и фотографией.

Казалось, Юре везде хотелось поспеть. Объявили, что во Дворце пионеров создается духовой оркестр. Он туда записался. Да так упорно стал заниматься, что отец раз не выдержал:

—        Марш из дома! Уши болят. Юра рос очень компанейским. У нас постоянно хороводились его товарищи. То они что-то вместе мастерили, то репетировали, то уроки готовили. Часто очень Юра занимался с неуспевающими ребятами. Пожалуй, в нашей семье больше   всего   звучало   рассказов о Льве Михайловиче Беспалове. Это и понятно. Юра увлекался физикой, а Лев Михайлович с увлечением   преподавал ее   ребятам.

В школе он вместе с учительницей Зинаидой Александровной Комаровой организовал технический кружок, в который Юра тотчас записался. Ученики под руководством наставников сделали летающую модель самолета, смастерили бензиновый моторчик и как-то отправились на пустырь запускать свою модель.

— Хочу быть летчиком! — заявил Юра. Тогда к его словам мы  отнеслись как к детскому лепету: кто из тогдашних ребят не мечтал летать!       Но он задумал твердо. И полетел...

 

Ведущий

       Звезды  и другие объекты всегда волновали людей. Чтобы вырваться в космос, использовались самые разные средства - сны, волшебное питье и даже нечистая сила. Для выведения тела на орбиту вокруг Земли нужна скорость 7,9 км/с, а чтобы тело ушло в далекий космос, необходима скорость 11,2 км/с. Ясно, что просто пушкой здесь не обойтись. Нужна ракета. (Демонстрация видеофильма «Ракета» из альманаха «Эврика»).

Итак, в простейшем случае ракета - это трубка, набитая порохом и открытая с одной стороны. Когда порох горит, образующиеся газы вылетают наружу, образуя реактивную струю и толкая ракету вперед.

Указание: учащиеся надувают воздушные шары и отпускают вверх, имитируя движение ракеты.

Полет человека в космическое пространство впервые в истории был осуществлен в Советском Союзе 12 апреля 1961 г. Это был Корабль-спутник «Восток» (проецируется слайд)

Рассказ 5.

     А как выглядит салон космического снаряжения и как живет космонавт в космосе?

Вы   находитесь  в  салоне   космического   снаряжения.   Прежде всего нужно отметить, что обстановка здесь несколько необычна. Нет ни стола, ни стула. Лишь кресло перед пультом управления. Кресло напоминает сиденье в мягком автобусе или самолете. Космонавт садится в кресло и не покидает его до конца полета. В нем он работает, отдыхает, спит, обедает. Тут же его выслушивают автоматические   «доктора» -датчики,   которые   прикреплены   к   ногам, рукам   и  груди   космонавта.   Свое  медицинское заключение они   передают  земным   докторам   в  Центр   управления   полетом. Один из таких датчиков — счетчик биоритмов.  Но самое необычное то,  что кресло— своеобразный летательный  аппарат.   Стоит   космонавту   подать   команду,   как включается реактивный двигатель,  который  выбросит кресло из кабины корабля. В спинке кресла спрятаны парашюты. Как только кресло начнет падать на Землю, раскроется тормозной парашют и замедлит падение. Через некоторое время космонавт отделится от кресла. Одновременно с этим раскрывается основной парашют, который плавно опустит космонавта на Землю. В то же время   начнет   работать   радиопередатчик,   который   находится   в ранце, где упаковано все на случай аварии. Этот ранец называется   носимый  аварийный  запас.   Сигналы   радиопередатчика   ждут летчики, встречающие космонавтов.

Одним из интереснейших приборов на пульте является глобус. Внешне он похож на школьный глобус, но это лишь внешне. Как только корабль оказывается на орбите, глобус оживает и начинает поворачиваться с той же скоростью, с какой Земля проплывает под кораблем. Благодаря глобусу космонавт видит, где он пролетает в данный момент. При этом можно выбрать удобное место посадки.

Особое внимание на пульте управления привлекает красная кнопка. Это главная кнопка управления. При помощи ее космонавт включает и выключает тормозную двигательную установку. При работе двигателя корабль начинает торможение, кабина с космонавтом отделяется от приборного отсека и самостоятельно опускается на Землю.

Каждый человек должен умываться, принимать пишу 3 раза в сутки. Как же эти процедуры осуществить в космосе? Для умывания используются влажные салфетки: маленькая, для того чтобы протереть десны и зубы, а большая -для лица. В меню космонавта входят мясные блюда, суп, картофель, соки, кофе, какао, а также мед, хрен, горчица, лук и чеснок. На орбитальных станциях, кроме пищи в тубах, были консервированные баночки с ветчиной, сосисками, паштетом и др. Каждый кусочек печенья и кекса обернут в тающую во рту пленку, чтобы не было крошек. Разогревают пищу в печке, напоминающей маленький сундучок. Хлеб упакован в полиэтиленовые пакетики. Каждый кусочек по 4,5г., так как в среднем подсчитано, что человек столько откусывает за один раз.

Одним из приборов космонавтов является фотоаппарат. Есть у космонавтов и свой собственный «стадион», снарядами которого  являются бегущая дорожка, напоминающая половичок с упругими резиновыми лентами  и велоэргонометр.

В минуты отдыха космонавты играют в шахматы, читают книги, выходят на связь с Землей, чтобы встретиться у телевизора с друзьями и близкими, передать на Землю необходимую информацию. На борту есть специальная «космическая аптечка». Большинство лекарств имеет естественное происхождение, лимонник, жень-шень, витамины.

  При полёте в космос человек попадает в непривычные для него условия. При взлёте, пока не преодолено земное притяжение, космонавт испытывает сильную вибрацию - весь корабль дрожит.

Космонавта оглушает рёв могучих моторов. Его вес увеличивается в несколько раз. По вот корабль вышел на околоземную орбиту. Вместо шума моторов - необычная тишина. Кончились перегрузки - и тело вдруг потеряло свой вес.

Космонавту нужно привыкать к невесомости. В  космосе обстановка непривычна не только для организма, но и для психики.

Чтобы выдержать, космонавту необходимы идеальное здоровье, огромная физическая выносливость. Будущие космонавты готовятся к полётам долгие годы. Они постоянно занимаются разными видами спорта, прыгают с парашютами.

Ведущий

     Наступил день – 12 апреля 1961г. – день, вошедший в историю не только нашей страны, но и всего мира. Как это было?

Рассказ 6.

     «В тот самый день»

Для космонавта номер один Юрия Гагарина этот день начался еще до рассвета. Он и его неизменный товарищ, которого тогда называли «космонавт номер два» (мы теперь знаем, что это был Герман Титов), проснулись в точно назначенное время.

...Космонавтов начали одевать. На это ушло много времени. Сначала к телу приклеили маленькие серебряные пластинки, от них шли тонкие провода. Хотя в полете, космонавт находится далеко от врачей, они по электрическим сигналам, полученным с корабля, всегда будут знать о его самочувствии.

Затем на тонкое шерстяное белье надели скафандр. Так называется многослойный защитный костюм, обеспечивающий сохранение тепла. На скафандр натянули комбинезон, окрашенный в оранжевый цвет. В таком ярком одеянии космонавта легче будет найти, если он приземлится где-нибудь в степи. В одном из карманов костюма — цветной порошок. Если космонавт приземлится на море, он сразу рассыплет этот порошок, и на воде получится хорошо заметное сверху пятно, и космонавта смогут найти летчики. В левом кармане маленький передатчик— в случае нужды можно дать о себе знать. Рядом - острый нож, чтобы обрезать стропы парашюта, если тот зацепится за деревья. Мягкие теплые перчатки и высокие зашнурованные ботинки не дадут замерзнуть рукам и ногам. На голову водрузили шлем — круглый металлический шар с прозрачным забралом-иллюминатором спереди. Достаточно потянуть за шнурок, чтобы забрало открылось.

...И Гагарина и Титова одевали одинаково тщательно, хотя лететь должен был только один из них. Если перед самым стартом что-нибудь случится — участится пульс или поднимется температура у Гагарина,— его заменит Титов.

Оба они в автобусе поехали на космодром.

Неизвестный автобус, лишь по названию родственный современным, привез Юрия Гагарина на стартовую площадку. Он официально доложил председателю Государственной комиссии о готовности к полету. В лифте, который тогда еще ездил не вертикально, как сейчас, а по наклонному канату, Гагарин поднялся к машине ракеты и оттуда, с верхней площадки фермы обслуживания, еще раз помахал нам всем на прощание. В тот день он очень волновался. Королев все время успокаивал Гагарина. Сергей Павлович прекрасно осознавал, какая громадная ответственность лежит на нем. Расчеты расчетами, но ведь техника сложнейшая. И человек впервые летит на ракете.

