конспект урока по теме "Сила тяжести""
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Имя урока: «Я слышу – я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю- я усваиваю.» Цели урока: Образовательная: Формирование навыков выполнения учебного исследования через определение зависимости силы тяжести от массы тела. Развивающая: Развитие умения обобщать полученные результаты проведенных экспериментов, информационно - коммуникативных компетенций. Воспитательная: формирование мировоззренческих идей: причинно- следственные связи явлений, познаваемость мира и его закономерности, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fizike_v_7_klasse.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике в 7 классе.

ФИО учителя: Мастерова Мария Владимировна

ОУ: ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области

Тема урока: Сила тяжести.

Имя урока: «Я слышу – я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю- я усваиваю.» 

Цели урока: 

Образовательная: Формирование навыков выполнения учебного исследования через определение зависимости силы тяжести от массы тела.

Развивающая: Развитие умения обобщать полученные результаты проведенных экспериментов, информационно - коммуникативных компетенций.

Воспитательная: формирование мировоззренческих идей: причинно- следственные связи явлений, познаваемость мира и его закономерности, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

        Программные требования

Планируемые  образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

Сформированность ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

  • понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения;
  • умеет выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;
  •  умеет слушать и слышать собеседника;
  • выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
  • переживает за общий успех команды.

Метапредметные результаты

Владеет  первоначальными умениями исследования, как универсальным способом освоения действительности.

Владение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами.

  • умеет выделять проблему;
  • умеет формулировать гипотезу;
  • планирует эксперимент в соответствии с гипотезой;
  • формулирует выводы;
  • формулирует цели и задачи с помощью учителя;
  • выстраивает цепь логических рассуждений и речевого высказывания;
  • аргументирует свою точку зрения.

Предметные результаты

Владение экспериментальными методами исследования силы тяжести тела от его массы. Понимание и способность объяснять физическое явление – всемирное тяготение.

Владение способами выполнения расчетов при нахождении силы тяжести тела.

Умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела.

  • называет процедуры и способы исследовательской деятельности и применяет их для решения проблемы;
  • подбирает инструменты для проведения исследования;
  • формулирует определение силы тяжести,  силы тяготения, физической величины силы;
  • объясняет зависимость силы тяжести от массы тела; записывает формулу зависимости силы тяжести от массы тела; строит график зависимости силы тяжести от массы тела
  • вычисляет силу тяжести и массу тела по формуле.

Программное содержание: Сила тяжести. Измерение силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: сила тяжести, сила тяготения, физическая величина силы, точка приложения силы.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок с элементами исследования.

Технология обучения: проблемное обучение.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, модульная система PROlog, грузы по 100г, штатив. учебник, доска, модульная система Prolog.

Домашнее задание: &25, вопр. 1-5, &28 упр. 10(1).

Оптимизировать массу портфеля (способы).

Найти силу тяжести на ближайших к Земле  планетах.

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.  ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ – 3 мин.

- понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения;

-

- обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем

- формулирует це-ли и задачи с помощью учителя

- планирует пред-стоящую деятельность с помощью учителя;

- аргументирует свою точку зрения

  1. А знаете ли вы, кого называют исследователем?

Я предлагаю вам сегодня получить новые знания путем исследования. А что нам предстоит исследовать, мы сейчас выясним. Начнем?

Создание проблемной ситуации

Бросить разные тела на стол: камень, пёрышко, лист бумаги, ластик, тетрадь)

1. Что произошло со всеми телами?

2. Почему?

3. Почему одни предметы упали быстрее, чем другие?

Земля притягивает все тела с силой, называемой силой тяжести. Но ведь одна и та же земля притягивает все эти тела, значит сила притяжения, скорее всего, одна и та же?

Я предлагаю вам выяснить, зависит ли сила притяжения от массы тела?

Главный вопрос урока

Зависит ли сила тяжести от массы тела?

Фронтально

учителя

Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.

Отвечают на вопросы учителя

  1. Упали на стол.
  2.  Притягивает земля.
  3. Быстрее упали тела с большей массой.

