Формы и методы оценки знаний и умений учащихся при изучении темы "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Фоломеева Наталья Юрьевна

Методические материалы по теме "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ" - 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы оценки знаний и умений учащихся при изучении

темы «Квантовая физика. Атом».

Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту, т.к. обществу, живущему в век НТР, в большей степени, чем раньше нужны специалисты высокой квалификации именно в области точных наук. Поэтому наша задача – дать учащимся глубокие знания по физике, воспитать творческого человека, который способен самостоятельно изучать предмет. Сегодня перед  учителем физики очень остро стоит рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал объёмный, а количество часов, данных на его изучение, небольшое. Поэтому учителю необходимо постоянно применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше учащихся и при этом выявить качество усвоения материала. А ещё ему надо стремиться к тому, чтобы уроки проверки знаний были разнообразными и не вызывали паники у школьников. Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний и умений учащихся. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторения, закрепления и систематизации; памяти, мышления, речи учащихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать обучение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учёбу, справедливая критика вызывает желание подтянуться. Известно, что чем разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее закрепляется изученный материал и дольше сохраняется в памяти, чрезвычайно эффективны наглядно – образные компоненты контроля, методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне, по 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. Работая по учебникам Г.В. Мякишева,  я использую программу авторов В.С. Данюшенкова, О.В. Коршунова, в которой на изучение «Квантовой физики» (световые кванты, атомная физика, физика атомного ядра) отводится 13 часов. Любая учебная работа-это серьёзный и тяжёлый труд, который плодотворен, если школьник умеет трудиться. Разнообразные формы контроля знаний и умений учащихся - устные и письменные позволяют при небольшом количестве часов отведённых на изучение темы проконтролировать конечный результат работы и усвоение материала. В своей работе для текущего и итогового контроля я использую устные и письменные формы контроля. Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено её главным достоинством  по сравнению с другими формами - непосредственным  контактом  между  учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию и т. п. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с:

1)отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством;

2)зависимость оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости;

3)потерей внимания всего класса к ответу одного ученика.

Поэтому при подготовке к устной проверке надо тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся. Устная форма может быть использована для проверки усвоения учебного материала на всех уровнях. Нельзя забывать, что функции проверки (контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая) будут выполняться лишь в  том случае, если школьники убеждены в необходимости, целесообразности и объективности проверки, в справедливости и доброжелательности учителя. На уроках физики устная проверка знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Фронтальную, устную проверку я использую для выяснения готовности класса к изучению материала, для определения сформированности понятий, для проверки учебного материала, только что разобранного на уроке. Цель, которую я ставлю при организации фронтальной проверки, определяет её место на уроке, а объём, глубина и полнота проверяемого материала – время, отводимое на проверку. В процессе фронтальной проверки можно проверить знания формулировок законов, их математического выражения, характера связи между величинами, единиц физических величин, их определения, узловых вопросов темы; выяснить понимание сущности рассматриваемых явлений.  Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учёта. Ёе содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развёрнутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента.

Вопросы для устного контроля:

Тема «Световые кванты»

1.В чем сущность гипотезы Планка?

2.Чему равна постоянная Планка?

3.Что называют фотоэлектрическим эффектом?

4.Сформулируйте законы внешнего фотоэффекта.

5. В чем сущность гипотезы Эйнштейна в теории фотоэффекта? На что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте?

6.Напишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

7.Какое напряжение называют задерживающим?

8.Что такое фотон?

9.Чему равна энергия фотона?

10.Обладает ли фотон массой?

11.Что понимают под словами «корпускулярно-волновой дуализм»?

12.В каких явлениях проявляются волновые свойства света?

13.В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства свете?

14. По какой формуле определяется импульс фотона?

15.Вчем состоит гипотеза де Бройля?

16.Что называю красной границей фотоэффекта?

17.Кто и как впервые на опыте обнаружил и измерил давление света?

18.Как объясняется давление света с точки зрения квантовой природы света?

19.В чем основная трудность экспериментального определения давления света?

20.Какой  процесс называется фотосинтезом и при каких условиях он возникает?

Тема «Строение атома»

1. Опишите модель атома Томсона. Почему эта модель атома не состоятельная?

2. Нарисуйте и опишите схему установки Резерфорда для опытов по рассеянию альфа частиц.

3. Почему планетарная модель атома не согласуется с законами классической физики?

4. Какова сущность постулатов Бора? В чем заключалось противоречие постулатов Бора с классической механикой и электродинамикой?

5. Каков механизм излучения и поглощения электромагнитных  волн атомами?

6. В чем состоят трудности теории Бора?

7. какое излучение называют индуцированным?

8. Чем отличается вынужденное излучение от спонтанного?

9. Расскажите о принципе действия рубинового лазера.

Тема «Ядерная физика. Элементарные частицы»

1. Какие существуют  экспериментальные методы изучения заряженных частиц?

2. Расскажите об истории открытия естественной  радиоактивности.

3. Что такое радиоактивность?

4. Какое явление называют искусственной радиоактивностью?

5. Охарактеризуйте ионизирующие излучения возникающие при радиоактивном распаде.

6. Запишите основной закон радиоактивного распада. Что называется периодом полураспада?

7. Почему при радиоактивном распаде можно говорить только о среднем времени жизни ядер?

8. Что такое изотопы? Назовите изотопы урана, водорода.

9. Каков символ ядра? Что показывает массовое и зарядное число?

10.Напишите схему альфа и бета распадов. Сформулируйте правило смещения Содди для альфа и бета распадов.

11. Из каких частиц состоит атомное ядро?

12. Каковы основные свойства ядерных сил?

13. Что такое нуклон? Что называется энергией связи в ядре?

14. Что называется дефектом масс ядра?

15. Что такое цепная ядерная реакция?

16. Что называют коэффициентом размножения нейтронов?

17. Нарисуйте схему ядерного реактора.

18. Какова сущность термоядерной реакции?

19. Что такое элементарные частицs? Каковы их свойства?

20. В чем сущность аннигиляции частиц?

21. В чем состоит действие радиоактивного излучения на живые организмы?

22. Какова единица поглощенной дозы излучения в СИ?

23. Что называется ядерной реакцией?

24 .По какой формуле находится энергический выход ядерной реакции?        

25. Опишите процесс деления ядер урона.

26. Какие части состоят из кварков

27. Перечислите все стабильные частицы

 

 

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Её специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функции проверки. Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе её осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся в ограниченности её содержания .На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развитию, учащихся; выявить весь объём ошибок допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний , умения и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению устной проверкой , но надо затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли владеть навыками письменной речи.

Письменную проверку знаний учащихся используют в целях диагностики умения применять знания в учебной практике (в основном при решении задач) Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных, и самостоятельных работ. Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к освоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщения изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умения школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: Диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновение пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие - индивидуально, а какие - в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них  будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.

Например:

 По теме <<Световые кванты>>

 

п/п

вопросы

ответы

1

Запишите формулу Планка

 

2

Запишите уравнение фотоэффекта

 

3

Запишите формулу для определения максимальной кинетической энергии электронов

(не второй закон фотоэффекта)

 

4

Запишите формулу  для определения красной границы фотоэффекта

 

5

Запишите формулу Эйнштейна

 

6

Запишите формулу для определения импульсов фотона

 

7

Запишите числовое значение постоянной Планка

 

 

По теме <<Атомная физика>>:

п/п

вопросы

ответы

1

Как определяется энергия изученного фотона?

 

2

Кем была предложена первая модель атома?

 

3

Как называется источник индуцированного

излучения?

 

4

Кем была предложена ядерная модель строения

 атома?

 

5

Кого считают создателем правила квантования?

 

6

Назовите частицу, которая вращается вокруг ядра

В модели Резерфорда

 



По теме «Физика атомного ядра»

№ п/п

вопросы

ответы

1.

По какой формуле определяют массовое число?

2.

В каких единицах измеряется поглощенная доза излучения?

3.

Запишите правило смещения для бета распада.

4.

Запишите формулу для определения дефекта масс.

5.

Запишите закон радиоактивного распада.

6.

По какой формуле находится энергия связи ядра?

7.

Запишите правило смещения для альфа распада.

8.

Запишите формулу дл определения дозы излучения.

9.

Запишите формулу для удельной энергии связи.

 По теме «Элементарные частицы»

№ п/п

вопросы

ответы

1.

Как называются античастицы электрона?

2.

Назовите первый этап в развитие физики элементарных частиц.

3.

Перечислите частицы которые входят в группу адронов.

4.

Как называются частицы участвующие в сильных взаимодействиях?

5.

Назовите второй этап в развитие физики элементарных частиц.

6.

Назовите третий этап развития физики элементарных частиц.

7.

Из каких более фундаментальных частиц построены адроны?

Широкий набор заданий с выбором ответа позволяет в какой-то мере автоматизировать контроль знаний и помочь учащимся при самоконтроле – закрепление их знаний. Гибкая разнообразная структура заданий с выбором ответа открывает возможность осуществить эти процессы своевременно, при живом участие и повышенной активности учащихся. Ниже предложены задания с выбором ответа. На ряду с традиционными тестами, интересны задания озаглавленные «Составьте текст из фразы А,Б,В…». Принцип построения этих заданий заключается в расчленении этого материала на отдельные фрагменты. К каждому из этих фрагментов подбирается один или два фрагмента аналогично текста принципу сходства, несходства или противоположности признаков понятий, соотношений или действий, рассматриваемых в данном фрагменте. Таким образом, параллельно составляются два-три небольших рассказа, в  которых рассматриваются сходные, противоположные или просто чем-то отличающиеся понятия, явления, закономерности. Это тип заданий служит в основном для того, чтобы учащиеся, группируя отдельные понятия фрагменты, учились дифференцировать сходные понятия, выявлять основные зависимости. Эти задания могут быть использованы для текущего  контроля.               По теме «Световые кванты»:

                                                                      1-1

Вы знаете законы фотоэффекта:

  1. Количество электронов, вырываемых светом с поверхности металла за единицу времени, прямо пропорционально поглощаемой за это время энергии световой волны.
  2. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света.
  3. Для каждого металла характерна особая  «длинноволновая» граница фотоэффекта. Если длина волны падающего света больше красной границы, фотоэффекта не наблюдается.
  4. Фотоэффект практически лишен инерционности, т.е. фотоэлектроны вылетают из металла почти одновременно с поглощением света

Какими опытами и рассуждениями, приведенными ниже, можно подтвердить эти законы?

А. Фотоэлементы применяются в телевидении, в звуковом кино, в фотореле , где с их помощью регистрируются кратковременные  изменения освещенности или вспышки света.

 Б.Если в формуле Эйнштейна положить скорость электронов равной нулю , то получим, что критическая частота, ниже которой фотоэффект прекращается, выражается формулой….

В. Если отрицательно заряженную цинковую пластинку облучить светом электрической дуги, падающим один раз перпендикулярно. А другой раз наклонно, то в первом случае пластинка разряжается быстрее.

Г. Если к фотоэлементу приложить наибольшее тормозящее напряжение, можно заставить фотоэлектроны вернуться на катод и тока не будет.

Увеличивается при этом же тормозящем напряжении частоту падающего света, можно снова наблюдать фототок.

       Д.При облучении цинковой пластины светом то лампа накаливания  

       фотоэффект не наблюдаются, при облучении светом электрической

        дуги, фотоэффект на лицо.

                                                       1-2

Электромагнитное излучение обладает двойственными свойствами:

1. Волновые свойства обнаруживаются в явлениях, связанных с

распространением его в пространстве.

2. Корпускулярные – в явлениях, связанных с излучением и поглощением

Какое из этих свойств проявляется (учитывается) в каждом из приведенных

ниже явлений, опытов:

А. Тонкий слой керосина на поверхности воды, освещенный белым цветом,

расцвечен радужными полосами.

Б. Если смотреть на волосок лампы накаливания через частый гребешок,

то слева и справа от волоска наблюдаются полосы радужной окраски.

В. Спектры разрежённых газов имеют линейчатый характер.

Г. На пачках фотобумаги даётся указание: проявлять при красном свете.

Д. Приступая к работе, сварщики надевают защитные очки.

                                                 

                                                1-3  

 Импульс фотона…

  1. прямо пропорционален…
  2. обратно пропорционален…

 А. частоте излучения.              Б. длине волны света.

3. Максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых светом

с поверхности металла,…

 А. Прямо пропорциональна интенсивности света и не зависит от его частоты.  

Б. зависит от частоты света, но не зависит от его интенсивности.

В. Зависит от частоты и интенсивности света.

4.Согласно уравнению Эйнштейна  для фотоэффекта энергия кванта, вызывающего фотоэффект должна быть…

А. больше работы выхода;  Б. равна работе выхода;  В. больше или равна работе выхода;  Г.  равна кинетической энергии вылетающего электрона;     Д. больше или равна кинетической энергии вылетающего электрона

5. При облучении поверхности железной и цинковой пластин света одинаковой чистоты максимальная скорость вылетающих электронов наблюдается у цинка. Сравните значения  работы выхода и минимальной чистоты, соответствующие красной границе железа и цинка

А. минимальная чистота и работа больше у железа                                                                                                                    Б.минимальная чистота и работа больше у цинка.   В.минимальная чистота больше у цинка, а работа у железа.     Г.минимальная частота больше у железа, а работа у цинка.

                                                             1-4

  1. Количество электронов, вырываемых светом с единицы поверхности тел за единицу времени,…

2. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов…

А. прямо пропорциональна (но) интенсивности света

Б. прямо пропорциональна (но) частоте света и не зависит от интенсивности света.

3.Чтобы продемонстрировать наличие красной границы фотоэффекта, на пути лучей

Ставят пластину из…

4. Для изучения спектров в ультрафиолетовой области линзы и призмы спектрогроф изготавливают  из…

А. Стекла.                           Б. Кварца.

                                              По теме “Атомная физика”

                                                                             1-1

Составьте тексты из фраз А,Б,В,Г,Д.

А.1.В модели атома Томпсона…

    2.В модели атома Резерфорда…

Б. 1.Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны  вращаются вокруг него.

 2.положительный заряд  рассредоточен по всему объему атома, а электроны”вкраплены”в эту “положительную”сферу.

В. 1.В невозбужденном атоме электроны обращаются по определенным  орбитам, не   излучая.

     2.В невозбужденном атоме электроны сосредоточены в центральной  части атома, находясь в покое и не излучая.

Г.С помощью этой модели…

   1.был объяснен опыт с рассеянием альфа частиц и установлены размеры ядра.

   2.была объяснена сама возможность излучения света.

Д. 1.однако, она не объясняет спектральные закономерности.

    2.согласно этой модели атом оказался не устойчивым, так как электрон, двигаясь ускоренно, должен непрерывно излучать. пока атом не прекратит свое существование.

                                                                  1-2

Составьте тексты из слов А,Б,В.

А.

 1.альфа излучение –это…

 2.бета излучение-это…

 3.гамма излучение-это…

Б.

1. Электромагнитные волны с длиной волны, меньше рентгеновских.

2. Поток ядер атомов гелия.

3. Поток электронов.

В.  Оно характеризуется …

1.Очень большой проникающей способностью.

2. Большим разбросом скоростей частиц (от очень медленных до близких к скорости света).

2. Тем, что его частицы. захватывая два электрона, становятся нейтральными.

 Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется. Развитию познавательной активности учащихся способствует применение для текущего и итогового контроля кроссвордов. Например:

По теме “Световые кванты”

1

С

т

о

л

е

т

о

в

2

с

В

е

т

3

Е

4

Т

5

О

6

В

7

Ы

8

Е

9

К

10

В

11

А

12

Н

13

Т

14

Ы

1.Русский физик экспериментатор, установивший законы внешнего фотоэффекта (Столетов).

2.Эллектромагнитная волна , оказывающая химическое действие на фотопластинку(Свет).

3.Устройство для замыкания (размыкания) электромагнитной цепи, действие которого основано на явлении фотоэффекта (фотореле)

4.Стеклянна колба, часть внутренней поверхности которой покрыта тонким слоем металла с малой работой выхода (фотоэлемент)

5.Передающая телевизионная трубка .в которой используется внутренний фотоэффект-возрастание электропроводности проводника при освещение (видикон)

6.Русский физик ,впервые изменивший давление света на твердые тела и газы (Лебедев)

7.Одна из основных частей прибора, для определения светового давления ( крылышки)

8.Полученное на фотопластинке под действием света изображение объекта (негатив)

9.Эллектрический ток, возникающий при освещении металлического проводника (фототок)

10.Определенное количество энергии, которое может быть отдано или поглощено микросистемой при отдельном акте изменения ее состояния (квант).

11. Немецкий физик, выдвинувший гипотезу об излучении энергии квантами (Планк)

12. Элементарная частица-квант электромагнитного излучения (фотон)

13.Явление взаимодействия излучения с веществом, в результате которого энергия фотонов передаётся электронам вещества (фотоэффект).

14. Термин, идентичный слову частица (корпускулы).

По теме <<Атомная физика>>

1

Б

А

Л

Ь

М

Е

Р

2

Т

3

О

4

М

5

Н

6

А

7

Я

8

Ф

9

И

10

З

11

И

12

К

13

А

1.Ученый,исследовал серию переходов в первое возбуждённое состояние с верхних уровней (Бальмер)

2. Положительная частица, входящая в состав атомного ядра ( протон).

3. Атомная система, на основании которой Бор построил теорию (водород).

4. Частица, входящая в состав молекулы (атом).

5. Возможные значения энергии электрона в атоме (уровень)

6.Советский физик, указавший на возможность индуцированного излучения (Фабрикант)

7 .Часть атома , в которой сосредоточенно практически вся его масса (Ядро).

8. Немецкий физик, соавтор эксперимента , доказавшего дискретность уровней энергии атома(Франк).

9. Отбор значения физической величины , характеризующий микрообъект в соответствии с законами квантовой физики (кватование).

10 Создатель планетарной модели атома (Резерфорд).

11. Шведский физик, чьим именем названа универсальная константа, используемая в спектроскопии(Ридберг)

12. Вне системная единица энергии,  используемая в атомной физики (электроновольт)

13.Ученый.Исследовавший серию переходов на третий энергетический уровень с верхни уровней (Пашен)

По теме “Физика атомного ядра”

1

г

р

а

Ф

и

т

2

И

3

З

4

И

5

К

6

А

7

А

8

Т

9

О

10

М

1

Н

12

О

13

Г

14

О

15

Я

16

Д

17

Р

18

А

1.Минерал представляющий собой модификацию углерода и применяемый в ядерных реакторах (граФит)

2.Самопроизвольное превращение изотопов химического элемента в  другие изотопы (радИоактивность)

3.Открытие физиками разновидности химического элемента с  одинаковым числом протонов, но различным числом нейронов в атомных ядрах, широко применяемые сейчас в медицине (иЗотопы)

4.Изотоп водорода(трИтий)

5.Установка, в которой осуществляется управляемая реакция деления атомных ядер (реаКтор)

6.Прибор для измерения активности радиоактивных источников (рАдиометр)

7.Событие распада одного атомного ядра (Акт)

8.Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра (нейТрон)

9.Радиоктивный химический элемент, названный в честь бога грома и плодородия из скандинавской мифологии (тОрий)

10. Реакция слияния легких ядер при очень высокой температуре  (терМоядерная)

11. Общее название атомных ядер, отличающихся числом протонов и нейтронов (нуклиды).