От автобуса, печатая шаг по бетону старта, идет первый человек на Земле, которому доверено шагнуть в неизвестность. Четкий доклад Ю. А. Гагарина об отличном самочувствии и готовности к полету Ю. А. Гагарин в корабле. Полагающиеся проверки систем корабля успешно завершены. По системе связи слышится чуть напряженный голос «Кедра» (позывной Ю.А. Гагарина) и спокойный, теплый голос «Зари-1».(.такой позывном был у C. П. Kopoлева).

А потом было задорное гагаринское: «Поехали! » Так было там, на Байконуре.    

                               

                              ***    ( рассказывает конкурсант - учащийся школы)

                                                                    Л.Мартынов

Когда в космические дали

Уходят чудо-корабли,

Мы все тепло сердец им дарим

И вспоминаем, как Гагарин

В то утро стартовал с, Земли.

Как в неизвестности он мчался

Весомой поступью земной:

Под кораблем весь мир вращался,

И свет эпохи излучался

Апрельской утренней звездой.

Ведущий

   А в это время все радиостанции нашей страны сообщили (Звучит звуковая запись голоса  Ю.Б.Левитана): «Говорит Москва, говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 02 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пилотом корабля является майор летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич»

                   

Вознесся в космос человек (рассказывает конкурсант - учащийся школы)

Леонид Мартынов

Всё —

Как он набирался сил, Как в небесах владел собой

И невесомость выносил — Да пусть почувствует любой  из нас!

Он сделал все для нас с тобой, Он делал все за нас с тобой, Над  нашими плечами мчась. 

Вознесся

В космос человек,

Оставив за своей спиной

Свой шар земной с его весной,

С   его   «холодною   войной»,

Со стужей, вклинившейся в зной,

И с кипятком подземных рек

Под леденистой нелепой. 

Вознесся

В космос человек,

Но это вовсе не побег

Из повседневности земной.

Вознесся

В космос человек,

Секретом неба овладел,

И возвратился человек

И снова землю оглядел:

Напрашивается масса дел!

                                                             

Просмотр видеофильма «Россия в космосе»

Ведущий 

    Пожалуй, не было после 12 апреля 1961 года другого человека на земле, который пользовался бы такой любовью и уважением у миллионов людей самых разных стран, как Ю.А.Гагарин. Для многих его полет был вершиной всего достигнутого человеческим разумом с древних времен до наших дней. С именем Гагарина отныне неразрывно связали начало новой эры – эры космонавтики.

После полета в космос он пользовался огромным авторитетом. Он посетил 30 зарубежных стран. С 1966 г. — почетный член Международной академии астронавтики и исследования космического пространства. Он непрерывно совершенствовал свое мастерство как летчик-космонавт. В феврале 1968 г. с отличием окончил Военно-воздушную академию им. П.Е.Жуковского. Награжден орденом Ленина, а также высшими наградами многих зарубежных государств.

27 марта 1968 года произошло непоправимое. Мир потерял своего героя, потерял неожиданно. Трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади в Москве.

Разный след оставляют на земле люди… Научные открытия, сады, архитектурные ансамбли, художественные полотна, героические подвиги. Но есть и еще один, пожалуй, самый важный след – память, которая остается о них у других.

Такой яркий след оставил в человеческой памяти Юрий Алексеевич Гагарин.

«Не вечен человек. Но память о нем может стать вечной, если он жил для людей. Память – благодарность живых».

О его подвиге написаны документальные повести, романы, стихотворения, песни на многих языках мира, сняты кинофильмы. Есть музеи, собрания картин…

Всемирная известность, всемирная слава.

В целях увековечения памяти Ю.Л.Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал г. Гжатск Смоленской области в г. Гагарин, а Гжатский район  в Гагаринский. Имя Ю.А.Гагарина присвоено Краснознаменной ордена Кутузова Военно-воздушной академии в г. Монино. Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны.

Гагарин на Земле (рассказывают  2 конкурсанта - учащиеся школы)

А. Сурков

1. Скажешь: «Гагарин!» -

И вдруг перед нами

В высь устремится, вихрем влекомый,

В небо вметнув Прометеево пламя

Степь оглушая восторженным громом.

