Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.
материал по географии на тему

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobschenie_opyta_uchitelya_geografii_sharypovoy.docx149.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области «Ташетканская основная  общеобразовательная  школа»

H:\Былое\Съемный диск\Ц.Ф\Фото-школа\100SSCAM\S5006638.JPG

Формы проверки знаний и умений учащихся на  уроках географии

Из опыта работы учителя географии МКОУ «Ташетканская основная  общеобразовательная школа» Шарыповой Жавгарии Рамазановны

Замечательный российский учитель В. А. Сухомлинский писал: «Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т. е. на урок».

      Нет смысла доказывать правоту этих слов. Обязанность учителя на каждом уроке организовать работу ученика. Поэтому Шарыпова Жавгария Рамазановна использует  различные формы контроля за знаниями и умениями учащихся.

Например, при обучении географии она использует «тихий» опрос, листы взаимного контроля, листы открытого учета знаний.

   При традиционном опросе за весь урок учитель может опросить и оценить максимум 6-7 учащихся. И получается, что в течении учебного года ученику будет предоставлена возможность только несколько раз рассказать о том, что он узнал и усвоил. Кроме того, в каждом классе есть дети, страдающие застенчивостью, а также отстающие в учебе по каким-либо причинам от своих товарищей. Случается, что эти учащиеся неделями не произносят на уроках ни одного слова. Незаметно это становится для них привычкой и нормой отношения ко всему происходящему. Использование «тихого» опроса на уроке развивает речь учащихся, заставляя их в устной форме воспроизводить учебный материал. Создается необходимость ежедневной подготовки к уроку.

   

     

Лист открытого учета знаний представляет из себя большой лист бумаги, куда учащийся вписывает отметки, полученные им на уроке. Любую отметку, выставленную на этом листе, ученик может исправить, что уменьшает возможность конфликтов между учеником и учителем, между семьей и школой. Составляют эти листы учета сами учащиеся.

    Важная форма повторения изученного материала – уроки обобщения знаний и умений и уроки взаимного контроля. Такие уроки учитель проводит с применением листов взаимного контроля. При этой форме контроля она успевает опросить всех учащихся класса, а в контроле знаний участвуют сами ученики.

    Пример листа взаимного контроля по теме «Внутренние воды Австралии».

1.В каких климатических поясах расположена Австралия?

2.Почему Австралия является самым сухим материком?

3.Какие районы Австралии получают больше всего осадков?

4.Как называются пересыхающие реки Австралии?

5.Чем возмещается недостаток поверхностных вод на материке?

6.Почему озеро Эйр называют «мертвым сердцем» Австралии?

7.Название самого крупного артезианского бассейна Австралии?

8.Какой климатический пояс располагается на севере Австралии?

   Лист, содержащий эти вопросы, вывешивается учителем в кабинете географии перед обобщающим уроком. Урок начинается с беседы по приведенным вопросам. Листочки с такими же вопросами лежат на каждой парте. Вызывается к карте один ученик и ему предлагается ответить на первый вопрос, затем на второй, третий и т. д. С целью экономии времени вопрос не зачитывается, называется только его номер. Ответ учащегося можно прервать и предложить продолжить его следующему ученику. В результате на один вопрос могут ответить 2-3 ученика. Так расширяются рамки каждого вопроса. После каждого ответа объявляется отметка, и учащийся выставляет её в лежащий перед ним лист напротив вопроса. Если ученик не может ответить на один из предложенных вопросов, то выше оценки «3» он не получает. Если не ответит на два вопроса, то ученик считается не подготовленным к уроку.

     После окончания первого цикла  опроса проверки начинается второй цикл, в котором учитель использует эти же вопросы. В двух циклах каждому ученику приходится отвечать на 5-6 вопросов. Этого вполне достаточно, чтобы оценить его подготовку по всем вопросам. Второй цикл опроса проводится быстрее. В конце урока учащиеся сдают свои листочки с вопросами и отметками и по совокупности их получают одну итоговую.

Положительная сторона таких форм проверки в том, что ученик должен быть готов к каждому уроку, в случае неудачи ответов в первом цикле можно включиться в работу второго, ответы оценивают сразу. Все это повышает качество знаний и умений учащихся, развивает интерес к географии.

Применение таких форм контроля знаний и умений способствует улучшению знаний учащихся по географии, развитию речи, вызывает желание учиться лучше. При такой организации проверки знаний учащиеся готовятся к каждому уроку, так как знают, что их труд будет оценен. А оценка труда – основной стимул активной деятельности учащихся на уроке.

Успешно Жавгария Рамазановна решает и воспитательные цели урока. Школьники работают увлеченно, у них развивается чувство коллективизма, доброжелательности, уважение к одноклассникам.

14.02.2014 г.

Опыт работы обобщил заместитель директора по УВР МКОУ «Ташетканская ООШ» Багаутдинова М.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Педагогический подход к проверке знаний и умений учащихся на уроках химии

Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) прове...

Итоговая атестационная работа по биологии "Методика проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии"

В данной работе раскрыты методы, формы и виды контроля на уроках биологии....

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...