Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии
статья по биологии (9 класс)

Полукарова Екатерина Александровна

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально. Развитие логического, творческого мышления – основная цель уроков! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

 Полукарова Екатерина Александровна,

учитель биологии ГБОУ  СОШ №538

 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально. Развитие логического, творческого мышления – основная цель уроков! Каждый урок должен стать средством активизации мыслительной деятельности, расширить познавательную активность и, в конечном счете, побуждать к самообразованию, так как лишь осмысленная необходимость в самостоятельном получении знаний формирует просвещенность человека. Задача учителя научить не только предмету, но и умению самостоятельным путем логически рассуждать, приходить к правильному ответу. Потому очень важно не сводить учет знаний учащихся к математическому воспроизведению суммы результатов по теме. Необходимо, во-первых, применять разнообразные формы опросов, во-вторых, привлекать учащихся в соавторы разнообразных форм контроля (взаимопроверка, познавательные задачи, проблематические ситуации). Привлечение учащихся к созданию текстов, схем, зачетов, задач, кроссвордов, дает возможность для проявления личных интересов.

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

1. Устная проверка

Наиболее популярной формой опроса является устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся, дает возможность систематизировать, расширить знания, выделить наиболее существенные (знания), установить взаимосвязь.

Форма опроса позволяет:

·         обсуждать широкий круг вопросов

·         выявить понятия и изучаемые закономерности

·         установить связь между практическими и теоретическими знаниями, одновременно ликвидируя проблемы.

2.   Нетрадиционные формы проверки

Однако устная проверка не дает возможность сравнить ответы разных учащихся на поставленный вопрос, и сделать вывод об усвояемости материала класса в целом. Эти проблемы можно ликвидировать с помощью тематических и итоговых письменных проверочных работ. Однако письменная работа, развернутый ответ занимают много времени, и не дают обратной связи, не дают возможность проявить творческие способности. Поэтому применяются альтернативные формы опроса, так называемые нетрадиционные тесты. Тесты с выбором ответа, тесты «Да/Нет», тесты дополнительного ответа, тесты на последовательность предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в заполнении таблиц, решение биологических задач, игры – викторины на обобщающем уроке, практические домашние задания, заполнение схем, таблиц, рисунков и т.д.

Нетрадиционные формы проверки позволяют:

·         более рационально использовать время на уроке

·         быстро установить обратную связь

·         сосредоточить внимание на проблемах

·         разнообразить формы деятельности учащихся на уроке

·         определить усвоение

·         систематически контролировать знания учащихся на каждом уроке

·         формировать у них установку на неизбежность контроля (т.е. вести систематическую подготовку к уроку и не запускать материал).

В связи с этим целесообразно сочетать традиционные и нетрадиционные формы проверки, однако, учитывая дифференцированность времени отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

3. Биологический диктант

Данная форма опроса применяется лишь с целью лучшего запоминания биологических терминов, особенно в классах с углубленным изучением биологии. Дело в том, что не знание языка биологии затрудняет дальнейшее усвоение материала, пока учащийся вспоминает и переспрашивает непонятное слово – уходит время, он теряет нить объяснения или через некоторое время, просто записывая материал, но не понимая смысл – особенно это сказывается у учащихся старших классов. Беседуя с выпускниками, я поняла, что именно терминология облегчает усвоение материала в специализированных Вузах, за что я очень часто получала благодарность от выпускников. Дело в том, что выпускники при прочтении не акцентируют свое внимание на термины, считая это само собой разумеющимся и понятным. Главной особенностью диктантов является еще и то, что на их проведение требуется малое количество времени. Помимо этого диктанты проводятся на определение названий животных и растений, графические и цифровые. Однообразная работа утомляет учащихся и снимает к ней интерес. Поэтому диктанты могут проходить в разных формах. Исходным материалом служит то, что ученики заготавливают в качестве летнего задания. Так например, в теме «Разнообразие плодов», учащиеся приносят свои заготовленные плоды (заранее собранные летом). На уроке мы систематизируем плоды, называем растения, к которым они принадлежат, и я делаю акцент на том, что плод это очень важный признак, по внешнему виду которого, можно определить имя хозяина. Дома учащиеся самостоятельно оформляют коллекцию и как закрепление, и как самостоятельное исследование того, что мы не успели разобрать совместно. Таких практических работ достаточно много в курсе ботаники .

Во время проведения опроса знаний я сочетаю различные его формы, так например: наряду с тестами, или работе по карточке учащимся предлагается определить растение, осуществить полив, посадку и т.д. В одной работе так же возможно сочетать и тест, и рисунок, и еще одна форма тестирования, где в качестве ответа используется либо утверждение, либо отрицание («Да /Нет»).

Пример:

1.      Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.

2.      Все пресмыкающиеся, за исключением змей, четвероногие животные.

3.      К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.

4.      Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой.

