Презентация к методической разработке "Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Глазкова Светлана Борисовна

Презентация к методической разработке "Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Методика и содержание исследовательской и проектной деятельности обучающихся по физике
Учитель: Глазкова Светлана Борисовна
Алгоритм подготовки исследовательского проекта
Выбор темы исследованияВыделение проблемы, постановка цели и задач исследованияФормулировка гипотезыИзучение теоретического материалаОсвоение методики исследованияСбор собственного экспериментального материалаОбработка материалаОбобщение, интерпретации, выводыОформление исследованияПредставление исследовательского проекта
Цель исследования
Цель исследования – это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершения исследования.Если понятна и выделена проблема, то решение её и является целью исследовательской работы (проекта).
Требования к формулировке цели
Цель должна указывать на объект и предмет исследованияЦель должна быть конкретна и ясно сформулированаЦель должна быть достижима ( цель должна соответствовать уровню развития познавательных действий или выводить на новый уровень освоения методов исследования объекта и предмета)
Объект и предмет исследования
Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту, то есть то, на что направлено наше вниманиеПредмет исследования – это сторона объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Предмет одного исследования может служить объектом другого( более частного). Между объектом и предметом выполняется отношение – целое – частноеПредмет определяет границы, в пределах которых изучается объект.
Гипотеза исследования
Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом либо быть опровергнутой.
Правила формулирования гипотезы
При формулировании гипотезы определяется, что автору необходимо познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения:«это возможно, если…»«это существует, если…»«будет обеспечено, если…» «будет осуществляться эффективно при наличии( при условии)…»«использование (создание) ….позволит обеспечить…»
Задачи исследования
Под задачами понимается цель деятельности в конкретных условиях.Задачи – шаги для достижения цели.Их не должно быть слишком много, как правило, не более 5. Если задач больше, их рекомендуют сгруппировать.
Правила формулировки задач
Задачи формулируются в виде перечисления:Изучить…,Описать…,Уточнить и дополнить понимание…,Выявить…,Систематизировать…,Разработать….. и т.д.
Недостатки в формулировке названия работы
Слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная;Слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы;Не соответствующее содержанию работы;Слишком «бойкое», журналистское.
Основные типы творческих работ обучающихся
Реферативные Сбор и представление информации по избранной темеЭкспериментальныеПостановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целяхПроектныеДостижение и описание заранее спланированного результатаОписательныеФиксация результата сбора данных по определенной методикеИсследовательскиеВыводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных
Алгоритм подготовки исследовательского проекта
Выбор темы исследовательского проектаИзучение теоретического материалаВыделение проблемы, постановка целей и задач исследованияФормулировка гипотезыОсвоение методики исследованияСбор собственного экспериментального материалаОбработка материалаОбобщение, интерпретации, выводыПредставление исследовательского проекта
Выбор темы исследования
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку; Правило 2. Тема должна быть выполнима;Правило 3. Тема должна быть такой, чтобы работа по ней могла быть выполнена относительно быстро;Правило 4. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей; Правило 5. Выбирая тему, необходимо учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы;Правило 6. Выбирать тему нужно быстро, пока не угас интерес;Правило 7. Тема должна быть актуальной.
Структура исследовательской работы
1.ВведениеОбоснование актуальности выбранной проблемы (темы)Формулировка целиВыделение объекта и предметаФормулировка гипотезыФормулировка задач исследованияОбоснование научно-практической значимости исследования
Литературный обзор
Литературный обзор является важной составной частью всех видов творческих работ учащихся.Литературный обзор – это изучение и сравнение работ предшественников.Литературный обзор показывает уровень подготовки автора по теме исследования, позволяет судить о его начитанности, понимании проблемы и путей её решения.Цель написания литературного обзора:-показать степень изученности проблемы;-показать, что неизвестно и подвести к необходимости изучения проблемы, т.е. ведению исследования
Этапы работы над обзором литературы
Выбрать первоисточники по исследуемому вопросу по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы имеющихся работ, энциклопедиям и словарям;Составить список, использованных статей, монографий, книг в соответствии с требованиями и указать ссылки на них в тексте работы;В конце обзора сделать вывод с авторской интерпретацией изложенных фактов как основы для выполнения исследования.
Что необходимо осветить в разделе «Литературный обзор»
Изложить краткую историю вопроса.Представить наиболее известные подходы к постановке и решению проблемы, основанные на данных из научных источников.Описать наиболее известные и интересные факты.Показать, что было сделано в этой области до начала вашего исследования.Подвести читателя к пониманию актуальности и значимости работы.
Типичные ошибки при написании раздела «Литературный обзор»
Отсутствие обзора литературы в тексте работы.Подробное цитирование общеизвестных фактов (на уровне школьного учебника).Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте при упоминании фактов и цитат из них.Использование информации и авторских текстов (особенно из Интернета) без осмысления и обработки.
Проверка на плагиат
1. Зарегистрируйтесь на сайте:http://www.antiplagiat.ru/index.aspx.2. Введите кусочек проверяемого текста или весь текст – программа покажет соотношение процента заимствований и авторского текста.3. Если авторского текста менее 60%, то такой материал считается плагиатом.
Универсальные методы научного исследования
НаблюдениеСравнениеИзмерениеЭкспериментОписаниеАнкетирование (опрос)Моделирование
Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы
Подбор методики определяется темой работы;Методика должна быть научной;Методика должна быть адаптирована для обучающихся, соответствовать его возрасту и возможностям;Методика должна быть правильно описана в работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.

Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе...