урок по физике "Внутренняя энергия"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

тема: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии » Цель урока: Обобщение, закрепление и коррекция ранее полученных знаний о понятии «внутренняя энергия». Расширение и систематизация знаний, их практическая направленность. Задачи урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Формирование знаний об основных положениях МКТ, обобщение широкого круга физических явлений на основе данной теории. Систематизация понятий, их мировоззренческой интерпретации в современной научной картине мира. РАЗВИВАЮЩАЯ формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, дополнительной литературой. Развивать познавательный интерес к физике и технике, творческих способностей. Формирование осознанных мотивов учения. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ Воспитание аккуратности, навыков письменной и устной речи. Воспитание способности следовать нормам поведения. Основные ЗУН: тепловое движение частиц, основные положения МКТ, температура как мера средней кинетической энергии, изопроцессы, идеальный газ. Основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнение внутренней энергии газа. Умения устанавливать связь между средней кинетической энергией и температурой, рассчитывать значение внутренней энергии. Тип урока: комбинированный по схеме «ВОР» ( Вызов Осмысление Рефлексия). Прием- ФИШБОУН.(рыба)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fizike_10_klass_vnutrennyaya_energiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

урок по физике  10 класс №35

тема: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии »

Цель урока:

 Обобщение, закрепление и коррекция ранее полученных знаний о понятии «внутренняя энергия». Расширение и систематизация знаний, их практическая направленность.

Задачи урока: 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   Формирование знаний об основных положениях МКТ, обобщение широкого круга физических явлений на основе данной теории. Систематизация понятий, их мировоззренческой интерпретации в современной научной картине мира.

РАЗВИВАЮЩАЯ  формирование умений  самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, дополнительной литературой. Развивать познавательный интерес к физике и технике, творческих способностей. Формирование осознанных мотивов учения.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ  Воспитание аккуратности, навыков письменной и устной речи. Воспитание способности следовать нормам поведения.

Основные ЗУН:

тепловое движение частиц, основные положения МКТ, температура как мера средней кинетической энергии, изопроцессы, идеальный газ.   Основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнение внутренней энергии газа.  Умения устанавливать

связь между средней кинетической энергией и температурой, рассчитывать значение внутренней энергии.

Тип урока:   комбинированный по схеме «ВОР» ( Вызов Осмысление Рефлексия). Прием- ФИШБОУН.(рыба)

Методическая цель:

Показать практическую значимость технологии критического мышления для преподавания физики.

Задачи:

  1. Показать основные этапы и элементы (приемы) технологии.
  2. Иллюстрация психолого-педагогических условий и целесообразности проведения урока по технологии критического мышления.

Некоторые вопросы теории технологии критического    мышления.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, ,а, с другой стороны, доступным и интересным. Для меня встал вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания при двух часах преподавания физики. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах устно- практического характера, где приходится часто работать с «сухими» текстами, очень актуальна технология критического мышления, что позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Технология критического мышления известна в России с 1997г. Её авторы- американские педагоги. С точки зрения психологии, критическое мышление- это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д.Браус, Д.Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий которые увеличивают получение желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. В педагогике- это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. Исходя из этого, критическое мышление может развивать следующие качества ученика:

1.готовность к планированию (упорядоченность мыслей- признак уверенности в знаниях);

 2. гибкость (восприятие идей других);

 3. настойчивость ( достижение цели);

 4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

 5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

 6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

  1. ВЫЗОВ- пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
  2. ОСМЫСЛЕНИЕ содержания- получение новой информации.
  3. РЕФЛЕКСИЯ – осмысление, рождение нового знания.

Приёмы технологии критического мышления:

  • КЛАСТЕР (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
  • СИНКВЕЙН (пятистишье)- это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический приём на этапе рефлексии.
  • ФИШБОУН (рыбный скелет): голова- вопрос темы, верхние косточки- основные понятия темы, нижние косточки- суть понятий, хвост- ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
  • ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения.                                                                                                                    

  «V» - уже знал, «+»-новое, «-« -думал иначе, «?» -не понял, есть вопросы.

Анализ сформированности ОУУНов показал, что особые трудности у учащихся вызвали задания на формулировку вопросов на размышление и структурирование материала в таблицу, осмысление целостности и связанности материала. Поэтому выбор мною технологии критического мышления не случаен. Приемы и стратегии данной технологии помогают ликвидировать подобные «пробелы» в обучении. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, текстом. Важно, что в основе данной технологии лежит простая базовая трёхфазная модель (ВОР), что эффективностью процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки  уже знакомых традиционных форм урока. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные и верные приемы и методы  для своего предмета. Важно понимать , что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого.

                                     Этапы урока

  1. Оргмомент. Постановка целей.

  1. Вызов.  

 

Граф Румфорд (англ.физик Томпсон) так объяснил свой интерес к науке о теплоте : «Обедая, я часто замечал, что ….яблочные пироги…оставались горячими удивительно долго. Сильно пораженный….я всегда пытался, но все напрасно, найти хоть какое-нибудь объяснение удивительному явлению».

Вопрос: 1. К какому явлению относится данная ситуация? 

  1. Какие понятия характеризуют тепловые явления? (8 класс)

  1. Осмысление.    

Построение «рыбы», работа с учебником пар.54 :  понятие внутренней энергии, положения о строении вещества, понятие идеального газа, различия в  строении и виды веществ, количество теплоты, способы изменения внутренней энергии (работа по рисункам №195), теплообмен, тепловое равновесие.

     4. Вывод формулы расчета внутренней энергии.

5..Рефлексия.                          

Выполнение задания на рефлексию с использованием подборки пословиц народов мира.

ЗАДАНИЕ:

  1. Выбрать номера пословиц, отражающие основные положения о строении веществ.
  2. Выбрать номера пословиц, отражающие способы изменения внутренней энергии.

  1. Ответ на вопрос начала урока  (вопрос графа Румфорда)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

  1. При нагревании аргона, количество вещества которого 2 моля, внутренняя энергия увеличилась на 250Дж. Каково изменение температуры аргона?
  2. На сколько изменится внутренняя энергия одного моля одноатомного газа при его нагревании на 100К ?

6.  Домашнее задание  пар.54  «А» задача 1,2   «Б» № 621, 624    

7.  Итоговый тест-контроль.

8.  Итог урока.

         Рабочий лист ученика. Пар.54 «Внутренняя энергия»

  1. ответь на вопрос :
  • Какое явление характеризует данная ситуация?
  • Какие понятия характеризуют данное явление?

  1. Работа с текстом учебника, составление ФИШБОУН. Пар.54

( ТЕРМИНЫ: Три положения о строении вещества, виды вещества, идеальный газ, Теплообмен, количество теплоты, способы изменения внутренней энергии)

  1. Изучив тексты пословиц и поговорок, выполни  задание:

  • Выбери № пословиц, отражающие основные положения о строении веществ.
  • Выбери № пословиц, отражающие способы изменения внутренней энергии.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

  1. Как с гуся вода.
  2. Вода с водой – не гора с горой : сливаются.
  3. Возле огня ляжешь – обожжёшься.
  4. Масло с водой не смешаешь.
  5. Береги нос в большой мороз.
  6. Нарезанный лук сильнее пахнет.
  7. Тухлое яйцо всю кашу портит.
  8. На мешке с солью и верёвка солёная.
  9. Золотые цветы не пахнут.
  10. Овощной лавке и вывеска не нужна.
  11. Чем огонь просить, лучше его высечь.
  12. Работающей мельнице некогда мерзнуть.
  13. Где солнце пригреет, там и вода примлеет.
  14. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

  1. Помоги графу Румфорду ответить на вопрос:

Почему яблочный пирог долго не остывает?

  1. Решение задач.

  • При нагревании аргона, количество вещества которого 2 моля, внутренняя энергия увеличилась на 250Дж. Каково изменение температуры аргона?
  • На сколько изменится внутренняя энергия одного моля одноатомного газа при его нагревании на 100К ?

  1. Итоговый тест – контроль

1.  Расставьте эти утверждения в порядке описания строения вещества.

А. Молекулы вещества взаимодействуют друг с другом.

Б. Вещества состоят из молекул.

В. Молекулы всех тел движутся непрерывно.

2.  Расположите частицы в порядке сложности их строения.

А. Молекула   Б. Электрон    В. Атом.

3.  Явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества.

А. Конвекция,    Б.  Деформация.     В. Диффузия.

4.  Какие вещества не сохраняют ни формы, ни объема.

А.  Кристаллические.  Б.  Газы.   В.Жидкости.

5.  Газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало…

А. Реальный.   Б. Абсолютный.   В.Свободный.

6.  Как называются явления, обусловленные изменением температуры тела?

А.Тепловые    Б.Электрические.   В.Магнитные.

7.  Значение температуры по шкале Кельвина определяется:

А.T=t- 273     Б.T=273t       В.T=t+273

8.  Состояние теплового равновесия тел характеризует..

А.Давление.      Б.Объем.       В.Температура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку по теме "Энергия"

Задания для самостоятельного изучения темы "Энергия". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Физика. 7 класс. - М.: Дрофа, 2009....

Урок по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"

Методическая разработка  урока по физике  в 8 классе  по теме "Энергия топлива". Данный урок сопровождается компьютерной презентацией...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Энергия пищи".

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы. /ГипократНе ешь много, не ешь мало. Ешь умеренно. /АристотельУченые говорят, что наш вес (масса тела) зависит не только ...

8 класс урок по теме "Энергия топлива"

Урок физики 8 класс "Энергия топлива"...

План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»

Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных  навыков работы с информацией, формирование навы...

Урок-игра "Лабиринт энергии"

Данную игру можно провести как на уроке ( в качестве обобщения темы "Энергия. Преобразования энергии") в 8-9 классе, так и после уроков ( в рамках предметной недели)...

Интегрированный урок по теме «Энергия» 11 класс.

Урок  решает  ряд  задач  по  социализации  школьников,  так  как  предполагает  формирование  системы  знаний  и  умений,  р...