Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Открытый урок в 8 кл по физике был показан при проведении семинара  РМО учителей физики. При проведении виртуаьной лабораторной работы использовались материалы ЦОР , программа "Лабораторные работы по физике", интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_oma.rar386.94 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку.

Урок : Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

Открытый урок в 8 кл по физике был показан при проведении семинара  РМО учителей физики в Улановской школе 28.02.2013г.

Данный урок проводился в начале второго полугодия. К моменту изучения данной темы, ребята знали:  понятие  электрического тока; напряжения,  силы тока, их единицы измерения; приборы для измерения силы тока и напряжения; правила пользования амперметром и вольтметром; умели решать расчетные, качественные и экспериментальные задачи; умели чертить схемы электрических цепей и читать их и т.д. Работа по проведению виртуальных экспериментов полностью базировалась  на имеющихся знаниях ребят.

На уроке были сделаны попытки  активного включения детей в различные виды деятельности. На протяжении всего урока фиксировались затруднения в индивидуальной деятельности ребят.

Ребята находили пути выхода из затруднительных ситуации выдвигая предположения. Свои гипотезы ребята  предлагали проверять разными способами: теоретически и  экспериментально.

На уроке постоянно старалась подводить детей к «открытию» новых знаний с помощью подводящего и побуждающего диалога.

На уроке четко была осуществлена межпредметная связь с математикой. Математические познания ребят помогли при построении графика зависимости силы тока от напряжения, устанавливать прямую пропорциональную зависимость между силой тока и напряжением и т.д.

На уроке со стороны ребят наблюдался высокий уровень мотивации к учебной деятельности: стремление больше узнать, интерес к уроку, радость от активности, интерес к изучаемой теме.

        Также на уроке использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого мышления: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.);

активные методы (дискуссия);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) и др.

Использовались различные  виды преподавания: (словесный, наглядный, самостоятельная работа и др.) и различные виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, и т. д.)


Тема урока: 

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний.

Цели:

Общеобразовательные.

  • установить опытным путем зависимость силы тока от напряжения, построить график этой зависимости;
  • познакомиться с новой физической величиной – сопротивлением проводника;
  • развивать экспериментальные умения – выдвигать гипотезу и планировать проведение эксперимента по ее проверке;
  • закрепить практические навыки работы с электрическими измерительными приборами и в сборке электрических цепей используя компьютерные модели электронных ресурсов.

Развивающие.

        Формировать интеллектуальные умения анализировать, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь.

Воспитательные.

        Развитие познавательного интереса к предмету; воспитание коммуникативной культуры учащихся, формирование умения организовывать самостоятельную работу.

Средства обучения:

  1. Презентация (Приложение 1)
  2. Компьютерный класс
  3. Интерактивная доска (с набором элементов электрических цепей в «Галерее» для построения схемы)
  4. Дидактическая обработка компьютерной модели в виде описания лабораторной работы (Приложение 2)
  5. Интернет (Доступ к ЦОР) или установленные программы на каждом компьютере из Единой коллекции ЦОР ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf )
  6. Электронный ресурс «Лабораторные работы по физике» установленный на каждом компьютере.

Ход урока.

1. Включение детей в деятельность.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на очередном уроке.

      Ребята, сегодня  на уроке присутствуют гости. Надеюсь, что вы проявите свое гостеприимство своей самой активной деятельностью. Хотя в этом я не сомневаюсь.

2. Актуализация знаний умений и навыков.

Форма работы – фронтальная.

Цель фронтальной беседы: готовность мышления к построению нового способа действий.

На данном этапе воспроизводится ЗУН, достаточные для построения нового способа действий и соответствие заданий содержательной установке урока, свободное владение детьми предложенным содержанием.

На интерактивной доске по ходу фронтальной беседы поэтапно раскрываются основные понятия по теме «Электрический ток» (слайд 2)

 Вопросы для фронтальной беседы.

1) Что такое электрический ток?

2) Какие существуют необходимые условия для возникновения электрического тока?

3) Чем создается электрическое поле?

4) Какая величина характеризует электрический ток?

5) Какая величина характеризует электрическое поле?

6) Как обозначается сила тока?

7) Как обозначается напряжение?

8) В каких единицах измеряется сила тока?

9) В каких единицах измеряется напряжение?

10) С помощью какого прибора измеряется сила тока?

11) С помощью какого прибора измеряется напряжение?

Перехожу к следующему этапу урока.

3. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности в ходе беседы с ребятами.  Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.

Цель: обозначить тему урока;  выдвижение гипотез учениками и нахождение путей их решения; выявить затруднения в деятельности ребят; подведение детей к открытию нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.

На данном этапе ученики выбирают метод решения учебной задачи и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. На данном этапе урока ученики готовятся преодолеть  возникшее затруднение с помощью нового способа действия (компьютерного эксперимента, активизируются мыслительные операции: внимание, память и т.д.

Использованы коллективные формы работы: побуждающий диалог, фронтальная работа.

На данном этапе:  выявляются причины ошибок; является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации; зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение; выбран ли метод решения проблемной ситуации детьми самостоятельно; предложено ли решение проблемы самими детьми; не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации.

Обобщая ответы ребят на приведенные вопросы, подходим к формулировке темы и цели лабораторной работы.

