Элективный курс «Фундаментальные основы физики в задачах и экспериментах»
элективный курс по физике (11 класс) на тему

Алыкова Людмила Вадимовна
Цель данного элективного курса – подготовить учащихся, расширенно изучающих данный предмет, к сдаче ЕГЭ по физике. Основные задачи курса: -подготовить учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при изучении физики на расширенном уровне (3 часа в неделю- 11А, 2 часа в неделю -11Б) -развить интерес к физике и решению физических задач; -совершенствовать полученные в основном курсе знания и умения; -формировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, с опорой на экспериментальные исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_11_klass_3.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г.о. Коломна

Рассмотрено                                                                                         Согласовано                                                            Утверждаю

на заседании лицейской кафедры                                                Заместитель директора по УВР                             Директор

естественнонаучных дисциплин  МБОУ лицей № 4                  МБОУ лицей № 4

__________В.В. Плисова                                                                  __________Ю.В. Нечаева                                      _________Т.В. Никищенко        

Протокол № 01 от                                                                             «____» сентября 2014 г.                                        Приказ №                     от

«_____» сентября 2014 г.                                                                                                                                                     «___» сентября 2014  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                                                                             ПО ФИЗИКЕ

                                                                           ДЛЯ 11 КЛАССА

              «Фундаментальные основы физики в задачах и экспериментах»

                                                                                                                 Разработана  Алыковой Л.В.

                                                                                                             учителем физики  МБОУ лицей № 4

                                                                            г.о. Коломна

2014 г.

Рабочая программа элективного курса «Фундаментальные основы физики в задачах и экспериментах»

11 класс

Данный элективный курс рассчитан на 8 часов  в течение  одной четверти  2014-2015 учебного года .

Цель данного элективного курса – подготовить учащихся, расширенно изучающих данный предмет, к  сдаче ЕГЭ по физике.

Основные задачи  курса:

-подготовить учащихся  к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при изучении физики на расширенном  уровне (3 часа в неделю- 11А, 2 часа в неделю -11Б)

-развить  интерес к физике и решению физических задач;

 -совершенствовать полученные в основном курсе знания и умения;

-формировать  представления о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, с опорой на экспериментальные исследования.

        Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Вид  элективного курса – репетиционный. Курс опирается на знания, полученные при изучении углубленного курса физики.

Основное средство и цель его освоения - решение задач и поставленные по некоторым задачам эксперименты.  На каждом занятии отводится время  на лекционную часть. Она  предназначена для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объѐме математических выкладок. Теоретический материал обобщается в виде таблиц, форму которых предлагает учитель, а заполняется  учениками самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой учеников.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях , а также в изменѐнных и новых. При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы , физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической  поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия.

Программа рассчитана на 8 часов и используется  в классах с расширенным уровнем изучения физики.

Распределение часов для изучения различных разделов программы не является жѐстко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

Ожидаемые результаты:

 В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, решать по определенному плану , последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач различной сложности, моделировать физические явления. Ученик должен уметь осуществлять самоконтроль и самооценку в ходе деятельности по решению задач .

Содержание программы

1. Механика -2 ч.

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения

движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости,

трения, гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в

механике. Уравнение Бернулли- приложение закона сохранения энергии в

гидро- и аэродинамике.

2. Молекулярная физика и термодинамика – 2 ч.

Статистический и динамический подход к изучению тепловых процессов.

Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа. Следствие основного уравнения

МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах,

не являющихся изопроцессами.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики. Применение закона для различных

процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения

агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики. Расчѐт К.П.Д. тепловых двигателей,

круговых процессов и цикла Карно.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение.

Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.

3. Электродинамика-1 ч.

Электростатика. Напряжѐнность и потенциал электростатического поля

точечного и распределѐнных зарядов. Графики напряжѐнности и

потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия

взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и

последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов.

Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи.

Расчѐт сопротивления электрических цепей. Правило Кирхгофа. Шунты и

добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного

тока.

Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера

и Лоренца. Суперпозиция электрических и магнитных полей.

Электромагнитная индукция. Применение закона электромагнитной

индукции в задачах о движении металлических перемычек. Самоиндукция.

Энергия магнитного поля.

4. Колебания и волны - 1 ч.

Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные

системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения

энергии. Резонанс.

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур.

Превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия

электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток. Резонанс напряжений и потоков в цепях переменного

тока. Векторные диаграммы.

Механические и электромагнитные волны. Эффект Доплера.

5. Оптика-1 ч.

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света.

Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких

линзах и сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света

через призму.

Волновая оптика. Интерференция света. Условия интерференционного

максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка.

Дисперсия света.

6. Квантовая физика - 1ч.

Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчѐта линейчатых спектров излучения

и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де Бройля для

классической и релятивистской частиц.

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов

сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о

ядерных превращениях.

                                              Тематический учебный план

                            11 класс (8ч., 1 ч.  в неделю, в течение  одной  учебной  четверти)

№п/п

Наименование

разделов

Всего часов

В том числе

Лекции

Практическое занятие

11 класс

I

Механика

2

-

2

II

Молекулярная физика и термодинамика

2

-

2

III

Электродинамика

1

-

1

IV

 Колебания и волны

1

-

1

V

Оптика

1

-

1

VI

Квантовая физика

1

-

1

ИТОГО

8

0

8

   

Тематическое планирование  элективного курса

Разделы курса

Количество часов

Вид занятия

Дата

Механика( 2 часа)

Кинематика точки. Кинематика твердого тела. Динамика. Законы механики Ньютона. Силы в механике

1

Практическое занятие

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.

Закон сохранения энергии. Статика

Равновесие абсолютно твердых тел

1

Практическое занятие

Молекулярная физика. Тепловые явления ( 2 часа)

Основы молекулярно-кинетической теории

Температура. Энергия теплового движения молекул

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

1

Практическое занятие

Основы термодинамики

1

Практическое занятие

Основы электродинамики (1 час)

Электростатика. Конденсаторы. Законы постоянного тока .Электрический ток в разных средах. Магнитное поле. Электромагнитная индукция

1

Практическое занятие

Колебания и волны (1 час)

Механические колебания  и волны. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны

1

Практическое занятие

Оптика ( 1 час)

Геометрическая оптика. Волновая оптика

1

Практическое занятие

Квантовая физика (1 час)

Световые кванты. Атомная физика

Физика атомного ядра

1

Практическое занятие

Литература для учащихся

1.        Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.

2.        Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

3.        Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.

4.        Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.

5.        Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

6.        Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

7.        Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

8.        Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.

9.        Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

10.        Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.

11.        Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.

12.        Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.

13.        Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.

14.        Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.

15.        Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

 Литература для учителя

1.        Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

2.        Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.

3.        Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

4.        Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.

5.        Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.

6.        Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

7.        Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.

8.        Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ 7 класс (1 ч в неделю)

Программа элективного курса Физика в задачах и экспериментах 7 класс (1 ч в неделю)...

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Программа элективного курса « Фундаментальные эксперименты в физической науке»

Программа элективного курса « Фундаментальные эксперименты в физической науке»    Программа данного элективного курса создана на основе одноимённой программа авторского коллектива ...

Рабочая программа по элективному курсу "Фундаментальные эксперименты в области физики"

Рабочая программа по элективному курсу "Фундаментальные эксперименты в области физики" + тематический план...

Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах"

Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах" рассчитан на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, н...

Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...