Запись темы в тетрадь

 

Фронтально

Высказывают гипотезы

1. Вероятно, что сила тяжести зависит от массы тела, потому что чем больше масса тела, тем больше сила, с которой земля притягивает тело.

2. Вероятно, что земля притягивает все тела с одинаковой силой, поэтому сила тяжести не зависит от массы тела.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 15 мин

- умеет выделять проблему;

- умеет формулировать гипотезу;

- планирует эксперимент в соответствии с гипотезой;

- подбирает инструменты для проведения исследования;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- формулирует выводы;

- объясняет зависимость силы тяжести от массы тела; записывает формулу зависимости силы тяжести от массы тела; строит график зависимости силы тяжести от массы тела

Исследовательский метод

Проблема: Зависит ли сила тяжести от массы тела?

Гипотеза: 1. Вероятно, что сила тяжести зависит от массы тела, потому что чем больше масса тела, тем больше сила, с которой земля притягивает тело.

2. Вероятно, что земля притягивает все тела с одинаковой силой, поэтому сила тяжести не зависит от массы тела.

Факты: Нам предстоит выяснить, зависит ли сила тяжести от массы тела? Как вы думаете, какие приборы нам понадобятся?

Выполним лабораторную работу.

1группа выполняет работу с традиционным оборудованием.

2 группа с модульной системой Prolog.

Анализ: Проговаривание выводов лабораторной работы. И обращение  к правилу в учебнике.

Вывод: сила тяжести прямо пропорциональна массе тела. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.

F тяж=m*g

g= F тяж / m

Найдём коэффициент  пропорциональности:

F1/m1=F2/m 2=F3/m3 =F4/m4

1Н/0,1кг =2Н/0,2кг =3Н/0,3кг =4Н/0,4кг=10Н/кг

g= 9,8 Н/кг

 на других небесных телах сила тяжести, действующая на тело, тоже  прямо пропорциональна массе тела, но коэффициент  пропорциональности другой: на Луне g= 1,6 Н/кг

Подбирают инструменты для проведения эксперимента.

Выполнение работы в группах

Один ученик от группы озвучивает результаты работы

Формулируют выводы вместе с учителем

Записывают формулу зависимости силы тяжести от массы тела

Вычисляют коэффициент пропорциональности.

3. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 7мин

- вычисляет силу тяжести и массу тела по формуле;

- умеет описывать и объяснять физические явления на основе  силы тяжести;

Первой группе предлагается определить силу тяжести, действующую на каждого ученика на Земле и силу тяжести, которая действовала бы на них, окажись они на Луне.

Второй группе предлагается определить массу портфеля, используя измерительный модуль силы

Учащиеся определяют с помощью весов свою массу и находят силу тяжести.

Учащиеся определяют с помощью измерительного модуля силу и находят массу портфеля.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-3 мин

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

Итак, подведем итог нашего исследования.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

Фронтально

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют  собственные затруднения.

5.Вариативное домашнее задание.-2мин

&25, вопр. 1-5, &28 упр. 10(1).

Оптимизировать массу портфеля (способы).

Найти силу тяжести на ближайших к Земле  планетах.

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

Конспект урока "Вес тела. Сила тяжести"

Тема: «Сила тяжести. Вес тела»Тип урока: урок-обобщениеФорма урока: урок-соревнование.Цели урока:1.    Повторить, углубить и обобщить приобретённые знания по темам: «Сила тяжести», «Вес...

Конспект урока по теме"Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Конспект и презентация к уроку по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"...

Конспект урока в 7 классе "Явление тяготения.Сила тяжести"

Цель урока: явление тяготения, сила тяжести,установить зависимость силы тяжести от массы тела;научить решать задачи по формулам Fт = mg и m = F/gграфически изображать зависимость одной величины от дру...

Конспект урока. Сила тяжести. Закон Всемирного тяготения.

Цель: ввести силу, как меру взаимодействия тел.Задачи: ввести формулу нахождения силы тяжести; учить решать задачи на нахождение силы тяжести; продолжать работу с кратными и дольными единицами; соверш...

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...