РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
методическая разработка по физике на тему

Потылицина Елена Алексевна

       Тестирование является одним из методов систематического контроля, быстрым и эффективным средством проверки знаний и умений учащихся. Использование тестового метода для определения знаний ценно тем, что полученные результаты позволяют дать достаточно точную количественную оценку уровня знаний. Тесты представляют собой систему заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний, степень развития умений и навыков обучаемых. Сейчас в продаже имеются самые разнообразные тесты к различным учебникам. Но у многих, как мне кажется, имеется общий недостаток: все они рассчитаны на сильных и средних учащихся. А что же делать слабым? Слабые умственные способности, определённое отставание в усвоении материала, а иногда и нежелание учиться не позволяют таким учащимся идти в ногу с другими. Но если заинтересовать слабого ученика, давать посильные задания, от него тоже можно добиться определённых результатов. Для этого мной были разработаны тесты для учащихся среднего и слабого уровня развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_testovoy_sistemy.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ    ШКОЛЕ.

Потылицина Е.А., учитель физики и математики высшей категории МОБУООШ № 22 п.Зорька Новокубанского района Краснодарского края

         Тестирование является одним из методов систематического контроля, быстрым и эффективным средством проверки знаний и умений учащихся. Использование тестового метода для определения знаний ценно тем, что полученные результаты позволяют дать достаточно точную количественную оценку уровня знаний. Тесты представляют собой систему заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний, степень развития умений и навыков обучаемых.

          Предметные тесты отличаются простотой выполнения, позволяют учитывать индивидуальные особенности детей при обучении, оперативно корректировать учебный процесс, экономить время, отводимое на опрос и контроль, разнообразить процесс обучения и т.п. С помощью тестирования учитель может своевременно обнаружить пробелы в усвоении той или иной темы, чтобы в дальнейшем продумать виды работ для восполнения этих пробелов в знаниях учащихся. Кроме того, тесты помогают и учащимся осуществлять определённый самоконтроль своих знаний в процессе изучения материала, а также способствуют развитию вычислительных навыков у учащихся. Тестирование отличается от привычного контроля тем, что к заданию готовится эталон, с которым сравнивают ответ учащегося. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учеником содержания обучения, эта степень характеризуется коэффициентом усвоения, определяемым отношением числа операций теста, выполненных учеником правильно, к общему числу операций в тесте.

            В ходе учебного процесса  тест выполняет многие функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую и др., но ключевой является контролирующая функция.

            Сейчас в продаже имеются самые разнообразные тесты к различным учебникам. Но у многих, как мне кажется, имеется общий недостаток: все они рассчитаны на сильных и средних учащихся. А что же делать слабым? Слабые умственные способности, определённое отставание в усвоении материала, а иногда и нежелание учиться не позволяют таким учащимся идти в ногу с другими. Но если заинтересовать слабого ученика, давать посильные задания, от него тоже можно добиться определённых результатов. Для этого мной были разработаны тесты для учащихся среднего и слабого уровня развития.

             Предлагаемые тесты закрытой формы, то есть в них есть готовые ответы, и нужно выбрать правильный ответ из  предоставленных альтернативных; они предназначены для текущего контроля знаний учащихся по физике и рассчитаны на 15-20 минут. В содержание данных тестов включены все основные вопросы курса физики, но не включены расчетные задачи. Вопросы подобраны в доступной форме, вместо четырех вариантов ответов даны три, в каждом тесте не более девяти  вопросов. Сильные учащиеся заканчивают решение раньше и могут решить в оставшееся время более сложную задачу. При составлении тестовых заданий  я руководствовалась следующими правилами:

- основной текст задания содержит не более 7-8 слов;

- каждый текст выражает одну мысль;

- формулировка не содержит двусмысленностей;

- задания краткие, чёткие, легко читаемые;

- правильные ответы располагаются в случайном порядке;

- ответы на один вопрос не зависят от ответов на другой вопрос;

- ответы не содержат подсказки.

Привожу пример тестового задания по физике в 8 классе:

Тест №1. Тепловые явления.

№1. Отчего зависит температура тела?

 а) от скорости движения молекул

 б) от агрегатного состояния вещества

 в) от вида молекул

№2. Какое превращение энергии происходит при падении шара?

 а) потенциальная в кинетическую

 б) кинетическая в потенциальную

 б) кинетическая во внутреннюю

№3. Назовите способы осуществления теплопередачи.

 а) совершение механической работы

 б) теплопроводность, конвекция, излучение

 в) кипение

№4. Какое тело имеет наибольшую теплопроводность?

 а) меховая шуба

 б) опилки

 в) металлический стержень

№5.Как называется перенос энергии струями жидкости или газа?

 а) теплопроводность

 б) конвекция

 в) излучение

№6. Тела какого цвета хуже поглощают излучение?

 а) белые

 б) чёрные

 в) жёлтые

№7. От чего зависит количество теплоты при теплопередаче?

 а) от рода вещества, от массы и изменения температуры тела

 б) от массы и рода вещества

 в) от изменения температуры тела

№8. Какова формула расчёта энергии сгорания топлива?

 а) Q = с m ( t2- t1)

 б) Q  = q m

 в) Q  = с m  t  

№9. Какова единица удельной теплоты сгорания топлива?

 а) Дж                   б) Дж            в) Дж

    кг 0  С                                           кг

          Тесты должны включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и достаточно полно охватывать материал проверяемой темы, но обязательно должны быть посильны слабым учащимся. Тестовые задания, о которых идёт речь, отражают содержание школьных учебников и учитывают объём часов, отводимый на изучение физики.

          Вместе с тем не надо забывать, что тесты не могут быть единственной формой контроля. Они предполагают также и традиционные формы проверки результатов обучения, поскольку при всех положительных моментах метод тестирования имеет и некоторые недостатки. Это, в первую очередь, большая вероятность угадывания правильного ответа, невозможность проследить процесс выполнения задания, логику рассуждений и др. Именно поэтому в тесты не был включён итоговый контроль знаний учащихся. Предполагается, что итоговый контроль будет проходить в традиционной форме.

           Применение тестирования является делом  творческим, требующим поиска и больших затрат труда, но это компенсируется тем, что систематическое тестирование, несомненно, способствует повышению качества процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "тестовый контроль на уроках физики"

Тестовый контрольна уроках физики.     Методика использования тестов на уроках физики.Положительные и отрицательные стороны применения этой методической разработки. Даны 17 тестов ...

Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"

Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме...

Методическая разработка "Графические задачи на уроках физики"

Материалы разработки могут быть использованы на уроках, интегрированных уроках. Работа содержит разные приёмы работы с графиками, приведены примером некоторые из них....

Методическая разработка урока физики «Система «Земля-Луна»» с использованием ИКТ

Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему...

Применение тестовых технологий на уроках физики

В статье рассматриваются основные аспекты применения тестовых технологий в основной и старшей школах...

Методическая разработка: "QR код на уроках физики «Законы постоянного тока» с применением интерактивного маршрутного листа"

Эффективной технологией, которую можно использовать в образовательном процессе, является технология QR-кодов. Применение этой технологии в образовании дает положительные результаты. Можно закодировать...