Обмен опытом по теме "Использование информационных технологий на уроках физики"
статья по физике на тему

Сафонова Мария Ивановна

Рассматривается вопрос использования информационных технологий на уроках физики, при подготовке к ЕГЭ, внеурочной деятельности. Представлены результаты сравнительного мониторинга. Применение различных форм работы, методов и приемов, способствующих повышению эффективности обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей (технологический) с. Хрящевка

Обмен опытом

 по теме «Использование информационных

 технологий на уроках физики»

учитель физики

Сафонова Мария Ивановна

2013-2014

                                                                                                                                                                Реформы, проводимые в области образования, требуют новых подходов в преподавании физики. Современное преподавание требует внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий. Физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

         Одной из главных причин того, что учащиеся не усваивают учебный материал на уровне требований действующих программ, является отсутствие познавательной потребности к его освоению, т.к. он не вызывает интереса, не связан с дальнейшими жизненными планами школьников. У школьника должны быть сформированы готовность адаптироваться после окончания школы к быстроменяющейся реальности и умения применять в жизни полученные на уроках знания. Формированию этих умений способствует компетентностный подход в обучении, важным компонентом которого выступает формирование ключевых компетенций учащихся (информационной, коммуникативной, социальной, проектировочной и др.) как совокупности общеучебных умений и готовности их применять в практически значимых ситуациях.

 Исходя из опыта моей работы с учащимися, пришла к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий  на уроках. Традиционных форм поиска знаний уже  недостаточно для достижения качественного образования.

   В нашем лицее создана хорошая материально-техническая база. Благодаря полученному гранту в рамках национального проекта «Достойные граждане великой страны», были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и компьютеры. Все это создало предпосылки для активного внедрения ИКТ в процессе обучения.

На протяжении последних шести  лет я постоянно использую компьютер на своих уроках. Сначала это были отдельные уроки с небольшими презентациями, затем  я стала применять новые компьютерные технологии не только при объяснении нового материала, но и при выполнении лабораторных работ, проверке домашнего задания, проверке степени усвояемости учащимися нового материала.  Теперь стали очевидны преимущества использования компьютера: используя серии дисков “Открытая физика”,   "Электронные уроки и тесты. Физика в школе" (Части 1-14) знакомлю учащихся с демонстрациями опытов, которые невозможно показать на уроке  из-за сложности эксперимента.

При использовании диска “Открытая физика” провожу лабораторные работы, которые не всегда проводятся из-за недостатка оборудования или его ветхости. Например, при выполнении лабораторной работы  “Последовательное и параллельное  соединения проводников”, компьютер дает возможность учащимся собирать различные цепи, менять параметры источника и составляющих электрической цепи. Используя диски «Физика в школе», красочно и лаконично объясняю материал практически всего курса физики, осуществляю фронтальный опрос учащихся с помощью тестов и упражнений по каждой изученной теме. В ходе уроков использую компьютер для формирования у учащихся компетенции самостоятельного поиска информации.

Иногда приходится тратить много времени на уроке, чтобы опросить ученика с замедленной речью, замедленным мышлением, а спрашивать нужно всех. И вот здесь опять на помощь приходит компьютер и его программа  Super Test. Использование небольших тестов (на 8-10 минут) позволяет  выяснить, как ученик усвоил материал предыдущих уроков, как понял материал, излагаемый на данном уроке. При использовании обычных печатных тестов  возникает  проблема их проверки, наличие не менее 2-х вариантов тестовых работ. Проводя уроки в компьютерном классе, можно за 8-10 минут опросить 9 человек, так как программа Super Test позволяет:

  • использовать один вариант вопросов (компьютер сам перемешивает вопросы и варианты их ответов, выдает на разные рабочие места разные варианты, что полностью исключает возможность списывания);
  •  объективно оценивать знания учащихся, так как оценку ставит компьютер;
  •  освобождает учителя от проверки, экономя его время и здоровье;
  • комбинировать вопросы по уровню сложности и тем самым проводить дифференцированный опрос;
  •  ограничивать время на выполнение теста, тем самым, заставляя учащихся быть более внимательными на уроке.

 С помощью дисков «Физика в школе»  провожу фронтальный опрос. С помощью диска «Физика 7-11» серии «Ваш репетитор» TeachPro   разбираю решение задач, акцентируя внимание учащихся на различных этапах решения.

