Технологическая карта. Решение творческих задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Давыдова Наталия Ивановна

Конспект урока по теме "Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnolgicheskaya_karta.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района Тамбовской области Давыдова Н.И.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (8 класс)

Решение творческих задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса»

Цель урока: развитие предметных компетенций обучающихся по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса».

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить и обобщить знания;
  • Продолжить развитие универсальных учебных действий;
  • Продолжить развитие предметных компетенций;
  • Продолжить развитие понятий и физических величин, описывающих тепловые явления,
  • изучение практической направленности полученных знаний;
  •  формирование умений и их применении в исследовательской работе.

Воспитательные:

  • Пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
  • развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие:

  • Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы,
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности,
  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать.

 Тип урока: комбинированный

Технологическая карта урока:

1.

Планируемый результат

  • Знать закон сохранения внутренней энергии
  • уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

Основные понятия и величины

Физика: тепловые процессы, количество теплоты, теплообмен,  теплоизолированная система, температура, разность температур, теплоемкость вещества, конденсация.

Математика: уравнение

Межпредметные связи

математика

Ресурсы:

Основные:  УМК А.В. Перышкин «Физика 8», Лукашик В. И., Иванова Е. В. - Сборник задач по физике. 7-9 классы...

Дополнительные

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9cb42d2-b226-11dc-a9ff-a4ca4b7af703/p1053.html,
  2. http://class-fizika.narod.ru
  3. http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/metodics/ivanov.html 
  4. http://www.fcior.edu.ru/card/8912/agregatnye-sostoyaniya-veshestva.html

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


2.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Настраивание на урок.

I этап. Организационный момент.

- Коммуникативные УУД

-Личностные УУД

II этап. Активизация мыслительной деятельности. Актуализация знаний.

Цель – применить закон сохранения энергии для решения задач.

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

1. Организовать фронтальную работу по повторению закона сохранения внутренней энергии.

2.Организовать  учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей

В калориметре, теплоемкостью которого можно пренебречь,
находится кусок льда массой 0,5 кг при температуре -10°С.
Какова должна быть масса пара, имеющего температуру 100°С,
который необходимо впустить в калориметр,
чтобы образовавшаяся вода имела температуру 20°С?

II этап.  Активизация мыслительной деятельности. Актуализация знаний.

Проговорить алгоритм решения задач с применением уравнения теплового баланса

  • Какие процессы протекают в предложенной теплоизолированной системе?
  • Определите, в каком агрегатном состоянии будет находиться вещество в калориметре после установления теплового равновесия 
  • Определите направление протекания процессов?
  • Определите, какие из установленных тепловых процессов протекают с поглощением энергии, а какие с выделением энергии
  • Весь ли пар сконденсируется, а лед растает?
  • Докажите, используя данные условия задачи.
  • Составьте уравнение теплового баланса.
  • Оцените полученный результат: насколько он соответствует реально возможному

II этап. Актуализация знаний.

- Ученики сами друг другу задают вопросы по домашнему заданию, приготовленные заранее; у доски три человека, остальные на месте записывают условные обозначения физических величин и единиц измерений (количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления),  закон сохранения энергии, затем идет проверка.  

Познавательные УУД

III этап.

Решение задачи в измененной ситуации

Цель – спроецировать знания для стандартной ситуации в измененную.

Коллективное исследование,  конструирование нового способа действия, изображение схемы передачи тепла в опыте, оформление ответа в виде задачи

Участвовать в работе по решению задачи

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению новой ситуации.

Как определить температуру предмета, нагретого в пламени, если у вас имеется еще калориметр с холодной водой, термометр, весы с разновесами, таблицы?

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

III этап. Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Открытие нового: 

 В чём проблема?

-Какова цель урока? (применить закон сохранения энергии для решения задач в измененной ситуации).

III этап. Изучение нового материала.

 Работа в парах

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – развитие универсального учебного действия – решения задач

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по задачнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

Учащимся предлагается пользуясь справочником, составить задачу и записать ее в тетрадь; затем ученики, сидящие на одной парте, меняются тетрадями и решают задачу соседа

V. Работа в тетрадях

Работа  по задачнику.

VI. Итог урока

– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?

IV этап. Закрепление изученного.

 (самостоятельная работа)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

 Я  знаю

запомнил

 смог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме "Закон сохранения импульса"

Решение задач по теме "Закон сохранения импульса"...

Тестовые задачи по теме "Закон сохранения энергии" 10 класс

Тест по теме "Закон сохранения энергии"...

Урок "Решение задач по теме "Закон сохранения механической энергии", 9 класс

Урок  "Решение задач по теме "Закон сохранения механической энергии" - это урок повторения, систематизации и обобщения ЗУН....

презентация на тему "Решение задач по теме "Закон сохранения энергии""

Данный урок проводится в 9 классе, при изучении темы "Закон сохранения энергии". Т.к. в нашей школе курс физики изучается 4 года и учебник 9 класса делится на два гоа обячения (в связи со сп...

Решение задач по теме "Закон сохранения и превращения энергии"

Решение задач по теме "Закон сохранения и превращения энергии" ,8 класс...

Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса.

Данный материал предусмотрен для проведения урока физики в 8 классе по теме "Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса."...