Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Мариева Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

мэрии г. Ярославля

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской центр развития образования

Методическая разработка

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.»

(7 класс)

Работа выполнена

                                                         Мариевой Татьяной Владимировной

                                                                 учителем физики МОУ СОШ № 62 г.Ярославля

                                                                                                                           

       Ярославль

2014

  Технологическая карта изучения темы № 6

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК :Пёрышкин А.В.– М.: Прсвещение,

Тема урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о взаимном притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.  

Задачи урока:

а) вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул». Контроль знаний системы СИ и закрепление навыков работы с числами, заданными в стандартном виде.  Актуализация знаний по теме « Диффузия». (предметный результат). 

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». На дерево вешаются листочки в зависимости от настроения. Настроение - цвет: красный –  восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Анализирует «ДЕРЕВО ЧУВСТВ».

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.

Умение настраиваться на занятие

2. Физическая разминка (Ф.Р)и Контроль домашнего задания:

1. Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

 357мм =…

43т =…

0,542нс =…

 0,00032мкм =…

2. Определить цену деления  и показания прибора: ( мл)

 1.Рассказать о диффузии. (презентация)

 2. Рассказать о результатах домашнего эксперимента?

 Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего по плану:

 - Что положительного было в ответе?

 - Что не удалось в ответе?

 - Что можно добавить к ответу?

 - Какую оценку следует поставить?

 Объявляются итоги проверки домашнего задания.

Контроль

Ф.Р выполняется письменно в рабочей тетради

Выделение существенной информации из ответов

Взаимодействуют с учителем и другими учениками

Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего

Мобилизуют силы и энергию, контроль правильности ответов обучающихся

Умение настраиваться на занятие

3. Постановка цели и задач урока

На прошлом уроке мы узнали, что такое диффузия, где мы можем её наблюдать. А сегодня мы продолжим говорить о взаимодействии частиц вещества.

Объявляется тема урока.

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока  Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Актуализация знаний

По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание. У вас на столах лежат приборы и карточки с описанием экспериментов, которые сегодня вам предстоит выполнить.

Даёт задания обучающимся.

Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Показывает практическую значимость изучаемого материала.

Актуализирует субъектный опыт учащихся

Начинают работают с раздаточным материалом.

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

Компетенция обучающихся в области физики.

Сотрудничают с учителем и сверстниками.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слушание учителя

Умение выражать свои мысли.

Развитие монологическая речь

Регулирование своего поведение и поведения товарищей.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

5. Первичное усвоение новых знаний

ЗАДАНИЕ №1

А). Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На промасленную поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод.

Б). Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод.

В). Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.

 Учитель: Есть ли вопросы по ходу выполнения экспериментов?

( Учащиеся выполняют эксперименты: )

 Учитель: Итак, какие выводы по экспериментам вы получили?

 Учащиеся: В первом опыте у нас капли слились, потому  что между молекулами воды есть притяжение.

 Второй и третий опыты показали, что твердое тело и жидкость нельзя сжать, потому что молекулы начинают при сжатии веществ отталкиваться.

 Учитель: А как вы думаете можно ли заставить соединиться свинцовые цилиндры, как так же как можно соединить два пластилиновых цилиндра? (учитель показывает, как соединяются два пластилиновых цилиндра)

 Учащиеся: Соединить свинцовые цилиндры нельзя, т.к. цилиндры - твердые тела и у них неровные поверхности. Поэтому приблизить молекулы на расстояние, когда начнет действовать притяжение молекул, нельзя.

 Учитель: А теперь посмотрим опыт. Свинец мягкий металл, мы зачистим поверхности цилиндров, выровняем их и соединим. Цилиндры соединились. Теперь посмотрим, насколько сильно притягиваются молекулы цилиндров. Подвесим к нижнему цилиндру груз. Какие выводы сделаем по опыту?

 Ученик: Для того, чтобы между молекулами двух цилиндров возникли силы притяжения, необходимо приблизить молекулы цилиндров очень близко друг к другу.

 Запишем выводы в тетрадь:

 ·1. Между молекулами есть взаимное притяжение, существующее  только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).

 Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров .

 ·2. Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).

 Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.

 Учитель: А теперь мы должны познакомиться еще с одним явлением физики. Для этого у вас есть задание №2 в карточке:

ЗАДАНИЕ №2

А). Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите капли 2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.

Б). Опустите кусочек пластилина в воду и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод.

 Учитель: какие выводы по экспериментам вы сделали?

 Ученик: В первом эксперименте легче было разделить два стекла, когда они между ними не было воды.

Во втором опыте вода с кусочков пластилина стекла.

 Учитель: В первом случае вода смачивала стекло, во втором вы увидели, что вода не смачивает пластилин. Объясните с точки зрения молекулярного строения результаты опытов.

 Ученик: Молекулы воды сравнительно сильно притягивались к стеклу и не давали оторвать стекла, а во втором случае молекулы воды слабо притягивались к молекулам пластилина, сильнее притягивались друг к другу, и  поэтому собирались в капли.

 Запишем выводы в тетрадь:

 Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.

 Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела.

Объясняет новый материал.

Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний.

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Слушают учителя.

проводят физический экспериментом Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

6. Первичная проверка понимания

 Ребята откройте учебник и ответьте с его помощью на вопросы

1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет?
2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют?
3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются?
4. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?

Даёт учащимся задание работать с учебником (по желанию - индивидуально или в группах).

Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизируют учебный материал.

Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации.

Логические умозаключения.

Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном и групповом режиме.

Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации

Принимают решение и его реализуют.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Осуществляют самоконтроль понимания вопросов.

Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

7. Первичное закрепление

Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами.

1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?

 2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?

3. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?

4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
5. Почему на классной доске пишут мелом , а не куском белого мрамора? 

Формулирует условие задания.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.

Закрепляет методику изучения нового материала.

Распознают и воспроизводят изученный материал.

Принимают участие в обсуждениях.

Ставят вопросы своим товарищам и учителю

Объясняют более слабым учащимся непонятные места.

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Рецензирование ответов товарищей.

Оценивание ответов и их корректировка.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

8. Домашнее задание

Д.з.  Прочитайте § 10, стр. 23-25, ответьте на вопросы после параграфа.

Выполните одно из заданий:

1.Подготовьте презентацию по одной из тем. «  Взаимное притяжение и отталкивание молекул». «Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул».

2.Подготовьте анимацию по данной теме.

3.Выполните экспериментальное задание упражнения 2(1) на стр 26 учебника

4.Решить задачи№75,79,82 (Лукашик В.И.)

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает условия для выбора учащимися домашнего задания.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы).

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Осознают качество и уровень усвоения.

Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Составляют план и последовательность действий.

Регуляция учебной деятельности.

Мотивация волевой саморегуляции.

8. Итог урока

  1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
  2. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?
  3. Чему вы научились?
  4. Как вы можете использовать на практике полученные знания?

Формулирует вопросы.

Подводит итоги учебного занятия.

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме.

Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме.

Понимают на слух ответы обучающихся.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

9. Рефлексия

Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ».

Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «ДЕРЕВА ЧУВСТВ».

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция