Главные вкладки

    Адаптивное обучение физике
    статья по физике на тему

    Алыкова Людмила Вадимовна
    Адаптивное обучение – это не свод знаний и умений, а определенная система, которая выясняет не только что и почему ученику надо знать и уметь, но и зачем ему это надо , каков смысл изучения физических явлений и законов. Материал должен войти в личный опыт каждого образованного человека. Чтобы приобретаемые знания были не формальными, а стали достоянием личности, нужны личностно ориентированные технологии обучения. Их несколько. Одна из них – технология адаптивного обучения; она является развивающей . Раскроем ее содержание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptivnoe_obuchenie_fizike.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                       Адаптивное обучение физике.

    Алыкова Людмила Вадимовна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4 ,

    г. Коломна

               Адаптивное обучение – это не свод знаний и умений, а определенная система, которая выясняет не только что и почему ученику надо знать и уметь, но и зачем ему это надо , каков смысл изучения физических явлений и законов. Материал должен войти в личный опыт каждого образованного человека.

              Чтобы приобретаемые знания были не формальными, а стали достоянием личности, нужны личностно ориентированные технологии обучения. Их несколько. Одна из них – технология адаптивного обучения; она является развивающей . Раскроем ее содержание.

    В системе адаптивного обучения (САО) цели, содержание , методы, формы , средства обучения направлены на личность учащихся , значимы для них и учитывают свойства ,присущие любой личности: самосознание, построение собственной  системы ценностей, обоснование своей деятельности ( ответ на вопрос « Зачем я это делаю?»), познавательную активность , природное любопытство, потребность в самоуважении и признании . замечу , что последняя потребность – одна из центральных. От того, как она удовлетворяется , во многом  зависят структура личности и путь развития этой личности. Последнее же зависит от педагогической среды, организованной педагогами, психологического климата в школе и классе, технологии обучения.

              Содержание образования в САО складывается из дидактически переработанного  социально-культурного опыта, представленного в виде программ, учебников, отражающих образовательный стандарт, знаний, адекватных структуре учебного предмета и принципам его построения, жизненного и личного опыта , приобретенного на основе опыта общения с учителем и другими учащимися. Но оно содержит также знания , выходящие за пределы стандарта и необходимые  для повседневной жизни. Опыт учащихся включает наблюдения и сведения, накопленные в разнообразной жизнедеятельности.

             Личный опыт очень важен, поскольку отнесет осознанные знания, полученные учеником в результате собственной деятельности и анализа своих  действий.

               Успехи САО обусловлены творческим переосмыслением педагогом содержания программного материала, нахождением в нем точек соприкосновения с личностью ученика , его личным опытом и окружающей  жизнью, с преобразованием учебных ситуаций в личностные , что актуализирует учебно-воспитательный процесс, придает ему смыслообразующую  функцию.  Если тема не затрагивает чувства ученика, его отношений к « проходимому материалу», то усвоение будет иметь формальный и временный характер. Получатся знания, не приобретшие связи с личностью.

             Личностно значимая учебная ситуация – один из технологических инструментов организации личностно-ориентированного обучения. Овладение учителем этим инструментом предполагает наличие умений создавать такие ситуации. Источник же их- сам педагог , его творчество : « Воспитательная сила изливается только от живого источника – человеческой личности : ( К.Д. Ушинский) Есть множество приемов создания личностно значимых ситуаций : постановка проблемы, организация игр и диалогов, конкурсы проектов и др. Учитель может использовать не только из физик , но и из других предметов , а также нравственные ценности, свой жизненный опыт, опыт учащихся. Главное в этой системе : ученик должен сам принять решение ( о способе деятельности, о правильности выведенной им закономерности), высказать свое мнение , а это, в своею очередь , заставит его что-то изменить в себе.

     Вот несколько примеров.

    Прием диалогового общения. Учитель говорит в начале занятия : « перед уроком физики , где будет изучаться тепловое расширение газов , встретились два ученика. Один сообщает другому: - Я слышал, что почва дышит. Как ты думаешь, верно ли это?

    - По – моему, неверно,- ответил второй. Житейская ситуация требует научного объяснения, а для этого нужны знания. Приступаем к изучению материала и поиску ответа на возникшую проблему».

    Ситуация активизирует мыслительную деятельность учащихся.

    Проблемно-поисковый прием. Тема « Испарение». Учитель, начиная урок, задает  вопрос : « почему , выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод?» Ученики , опираясь на свой жизненный опыт , отвечают : « Вода испаряется». Учитель уточняет: « А что это такое?» В дальнейшем ребята работают с учебником  и выясняют смысл этого термина, после чего самостоятельно проводят наблюдения и делают вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости. Затем, получив приборы и материалы, ведут наблюдения за поглощением энергии тела, с поверхности которого происходит испарение.

    Обращаю внимание коллег: в начале занятий тема не сообщается, а ставится проблема, связанная с личным опытом ученика. Тему ученики назовут позже, анализируя проделанную работу.

             Итак, мы убедились, что личностная ситуация, связанная с жизненным опытом , не только придает смысл познанию природы, но и создает условия и возможность принятия учеников на себя роли исследователя.

             Учебно-познавательная деятельность в САО решается довольно часто через организацию совместной работы, общения в парах, группах.

              Групповая  деятельность эффективна, что объясняется пользой общения и взаимодействия; у участников групп появляется общее дело. Исследования показали, что факт присутствия других работающих рядом, совместное действие обостряют восприятие , ведут к росту интеллектуальной активности . Кроме того, взаимодействие учащихся в малой группе уменьшает число ошибочных выводов. И это не случайно: в общении информация не только формулируется, но и уточняется, развивается, обретает смысл.

              В САО в качестве обязательных методов преподавания используются частично - поисковые , поисковые , исследовательские. А также проблемное изложение, игровые приемы. Акцент делается на совместную деятельность учащихся и учителя, но присутствует и индивидуальная  работа ( с книгой, дидактическими средствами, справочникам, карточками, схемами и т.д.), наблюдения, практические и лабораторные занятия.

               Процесс обучения и воспитания в диалоге выступает не как воздействие учителя на ученика, а как взаимодействие сознающим и доброжелательным партнером.

               В качестве основной формы учебного занятия выступают: занятие – исследование, занятие – поиск, кардинально отличающиеся по структуре и содержанию от традиционного урока.

               При организации занятия - поиска центральное место занимают ситуации, стимулирующие учащихся к постановке как можно большего числа вопросов; затем осуществляется индивидуальный или коллективный поиск вариантов решения. Желательно, чтобы ученик сам ответил на все возникшие у него вопросы.

    Принципы, лежащие в основе занятий – поисков:

    • равенство всех участников совместной деятельности;
    • все способны к саморазвитию, самореализации, творчеству, исследованиям;
    • придумывание учителем такой проблемной и личностно значимой ситуации , которая вовлекла бы учащихся в свободный поиск;
    • непринудительное  привлечение к работе, создание у ученика внутренней мотивации;
    • отсутствие оценки в баллах, соревнования, соперничества ( вместо них- самооценка, самокоррекция );
    • чередование индивидуальной и групповой работы;
    • выбор самим учеником вида деятельности, пути и способа решения проблемы;
    • речь и диалог, сопровождающие все виды занятий;
    • формирование условий , побуждающих к активной работе воображения и эмоциональным переживаниям исследователя.

            Занятие – поиск предоставляет свободу для совершения открытий.

            Главное в САО: не сообщать и закреплять информацию, а учить способам работы, методике исследования.

            В заключении представим технологию обучения на таких занятиях в виде следующего алгоритма.

    1. Создание учителем мотивирующего начала. Это вопрос или задание, или проблема связанная с воспоминанием , каким-либо инженерным или практическим решением; всегда волнующее, неожиданное , загадочное и обязательно личностное вступление.
    2. Индивидуальная работа над заданием. У каждого должен возникнуть вопрос, отсюда появляется потребность в использовании учебников , словарей, справочников. Идет самостоятельная работа с источником.
    3. Работа в малых группах: ученики объединяются в пары либо группы, обмениваются своими решениями, обсуждают их, сопоставляют, сверяют, оценивают,  корректируют. Совместная работа приводит к озарению и пониманию.
    4. Самоанализ (рефлексия) «движения» собственным мыслей, действий, чувств. Анализ своего пути познания, своих успехов и неудач на каждом этапе важен для саморазвития, а высказанные вслух мысли нужны учителю для организации следующего этапа работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе

    Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.     Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно...

    МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Электризация в быту» Учитель физики: Сипкова Людмила Владимировна Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять.

    Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстраци...

    Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

    Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

    Презентация на тему "Технология Адаптивного обучения"

    Данная презентация "Технология адаптивного обучения"  поможет коллегам разобраться в сущности даной технологии и успешно рименить ее на своих занятиях...

    Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

    Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

    Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».

    В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....