12. Советский физик, под руководством которого проводились работы на термоядерных установках «Токомак» (Арцемович)

13. Химический элемент, ядром которого является альфа частица (гелий).

14. Общее название для протона и нейтрона (нуклон).

15. Центральная часть атома (ядро).

16. Изотоп водорода (дейтерий).

17. Единица активности радиоактивного элемента (кюри).

18. Химический элемент, широко используемый в ядерных реакторах в качестве топлива (уран).

По теме «Элементарные частицы»:

1

Э

л

е

к

т

р

о

н

2

Л

3

Е

4

М

5

Е

6

Н

7

Т

8

А

9

Р

10

Н

11

Ы

12

Е

13

Ч

14

А

15

С

16

Т

17

И

18

Ц

19

Ы

  1. Стабильная элементарная частица – носитель наименьшего отрицательного заряда (электрон).
  2. Антивещество, в первые полученное в нашей стране (антигелий) .
  3. Немецкий физик – экспериментатор, изобретатель для регистрации (счета) заряженных частиц (Гейгер).
  4. Нестабильные элементарные частицы, относящиеся к лептонам (Мюоны).
  5. Электрически нейтральная истинно элементарная частица с весьма малой массой (нейтрино).
  6. Циклический  резонансный  ускоритель  тяжелых  заряженных  частиц  (фазотроН).
  7. Наименьшая  частица  химического  элемента,  которая  является  носителем его  свойств (аТом).
  8. Циклический  ускоритель  электронов (бетаТрон).
  9. Квантовое  число,  характеризующее  адроны  (стРанность).
  10. Город  России, где  находится  международный  центр  по  проведению  ядерных  исследований (ДубНа).
  11. Нестабильные  элементарные  частицы  с  массами,  большими  нуклонной,  и  большим временем  жизни (гиперонЫ).
  12. Материя,  состоящая  из  античастиц (антивЕщество).
  13. Группа  частиц  с  массами,  превышающими  массы  странных  частиц  (оЧарованные)
  14. Английский физик-теоретик, предсказавший  существование  позитрона  (ДирАк).
  15. Отечественный физик, предложивший метод регистрации заряженных частиц с помощью толстослойных фотоэмульсий (МыСовский).
  16. Античастица электрона (позиТрон).\
  17. Элементарные частицы, которым присуще сильное взаимодействие  (барИоны).
  18. Взаимодействие элементарной частицы с ее античастицей, в результате которого они превращаются в кванты поля (аннигиляЦия).
  19. Элементарные частицы, не участвующие  в сильном взаимодействии (лептонЫ)

Традиционно контрольные и самостоятельные работы по физике проводятся с целью определение конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание самостоятельных, проверочных и контрольных работ должны составлять аналитические, графические и экспериментальные задачи. Контрольные работы- обязательная и систематическая форма проверки и учета. Их следует проводить по основным темам школьного курса физики. Самостоятельные работы по решению задач позволяют выявлять умения учащихся поэтапно. Во время самостоятельной работы ребята могу пользоваться учебником , тетрадью, справочной литературой, обращаться за помощью к учителю. Вызывают интерес разноуровневые самостоятельные и контрольные работы предложенные Л.А. Кирик в дидактических материалах для 11 класса и «Задание для самопроверки и контроля с генератором тестов Орлова В.А.».

Используемая литература:

  1. Д.И. Пеннер, Э.Д. Корж. Программированные задания по физике для 10 класса. М., Просвещение, 1897.
  2. Н.А. Янушевская. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 10-11 классы. М., Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
  3. Л.А. Кирик. Самостоятельные и контрольные работы по физике. М., Илекса; Харьков: Гимназия, 2000.
  4.  В.А. Орлов. Физика. Задания для самопроверки и контроля. М., Илекса, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии:Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу;Примерные нормы оценок выполнения учащимися графиче...

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И  УМЕНИЙ  УЧАЩИХСЯ по технологии...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Проведение уроков математики с использованием информационных технологий – это мощный стимул обучения. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных к...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся....

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...