5.      Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.

6.      Развитие у пресмыкающихся прямое, без личинок.

7.      Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них роль жала.

8.      Самые крупные из ныне живущих на Земле пресмыкающихся крокодилы и черепахи.

9.      Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.

10.  Ужи – ядовитые змеи.

11.  Предки змей имеют ноги.

12.  Температура у пресмыкающихся постоянная, но не высокая.

   13.  Кровь крокодила смешанная, хотя сердце четырех-полярное.

Игровая деятельность учащихся – одно из самых эффективных средств физического и индивидуального развития личности. В качестве итогового урока часто применяются игры, которые так же позволяют оценить полученные знания, например игра «Что? Где? Когда?». Для каждой игры подготавливаются 15-20 вопросов в специальных  карточках - это годовой турнир. Класс делится на команды по 6 человек. В конце обучающих уроков, в течение 10 минут проводится игра. Команды получают задания и пишут свои ответы. Результаты и анализ проводятся сразу. После окончании четверти подводится итог и подсчитывается рейтинг, который и оценивается на «5». Делается это так: например из 6 команд на 3 вопроса №3 правильно ответили 2 команды – рейтинг вопроса – 4 ( 6 команд – 2 правильно ответивших – 4). Как известно, лучше всего усваиваются знания, полученные в процессе собственных умственных усилий.

Проверка знаний на обобщающих уроках в форме игры, ненавязчива, не вызывает неприятные ощущения, игра вырабатывает нравственные критерии, вырабатывает понятие справедливости, честности, ответственности.

Творческие задания так же являются интересной формой контроля, позволяющей проявить творческие способности учащихся. Например, сказка по теме «Клетка», или нарисуйте уровни организации живой природы (см. приложение).

Некоторые темы при небольшом количестве учебных часов, требуют усвоения большого количества материала. Для решения этих задач, учащимся предлагается самостоятельная работа с различными источниками. В зависимости от поставленных целей и задач, учащимся предлагается подготовить сообщение, доклад (в старших классах) реферат. Начиная с пятого класса, я постепенно готовлю детей к такой работе, начиная с самой простой творческой формы – сообщения на 3-5 минут. При этом, материал должен быть изложен в виде рассказа, а не чтения, не допускается употребление терминологии, которая не понятна выступающему. Одно из правил: называть, поясняя, что это значит или не называть вообще. В сообщении должен просматриваться четкий план изложения, в связи с заданной темой. Информация должна быть интересной и в то же время научно-популярной. Моя задача научить детей не боятся выступать перед аудиторией, научить их доступно излагать информацию, при подборе материала – выбирать наиболее яркое и интересное  .

Учащиеся совместно со мной дают оценку каждому сообщению, с учетом вышеизложенных требований. Также, сообщения, как правило, предлагаются при изучении тем по систематики растений и других тем. Например: «основные с/х культуры». На обобщающем уроке проводится тест, составленный на базе сообщений. Готовится он группой старшеклассников и мною.  

Постепенно от сообщений мы переходим к докладам, в 8-9 классах, а в 10-11 классах учащиеся выполняют рефераты. Особенно интересной является подготовка рефератов и их защита по теме «Возникновение жизни на Земле». Такой урок проходит в виде семинара, обсуждение работ пользуется огромной популярностью у старшеклассников.

Помимо вышеназванных форм оценки знаний, есть и творческие отчеты об экскурсии. Оценку таких работ я предлагаю дать старшеклассникам, которые, на факультативных курсах, делают анализ работ, выбирают лучшую и пишут рецензию на ответы.

В старших классах в качестве тематической проверки проходят зачеты, как устные по группам, так и интегрированные письменные, в которые включаются тесты, задания со свободным ответом, рисунок, таблица, схема. В течение года проходит несколько таких зачетов, что позволяет осуществлять систематический контроль знаний учащихся по отдельным темам или более крупным блокам знаний, по ряду тем, проверить уровень усвоения школьниками всей системы знаний, преодолеть главный недостаток – выставления отметки за знание ограниченного круга вопросов.

Использование мною на уроках различных форм опроса предполагает дифференцированный подход, способствует применению знаний на базовом и повышенном уровне. Задания для проверки знаний на базовом уровне должны быть несложными и соответствовать требованиям обязательной общеобразовательной подготовки школьников. В то же время, я ограничиваюсь проверкой только минимального уровня.   Дифференцированный подход позволяет выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне. При составлении и подборе заданий я обращаюсь к различным учебным пособиям. Задания должны быть интересными и разнообразными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Формы и методы оценки знаний и умений учащихся при изучении темы "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ"

Методические материалы по теме "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ" - 11 класс...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Педагогический подход к проверке знаний и умений учащихся на уроках химии

Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) прове...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

Итоговая атестационная работа по биологии "Методика проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии"

В данной работе раскрыты методы, формы и виды контроля на уроках биологии....

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....