Учитель. Ребята, как вы считаете, существует ли взаимосвязь между силой тока и напряжением?

Ученики.  Вероятно, существует какая-то зависимость между силой тока и напряжением (Выдвигается гипотеза).

Учитель. Возможно ли, что сила тока зависит от напряжения? А наоборот? Почему? (Проверка понимания сути основных характеристик электрического тока?)

Учитель. Ребята, кто из вас попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

Ученики. Тема нашего сегодняшнего урока так и называется: «Зависимость между силой тока и напряжением».

Учитель. И вторая часть нашего урока «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Учитель. Ребята, а какие приборы необходимы для проведения эксперимента для подтверждения вашей гипотезы?

Прошу  выйти к интерактивной доске и собрать электрическую цепь из элементов в «Галерее».

 На данном этапе необходимо четко зафиксировать новый способ действий (проведение эксперимента, анализ результатов, построение графика зависимости силы тока от напряжения). (слайд 3)

Учитель. Ребята, как вы считаете, как можно проверить ваши предположения?

Ученики (хором). С помощью опыта.

Зачитываю слова Леонардо да Винчи:

 «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».

Учитель.  Ребята, как вы думайте, какая зависимость между силой тока и напряжением?

Ученики.  Прямая пропорциональная зависимость.

Учитель.  Ребята, а что значит прямая пропорциональная зависимость?

Ученики. Во сколько раз увеличили напряжение, во столько же раз увеличилась сила тока.

Учитель.  Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Ученики. Сила тока прямо пропорциональна напряжению. 

Учитель.  Как можно записать математически?

Ученики.  I~U.

Учитель. Ребята, как вы считаете, эксперимент подтвердит  ваши  предположения?

Ученики (хором). Да. (Ситуация ожидания успеха)

На слайде 3 в интерактивном режиме строим график зависимости по предполагаемым данным нашей гипотезы, подчеркивая связь математики с физикой.

 К доске прошу выйти ученика для построения графика.

Обращаю внимание ребят на то, что графиком данной зависимости силы тока от напряжения  является прямая. Это еще раз доказывает, что между силой тока и напряжением прямая пропорциональная зависимость.

Учитель. Ребята, как можно записать эту зависимость в виде пропорции?

Ученики.  (выходит к доске и записывает формулу):  I1\I2=U1\U2.

Учитель. А как можно записать с помощь уравнения эту зависимость?

Ученики.  (выходит к доске и записывает формулу):  y=kx

Учитель. Ребята, ваши предположения мы проверим экспериментально. Попробуем исследовать зависимость силы тока от напряжения, а так же попробуем измерить сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра используя компьютерные модели.

С целью закрепления данного соотношения и отработки навыка нахождения сопротивления проводника, ребятам предлагаю Листы с описанием лабораторной работы (Приложение 2)

На данном этапе урока дети приступают к самостоятельной работе за компьютером, следуя инструкциям.

4. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода построения нового знания.

Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Вопросы для беседы.

1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?

2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

3) Где находит практическое применение полученные знания?

Отмечаю, что электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр) находят широкое применение в основе сельскохозяйственной техники. На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»

3)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?

4)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке? Я вас попрошу, на листочке укажите свою фамилию и поставьте себе отметку за работу на уроке. Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.

5) Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+-»; если ничего не понял, то «-».

Подвожу краткие итоги урока, отмечая учеников за активную деятельность на уроке.

5. Домашнее задание. § 42,43. Упр.17(2); №№1277(Л)( по жел),

На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»

В завершении урока я благодарю ребят за активную деятельность на уроке.

Приложение 1: Слайды к интерактивной доске для сопровождения урока.

Приложение 2: Маршрутный лист для выполнения учащимися лабораторной работы.


Дата ____________                                                        Ф.И. _______________________ кл 8

Лабораторная работа № 8

Тема: Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника

Цели: 1.Убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах;

   2.Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Приборы и материалы:  источники постоянного тока, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр,  реостат, ключ, соединительные провода.

ХОД РАБОТЫ

Часть 1. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении

 Откройте приложение SWF Player , загрузите файл 3.15 Закон Ома, откройте стр 4.

 

1. В качестве источника тока выберите батарею напряжением 1,5В.

2. Замкните цепь, запишите полученный результат.

3. Повторите пункты 1 и 2 выбирая в качестве источника тока батарею напряжением 4,5В, 9В, 12В.

4. По полученным данным постройте график зависимости силы тока от напряжения.

 

U

I

Запишите уравнение зависимости силы тока от напряжения для полученного графика. ______________

Вывод:  

Опыт показывает, что во сколько раз ___________________ напряжение на участке цепи,

во столько же раз  _____________________ и сила тока на этом участке,

т.е. сила тока в проводнике ______________________________ напряжению на концах этого участка.

Часть 2.  Измерение сопротивления проводника.

Откройте Лабораторную работу №10 «Изучение Закона Ома», откройте вкладку ХОД РАБОТЫ.

Вывод: Измерение сопротивления проводника ______________________ при помощи амперметра и вольтметра.                                                    (возможно / не возможно)

        

Дополнительное задание:

откройте вкладку  ПРОВЕРЬ СЕБЯ

 

Измерьте сопротивления R11, R12, R13.