Использование компьютера на уроках физики позволяет экономить время, опрашивать учащихся на каждом уроке, вести статистику опроса, выявлять западающие темы. Объяснение нового материала с использованием презентаций, выполненных с помощью программ Microsoft Power Point  и  Microsoft Front Page , вызывает интерес у учащихся, исключает вопрос дисциплины на уроке. Работы некоторых учащихся столь серьезны, что дает возможность  использования их  в дальнейшей моей работе.

 Для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ использую программу Hyper Test . Эта программа позволяет ученику психологически подготовиться к выполнению экзаменационного теста, заранее проверить свои знания по предмету, получить объективную оценку своих знаний. В программу     Hyper Test вводятся варианты ЕГЭ предыдущих лет, части « A» и «В». Часть “ C ”, введенная в программу   Hyper Test с основными этапами решения, позволяет учащимся самостоятельно разбирать и решать данные задачи.

Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например: эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов.

     Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности формирования компетенции самостоятельного поиска информации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике. Активной позиция ученика может быть только при наличии интереса. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому необходимо поддерживать интерес к физике, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся.

Основу самостоятельной деятельности учащихся составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.

  Методы и приемы работы учащихся с использованием ИКТ по формированию компетенции самостоятельного поиска и обработки информации:

  • выполнение индивидуального задания на компьютере;
  • выполнение задания по видеофрагменту с предоставлением письменного отчета;
  • работа по вопросам, или решить задачу при просмотре пошаговой анимации или лабораторного эксперимента;
  • составление обобщающих таблиц;
  • выполнение индивидуального теста на компьютере;
  • работа по вопросам параграфов учебника, используя рисунки, фотографии, анимации;
  • пересказ опыта, анализ рисунка, схемы, задания из учебника;
  • решение качественных задач, анализ устройства приборов, схемы процесса, используя пошаговую анимацию;
  • тестирование;
  • парный взаимоконтроль, по вопросам на бумажных носителях;
  • подготовка, сообщений, мини проектов, рефератов с использованием Интернет — ресурсов.

 Мною проведены исследования  эффективности уроков, проведенных с помощью информационно-компьютерного сопровождения. В качестве показателей  рассматривались следующие параметры:

  • учебная мотивация учащихся;
  • затраты учебного времени на выполнение учебных заданий;
  • затраты времени на подготовку учителя к уроку;
  • качество обучения в классе.

     Статистическая обработка опросных листов показала, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается в среднем на 2 балла выше традиционного урока. На уроке с информационно-компьютерным сопровождением затраты времени на выполнение учебных заданий составили на 16% меньше, чем на традиционном уроке. Качество обучения возросло на 15%.

       Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей дает

положительные  результаты:

  • помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную

     деятельность учеников;

  • помогает постоянно следить за усвоением знаний,  и своевременно

    оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные

    особенности учащихся, так как компьютерная программа

    предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности;

  • уменьшает возможность бездеятельности учащихся;
  • это незаменимый инструмент для проведения лабораторных работ,

    демонстрации, наблюдений;

  • обеспечивает более эффективную доступность информации;
  • развивает нестандартное мышление;
  • формирует уверенность в своих возможностях, способностях.

Все это ведет к повышению качества усвоения учебного материала и формированию устойчивого интереса к предмету.

        Преимущества использования ИКТ для меня, как учителя:

  • экономия учебного времени (до 30%);
  • возможность обеспечить аудио-визуальное восприятие информации,
  • включение учащихся в активную деятельность;
  • развитие коммуникативных умений учащихся на уроке;
  • осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;
  • рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
  • создание положительного эмоционального фона урока;
  • расширение информационных границ урока возможностью доступа к Интернет-ресурсам.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Список литературы

1.Вопросы компьютеризации учебного процесса. Составитель И. В. Угринович. Москва. «Просвещение», 2006г.

2.Сборник «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование», 2008г. (Басарыгина О. А. Использование ИКТ в преподавании физики в целях повышения качества и эффективности обучения.

Новикова В.П. Формирование ИКТ компетентности учащихся в процессе обучения физике).

3.Фестиваль методических идей, 2007 г. «Компьютер на уроке- техническое средство».

4.Фестиваль методических идей, 2009 г. «Использование ИКТ в преподавании физики».

5.Фестиваль медиауроков, 2009 г. Физика.

6. http://archive.ntf.rusobr.ru/DswMedia/47870.pdf

7. http://www.ioso.ru/scmedia/publications.htm