Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике.
материал по физике (7 класс) на тему

Демина Марина Юрьевна

Часто причиной возникновения конфликтной ситуации между учеником и учителем  является несогласие с выставленной оценкой за ту или иную работу. Чтобы избежать излишних объяснений по этому вопросу, надо, чтобы обе стороны четко представляли себе что и как оценивается. Для этого представляем здесь нормы оценок за разные виды деятельности ученика на уроках физики. 

Так же здесь приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике.

Одной из наиболее частых причин возникновения конфликтной ситуации между учеником и учителем, является несогласие с выставленной оценкой за ту или иную работу. Чтобы избежать излишних объяснений по этому вопросу, надо, чтобы обе стороны четко представляли себе что и как оценивается. Для этого представляем здесь нормы оценок за разные  виды деятельности ученика на уроках физики

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.
  • Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
  • Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.
  • При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.
  • Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.
  • Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.
  • Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  • Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.
  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

  • Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  • Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные важные положения, в этом тексте.
  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.
  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка лабораторных работ по физике

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил всю работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
  • соблюдал требования безопасности труда;
  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
  • правильно выполнил анализ погрешностей (9 – 11 классы).

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.

Инструкция по проверке задания по решению задач.

Решение каждой задачи оценивается в баллах (см. таблицу), причем за определенные погрешности количество баллов снижается.

Качество решения

Начисляемые баллы

Правильное решение задачи:

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

10

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

8

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

5-7

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

до 5

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

до 3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

0

Оценка практических работ

Оценка 5 ставится,

  • если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  • самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;
  • все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
  • соблюдает требования правил техники безопасности;
  • правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
  • правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится,

если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится,

 если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод;

или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится,

если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится,

если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1.  Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

2.  Неумение выделить в ответе главное.

3.  Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4.  Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5.  Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

6.  Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7.  Неумение определить показание измерительного прибора.

8.  Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

1.  Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

2.  Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.  Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.  Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1.  Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

2.  Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3.  Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4.  Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.  Орфографические и пунктуационные ошибки.

Обобщенные планы основных элементов физических знаний

Физическое явление

1.  Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)

2.  Условия, при которых протекает явление.

3.  Связь данного явления с другими.

4.  Объяснение явления на основе научной теории.

5.  Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физический опыт

1.  Цель опыта

2.  Схема опыта

3.  Условия, при которых осуществляется опыт.

4.  Ход опыта.

5.  Результат опыта (его интерпретация)

Физическая величина

1.  Название величины и ее условное обозначение.

2.  Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)

3.  Определение.

4.  Формула, связывающая данную физическую величину с другими.

5.  Единицы измерения

6.  Способы измерения величины.

Физический закон

1.  Словесная формулировка закона.

2.  Математическое выражение закона.

3.  Опыты, подтверждающие справедливость закона.

4.  Примеры применения закона на практике.

5.  Условия применимости закона.

Физическая теория

1.  Опытное обоснование теории.

2.  Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.

3.  Основные следствия теории.

4.  Практическое применение теории.

5.  Границы применимости теории.

Прибор, механизм, машина

1.  Назначение устройства.

2.  Схема устройства.

3.  Принцип действия устройства.

4.  Правила пользования и применение устройства.

Физические измерения

1.  Определение цены деления и предела измерения прибора.

2.  Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

3.  Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

4.  Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.

5.  Определять относительную погрешность измерений.

Литература:

1.  Саенко П. Г. Физика 9. – М.: Просвещение, 1992г.

2.  Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7-11 классы. Под ред. Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 1996г.

3.  Зинковский В. И., Демидова М. Ю. Региональный экзамен по физике. Анализ результатов. Газета «Физика» № 40, 1999г.

4.  Зинковский В. И. Рекомендации по контролю знаний. Газета «Физика» № 40, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы оценки знаний и умений учащихся при изучении темы "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ"

Методические материалы по теме "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ" - 11 класс...

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии.

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии....

Критерии и норма оценки знаний и умений обучающихся.

Критерии и норма оценки знаний и умений обучающихся....

Нормы оценок знаний и умений обучающихся по предмету "Технология"

Система контролирующих материалов: нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу, проверка и оценка практической работы обучающихся, оценивание теста, критерии оценки ...

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии....

Критерии и нормы оценивания знаний и умений учащихся по иностранному языку в зависимости от вида речевой деятельности

Какие реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге. На современном этапе работы школы учитель поставлен перед необходимостью решать целый комплекс задач, среди котор...

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии...


 

Комментарии

Кузнецов Олег Юрьевич

Марина Юрьевна, меня очень заинтересовал этот материал. Весьма содержательно. Вопрос - это ваше видение, выводы из вашей практической деятельности или обзор теоретических исследований других учителей? И каков взгляд на эту тему, принятый в педагогическом сообществе?