МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Электризация в быту» Учитель физики: Сипкова Людмила Владимировна Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять.
методическая разработка по физике по теме

Сипкова Людмила Владимировна

Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстрационном столе приготовлено оборудование вы наверняка догадались, что мы будем с чем-то экспериментировать. И это действительно так. Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить ещё одно  новое  открытие  в области электризации. Для этого  мы с вами разделимся на две группы: экспериментаторов - теоретиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klassu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г. Новотроицка

МАСТЕР – КЛАСС

ПО ТЕМЕ:

«Электризация в быту»

Учитель физики:

Сипкова Людмила Владимировна

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Цели:

Образовательная:

Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;

Добиться четкого усвоения законов взаимодействия одноименных и разноименных зарядов;

Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;

Пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

 Развивающая:

Выделять электрические явления в природе и технике;

Определять знак заряда наэлектризованного тела;

Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

 

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

 Мультимедийный проектор, экран, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, кусочки меха, пластмассовые линейки, кружочки бумаги, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, воздушные шарики, штативы, полиэтиленовые и бумажные полоски.

Ход урока:

I. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстрационном столе приготовлено оборудование вы наверняка догадались, что мы будем с чем-то экспериментировать. И это действительно так. Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить ещё одно  новое  открытие  в области электризации. Для этого  мы с вами разделимся на две группы: экспериментаторов - теоретиков.

Задания конкурса эрудитов. 

Что с земли не поднимешь (тень)

Как бросить предмет по прямой линии, чтоб он вернулся в ту же точку сам (подбросить вверх)

Какой кулон нельзя повесить на шею (единицу электрического заряда)

Какая моль не поедает одежду (единица количества вещества)

Какое поле нельзя засеять (электрическое, магнитное)

Какой проводник не принесет вам чая в поезде (электрический)

Бывает белый, красный, черный (фосфор)

Мера занимаемого телом пространства (объем)

Прибор с намагниченной стрелкой (компас)

Действие одного тела на другое (сила)

Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни (вода)

Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).

Не получается. Что же делать?   Наверное надо сказать заклинание.    

            Попробую. ТВОРОЖУ-ВОРОЖУ! Опять не получается…

А вспомните, что делал Алладин, когда доставал  из лампы джина?

Натирал лампу. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку.)и достаёт из неё блестящий дождик

            Получилось.! А палочка- то оказывается волшебная. На палочку прилипло задание…

У вас на столах лежит достаточно много оборудования.  Проверьте, оно  тоже волшебное?

Ваши гипотезы!!

Опыт 1. Ученики натирают полоски бумаги и полиэтилена. Положите на полоску из бумаги полоску из  полиэтилена и потрите тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести и потом  медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь тоже сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.

 Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Презентация.В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

Ученики. «Электризация».

Правильно «Электризация тел».  И чтобы познать её, мы  проведём ряд исследований.

Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел.

Задания для групп.

Эксперимент по физике по  теме:
“ Электризация в быту ”

Название работы: “Сортировка”

Цель работы:_________________________________________

____________________________________________________

Приборы и материалы: _соль,перец, воздушный шарик, кусок шерсти.

Ход работы:

Вывод:

Эксперимент по физике по  теме:
“ Электризация в быту ”

Название работы: “Танцующие хлопья”

Цель работы:_________________________________________

____________________________________________________

Приборы и материалы: кукурузные хлопья, воздушный шарик, кусок шерсти.

Ход работы:

Вывод:

 Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.

II Закрепление и углубление знаний. Практическое применение знаний.

“Чёрный ящик”.

Что в чёрном ящике? На экране появляется видео. Показать фокус с монетой

Изобретатели вам слово….

А теперь давайте подумаем, как  явление электризации мы применяем в быту?

( задания в качестве микроисследования) презентация

Я думаю, что  вы в душе все театралы и каждый хотя бы раз в жизни что-то или кого-то изображал. Приглашаю всех на физминутку.30секунд.

Итак, мы снова уходим с урока, совершив ещё одно открытие и прибавив ещё немного к нашему знанию. Но чтобы всё знание осталось с вами, необходимо поработать и дома.

Благодарю всех за отличную работу. И в заключение хочу сказать:

Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.

Список использованной литературы: 

Интернет-ресурсы:

Анимации по физике:

 http://physics.nad.ru

По методике использования информационных технологий:

http://center.fio.ru

www.college.ru/booklet/1st.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Роль эксперимента в повышении качества знаний учащихся по физике"

Современный урок физики невозможно представить без эксперимента. особенно необходим эксперимент на первой ступени обучения физике. использование эксперимента при:формировании новых знанийформировании ...

Мастер-класс по теме "Роль эксперимента в повышении качества знаний учащихся по физике"

современный урок физики невозможно представить без эксперимента. особенно необходим эксперимент на первой с тупени обучения физике. использование эксперимента при:формировании новых знанийформировании...

Статья на тему: Что значит быть учителем"

Наш труд - это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти - в этом смысл нашего труда и нашей жизни - колосья, полные зерна, - убеждения, поступки. (В. Сухомлинский)...

На первом месте должно быть воспитание, потом образование ..._статья Е.Ямбурга_заслуженного учителя РФ_ Школьный урок для олимпийской чемпионки: почему Щербакова ходит на физкультуру

полный текс статьи   https://www.mk.ru/social/2022/02/20/shkolnyy-urok-...Евгений Ямбург: "...Освоение культуры — единственный путь к обретению человечности. На первом месте ...