4. Скажешь: «Гагарин!» -

И вдруг перед нами

В высь устремится, вихрем влекомый,

В небо вметнув Прометеево пламя

Степь оглушая восторженным громом.

2. Вьяве увидишь,

Как он, вдохновленный

Нить золотую нижет витками

Шар облетая

И струны вселенной

Трогая в смелом полете руками.

5. Наш современник,

Он жил между нами

Нового ждал от Отчизны заданья,

Преданный, вечно готовый с друзьями

К новым разведкам тайн мирозданья.

3. Струн тех невидимых чуя сплетенье,

Мчится меж нами в безмерные шири.

Вслушайтесь! В сердце вливается пенье –

Голос гармонии Вечности в мире.

6. Он и сейчас между нами, живыми,

В наших стремленьях и в наших заботах.

Вечно пребудет в сердцах его имя

Звоном и символом Смелого взлета.

             

 Список использованной литературы

1.Байконур: Очерки, поэмы, стихи, хроника / Составители: В.Савельев и К.Селихов.

             – Алма-Ата: Жазушы, 1984.

2.Валентина Гагарина «108 минут и вся жизнь». – М.: «Молодая гвардия», 1986

3.Ланина И.Я. Не уроком единым:: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.

4.Молчанов А.Ф., Пушкарев А.А. Космическая гавань. – М.: Машиностроение, 1982..

5.Наглядный словарь Вселенная. – М., 1997.

6.Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002

7.Титов Г.С. На звездных и земных орбитах. Из архива автора. – М.: Дет. Лит., 1987.

8.Энциклопедия юного ученого. Космос Звезды и планеты. Космические полеты, Реактивные самолеты. Телевидение. – М.: Росмен, 1995.

Перечень рекомендуемых  Интернет-ресурсов:

http://nrc.edu.ru/est/

http://www.livt.net/

http://bio.1september.ru/

http://evolution.powernet.ru/

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm

Набор открыток

  1. Герои космоса. Издательство «Изобразительное искусство». Москва, 1975.
  2. Впервые в мире. Издательство «Плакат». Москва, 1987.
  3. Летчики космонавты СССР. Издательство «Плакат». Москва, 1981.
  4. Летчики космонавты СССР. Издательство «Плакат». Москва, 1982.
  5. Эра космическая. «Изобразительное искусство». Москва, 1982.

                                                                                                           

                                                                                                                      Приложение 1 Дидактические игры

Описание дидактических игр. Указание: За правильные ответы детям вручаются звездочки

Ведущий Ребята, а кто из вас хочет быть космонавтом? Давайте сейчас мы вообразим себя космонавтами.

«Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам.

    Игра № 1 «Найди лишнее»

У вас на столах есть несколько наборов слов. Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ».

Предлагаемые наборы слов:

  1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
  3. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
  4. .Москва, Анапа, Мегион, Волга, Саратов.

5.   Полетел, прилетел, облетел, залетел, полет.

Игра № 2 «Укрась слово»

Приглашаются 2 человека. Учащимся даются существительные «космос», «космонавт» (слова записаны на карточках, которые держат дети) и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает тот кто подобрал больше прилагательных, лучше «украсил» свое слово.

Игра № 3  «Что изменилось?»

А сейчас мы проверим, какая память у наших «космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 3 человек. Учащиеся становятся в одну шеренгу по росту. Ведущий  вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию ведущего учащиеся, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.

Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.

Ведущий Ну вот, теперь мы готовы к полету. Наши «космонавты» сообразительны, наблюдательны, имеют хорошо развитое логическое и образное мышление, память, воображение. Можно и стартовать в космос: «Внимание! На старт! Пуск. Поехали! (учащиеся пускают вверх надувные шары, имитирующие ракеты).

                                                                                         Приложение 2  Словарь специальных – терминов

Вакуум – безвоздушное пространство

Вселенная – весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам.

Космодром – комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки к полету и запуска космических летающих аппаратов.

Космос – то же что Вселенная Космическое пространство со всеми его объектами.

Невесомость – среда, в которой на тело не действуют силы тяготения Земли.

Планеты – небесные тела, движущие вокруг Солнца.

Ракета – летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбрасывании сгорающего топлива.

 

Скафандр – специальная одежда космонавта.

                                                                                                                            Приложение 3 Викторина

                                                            Эра космическая

(викторина, заочный, отборочный тур)

  1. Что означает слова: «космос», «космонавт»?

