Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах"
элективный курс по физике (7 класс) на тему

Гавронова Ольга Ивановна

Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах" рассчитан на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                                                                       Директор школы:                Н.Л.Минченкова

Протокол №___                                                                                                                          Приказ №___от «____» августа 2016г.

от «____»________2016 г.                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  физике

по элективному курсу «Физика в задачах и экспериментах»

7класс

17 часов ( 1 час в первом полугодии)

Учитель: Гавронова Ольга Ивановна,

                                                                                                                       высшая  категория

д. Городище

2016-2017 учебный год

Аннотация

 к рабочей программе по физике в 7 классе

Рабочая программа по элективному курсу «Физика в задачах и экспериментах»

в 7 классе составлена в соответствии с требованиями:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
  • ФГОС второго поколения;
  • Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 класс. Естествознание, М.: «Просвещение», 2010 .-79с.);
  •  авторской программы  (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.)/;
  • ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа».

        

Программа включает в себя:

  • пояснительную записку;
  • общую характеристику учебного предмета,
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
  • содержание учебного предмета,
  • календарно-тематическое планирование;
  • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
  • приложение: контрольно-измерительные материалы для текущей, промежуточной аттестации ( тесты).

             

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Физика в задачах и экспериментах»

в 7 классе составлена в соответствии с требованиями:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273 – ФЗ;
  • ФГОС второго поколения;
  • Примерной программы (Примерные программы  по учебным предметам. Физика 7 класс. Естествознание, М.: «Просвещение», 2010 .-79с.);
  •  авторской программы   (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.)/;
  • ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа».

                                           

Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 17 часов для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по  физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.

Общая характеристика элективного курса. Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их проведения, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием различного простого оборудования. В учебно-методическом приложении подобраны качественные и расчетные задачи повышенной сложности по основным темам традиционного курса физики для 7 класса .Проведение данного курса позволяет учителю с помощью проводимых исследовательских работ расширить "круг общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, повысить интерес к изучению предмета.

При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Цели элективного курса:

  • раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;
  • осознание и понимание физических явлений и законов;
  • получение навыков по решению задач повышенной трудности;
  • формирование у школьников умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений.

Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета

        Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

      Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

• в понимании сложности и притиворечивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1.  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2.  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3.   формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4.   приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5.   развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6.   освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7.  формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание курса (17часов)

Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.       

Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физика и техника.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра.

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины.  Методы измерения силы. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Поурочное планирование курса «Физика в задачах и экспериментах»

№ урока

Тема

Основные виды деятельности

Количество уроков

Дата

Коррект.

1

Цели и задачи элективного курса физики

Постановка темы и задач элективного курса «Познай физику в задачах и экспериментах». Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин.

Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.

1

3

Определение цены деления приборов.

Определение цены деления приборов и измерение физических величин.

1

4

Экспериментальная работа № 1. "Измерение длины проволоки"

Экспериментальная работа № 1.  Измерение длины проволоки.

1

5

Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы"

Экспериментальная работа № 2.  Определение массы пластины на весах.  Нахождение объема пластины.

1

6

Строение вещества. Диффузия.

Решение качественных задач

Решение качественных задач (1–11)

1

7

Решение задач на механическое движение

Решение задач на механическое движение (17–20)

1

8

Решение задач на среднюю скорость

Решение задач на среднюю скорость (12–16)

1

9

Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего объема пузырька  из-под духов"

Экспериментальная работа № 3. Взвешивание физического тела на весах.  Нахождение объема стекла.

1

10

Решение задач на плотность

Решение задач на плотность (21–25)

1

11

Решение задач на плотность

Решение задач на плотность (26–29)

12

Экспериментальная работа № 4 "Определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия"

Экспериментальная работа № 4. Определение массы предмета с помощью рычажных весов. Определение объема тела с помощью мензурки.

1

13

Решение задач на массу и плотность

Решение задач на массу и плотность (30–33)

1

14

Решение тестовых задач

1

15

Решение задач на силу

Решение задач на силу (34–40)

1

16

Проект

Выпуск физической газеты

1

17

Проект

Физический урок

1

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

1.Тихомирова С.А.Дидактические материалы по физике: 7-11 кл. - М.: Школьная Пресса, 2003.-112с.

2. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 7 класс. М.: Школьная Пресса, 2004. - 80 с.

3. Необходимое оборудование для проведения лабораторных работ и демонстрационного эксперимента.

4. Таблицы по физике  для 7 класса

Компьютер, интерактивная доска.

Приложение.

Учебно-методическое сопровождение курса

Инструкции к проведению экспериментальных работ

Работа № 1

Измерение длины проволоки

1-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать, весы, гири, карандаш, линейка, образец проволоки 15-20 см.

Указания по выполнению работы:

1. Определите массу мотка на рычажных весах.

2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной части.

3. Определить диаметр проволоки ,

где l – длина намотанной части, N – количество витков.

2-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, весы, гири, образец проволоки,

полоска миллиметровой бумаги, карандаш.

Указания по выполнению работы:

Работа выполняется как в 1 способе, длина намотанной части определяется с помощью полоски миллиметровой бумаги.

Работа № 2

Определение толщины алюминиевой пластины

прямоугольной формы

Приборы и материалы: весы, гири, линейка, алюминиевая пластина с известной плотностью.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу пластины на весах

2. Найти объем пластины

3. Измерить ширину, длину пластины и вычислить ее площадь

4. Определить толщину пластины

Работа № 3

Определение внутреннего объема флакона из-под духов

Приборы и материалы: флакон из-под духов с пробкой, весы, гири, мензурка.

1-й способ

Указания по выполнению работы:

1. Взвесить на весах флакон.

2. Найти объем стекла (плотность стекла известна)

3. Опустить в мензурку закрытый флакон и определить объем вытесненной воды, который равен внешнему объему флакона

4. Определить внутренний объем флакона

2-й способ

Указания по выполнению работы:

1. Определить объем закрытого флакона с помощью мензурки V внеш

2. Открытый флакон погрузить в мензурку, после полного заполнения водой определить объем стекла V ст 

3. Определить внутренний объем флакона

Работа № 4

Определение пустого пространства теннисного шарика,

заполненного кусочками алюминия

Приборы и материалы:

теннисный шарик, наполненный кусочками алюминия и герметически закрытый, весы, гири, мензурка.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу шарика с помощью рычажных весов.

2. Определить объем шарика с помощью мензурки.

3. Определить объем алюминия (пренебрегая массой шарика)

4. Найти объем пустого пространства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ 7 класс (1 ч в неделю)

Программа элективного курса Физика в задачах и экспериментах 7 класс (1 ч в неделю)...

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Элективный курс «Фундаментальные основы физики в задачах и экспериментах»

Цель данного элективного курса – подготовить учащихся, расширенно изучающих данный предмет, к сдаче ЕГЭ по физике. Основные задачи курса: -подготовить учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме...

"Физика в задачах и экспериментах"

Элективный курс  "Физика в задачах и экспериментах" может быть использован для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике. Курс совместим с прохождением программы 9 класс. В нем учитываются все ла...

Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...

Рабочая программа по учебному курсу "Физика в задачах и экспериментах", 7 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированная на учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс и В.И. Лукашик. С...

Рабочая программа дополнительного образования "Физика в задачах и экспериментах"

Программа расчитана на 70 часов для 7 класса (первый год обучения) с использованием оборудования центра "Точка роста"...