  1. Назовите дату вывода на орбиту  первого в мире искусственного спутника Земли.

           (4 октября 1957 г. )

  1. Когда официально был установлен День космонавтики и когда он отмечается?

(9.04.1962 г. – установили День космонавтики; 12 апреля)

  1. Как звали собак, впервые полетевших в космос? (Белка и Стрелка)

  1. Сколько советских женщин побывало в космосе?

        (Две: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая.) [Летчик – космонавт РФ, герой     России Елена Кондакова дважды побывала в космосе: в 1994-19995 гг. – на корабле «Союз ТМ-17» - и в 1997 г. – на корабле «Спейс Шаттл»).

  1. Кто и когда осуществил первый выход человека в космос?

(18.03.1965 г. – первый выход человека в открытый космос А. А. Леонова ).

7.   Кто был пассажиром первого удачного полета в космос?  Назовите дату запуска.                           (Собаки  Белка и Стрелка; 19 августа 1960 г.)

  1. Когда и кем был совершен первый космический полет женщиной?

( В. В. Терешкова, 1963 г.)

  1. Когда был совершен космический полет первого международного экипажа?

( СССР, ЧССР, 1978 г.)

  1. Кто были пассажирами на втором советском корабле спутнике в августе 1960 года?

(40 мышей, собаки Белка и Стрелка, 2 крысы, насекомые, растения, семена, некоторые виды микробов – на втором советском корабле-спутнике)

  1. Назовите имя главного конструктора ракетно-космических систем.

(Главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев)

  1. Назовите самый большой экипаж, стартовавший 30 октября 1985 г. (Самый большой экипаж состоял из восьми космонавтов, стартовавших 30 октября 1985 г. на корабле многоразового использования «Челленджер». В ходе этой 22-й челночной экспедиции, продолжавшейся 7 суток 44 мин 51 с, на орбиту была выведена космическая лаборатория «Спейслаб-Д1» (ФРГ))

  1. Чем отличался полет в космос в октябре 1964 г.?

(Октябрь 1964 г. – первый в мире многоместный корабль с экипажем: В. М. Комаров, К. П. Феоктистов, Б. Б. Егоров)

  1. Какой город называют колыбелью космонавтики и почему?

(Г. Калуга – колыбель космонавтики. Здесь открыт первый в стране музей истории космонавтики.)

  1. Как называется космодром в Казахстане, с которого осуществлялся запуск ракет и когда он был построен? ( (Байконур, построен 1 июня 1955 г.)

                                               

                                 

                                                     

                                                    Сын Земли и звезд

(викторина, заочный, заключительный тур)

  1. Назовите имя, отчество, фамилию первого космонавта планеты Земля (Ю. А. Гагарин)

  1. Кто был генеральным конструктором космического корабля, на котором осуществлен первый полет человека в космос. (С. П. Королев)

  1. Как назывался космический корабль, на котором был осуществлен первый запуск человека в космосе? (Восток-1)

  1. С какого космодрома был произведен запуск первого космического корабля с человеком на борту? (Байконур)

  1. Какова была продолжительность первого пилотируемого космического полета? (108 мин)

  1. Какое слово произнес Гагарин перед запуском ракеты? (Поехали)

  1. Назовите дату рождения космонавта №1  планеты Земля (9.09.1934 г.)

  1. Назовите имя матери первого космонавта (Анна Тимофеевна Гагарина)

  1. Назовите позывные Ю. А. Гагарина («Кедр»)

  1. Назовите место рождения первого космонавта Земли (село Клушино Смоленской области)

  1. Назовите  первую профессию Ю. А. Гагарина (литейщик – получил в Москве)

  1. Назовите имя жены Ю. А. Гагарина (Валентина)

  1. С какого года в нашей стране стали отмечать День космонавтики (9.04.1962 г.)

  1. Сколько детей было в семье Ю. А. Гагарина (2)

  1. Какой город был  переименован в г.Гагарин? ( Гжатск  Смоленской области)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРВОПРОХОДЕЦ ВСЕЛЕННОЙ

Презентация к классному часу о Ю. А. Гагарине...

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...

Акция "Космос, ты просто Космос!"

В целях сохранения исторической памяти, вовлечения школьников в творческую деятельность, популяризации достижений в космической сфере и формирования чувства гордости за свою страну в рамках областной ...