Урок в 7 классе по физике "Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Калитвянская Нина Викторовна

Конспект урока, презентация, дополнителльный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfernoe_davlenie.rar34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Калитвянская

 Нина

             Викторовна

План – конспект урока.

Тема: «Атмосферное давление»

  Эпиграф:  «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.»

                                                                                 Кант Эммануил.

                                                                      (Немецкий философ, 1724 – 1804 гг.)

Тип урока: урок – эксперимент.

Время урока: 45 минут.

Цели урока:  

  1. вспомнить определение атмосферного давления из географии; изучить особенности атмосферного давления с точки зрения физики; применение знаний об атмосферном давлении для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире;
  2. сформировать познавательный интерес к изучающей теме;
  3. развить логическое мышление, навыки аккуратной работы, соблюдение техники безопасности, творческих способностей.

Оборудование: карта по географии; стеклянный шар, весы, комплект гирь, насос; магнитная доска; автопоилка для птиц, гибкая трубочка; вареное яйцо, бутылка из-под кефира, спички, монета, высокий стакан (банка), свеча, блюдце, бумага, бутылка с  водой.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания. (2 ученика у доски записывают решение, 1 ученик отвечает устно)

3. Актуализация знаний. (на доске висит карта « строение атмосферы»)

- Давайте послушаем задачку и попытаемся ответить на поставленный в ней вопрос в конце урока.

К тем, кто маме помогает,

Чистоту кто уважает,

Обращен такой вопрос:

Как устроен наш помощник,

Вытиральщик и уборщик,

Наш домашний пылесос?

- Ребята, давайте вспомним: что такое атмосфера?

/Атмосфера – это воздушная оболочка Земли/

   Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров.

- Как называются слои атмосферы?

/Ионосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера./

На экране проецируется таблица «Слои атмосферы». Учащиеся записывают ее в тетрадь.

ИОНОСФЕРА

ТЕРМОСФЕРА

СТРАТОСФЕРА

ТРОПОСФЕРА

ЗЕМЛЯ

- Какие физические характеристики атмосферы вы знаете из курса географии?

/Влажность, температура, плотность, давление/

- В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный?

/В тропосфере/

- Правильно, количество молекул в этом слое больше, а чем выше слой тем воздух более разреженный.

4. Изучение нового материала.

1. Атмосфера удерживается около Земли силой тяготения и оказывает давление на все тела, которые в ней находятся. Если на воздух действует сила тяжести, следовательно, он обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу.

- Сейчас мы проведем опыт «Определение массы воздуха», и вы ответите на вопрос: имеет ли воздух собственную массу?

(Для проведения опыта вызывается один учащийся.)

Демонстрация 1.   Для этого возьмем весы, стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой, из которого при помощи насоса был выкачан воздух. Взвешивая шар с воздухом без него, мы обнаружим разницу в массе. Эта разница и равна массе воздуха в шаре.

- Итак, какой вы можете мне дать ответ на поставленный вопрос?

/Имеет./

Опытами установлено, что при температуре 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объемом 1 м³ равна 1,29 кг.

Вес воздуха: Р = mg = 1,29 кг  9,8 Н/кг = 13 Н

Плотность воздуха: ρ = m/V = 1,29 кг/ м³

Решим интересную задачку: ( К доске выходит один ученик)                                                                         

Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, и каждый раз в ее легкие входит около 0,004 м³ воздуха. Определите, сколько двоек получила Любочка за год, если известно, что тяжело вздыхая по этому поводу, она в общей сложности вдохнула в себя массу воздуха величиной в 0,2838 кг. ( ρ = 1,29 кг/м³)

Ответ: каждый раз Любочка вдыхала по 0,00516 кг воздуха и вот итог: 55 двоек за год.

2. В начале урока мы с вами вспомнили, что атмосфера состоит из четырех слоев. Верхние слои атмосферы давят на нижние точно так же, как это происходит в жидкости, что приводит к возникновению давления, которое назвали атмосферным.

Присутствие атмосферного давления можно продемонстрировать на следующем примере. ( В помощь учителю вызываются два учащихся.)

Демонстрация 2.   Возьмем стеклянный шар, в который вставлена трубка с краном. Из шара насосом выкачаем воздух. Опустим конец трубки в воду и откроем кран. Мы видим, что вода фонтаном бьёт внутрь шара. Вода поступает в шар потому, что атмосферное давление больше давления разреженного воздуха в шаре. По закону Паскаля атмосферное давление действует на воду в шаре одинаково по всем направлениям, в том числе и вверх. И вода просто движется из зоны большего давления в зону меньшего.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Демонстрация 3.   Собрались в поход, например, Вася, Петя и Коля. Вода у них быстро закончилась. Они нашли ручеек родниковой воды, напились. Да вот задача набрать в бутылку никак не могут, потому что ручеек мелкий. Как набрать воду, мы сейчас узнаем.   ( Вызывается из класса помощник.)                                                                                                          В ёмкость с водой опускают перевернутую вверх дном бутылку, в которую вставлена трубка, так, чтобы горлышко опустилось на 2 – 3см ниже уровня воды в ёмкости. Через свободный конец этой трубки начинают откачивать воздух, и вода из емкости начинает подниматься в бутылку. Почему?

Демонстрация 4. Света и Юля на новогодней елке всех развеселили, потому что они показывали фокусы. А вот какие, мы сейчас с вами посмотрим.

1-й опыт: «Прилипчивая бутылка»: в бутылку из-под молока опустим зажженную полоску бумаги. Когда бумага сгорит, накроем ладонью – бутылка прилипнет. Этот способ применяется при лечении заболевших людей простудой, когда «ставят на спину банки».

2-й опыт: «Настойчивое яйцо»: сваренное вкрутую и очищенное яйцо не пролезает в молочную бутылку. Зажжем полоску бумаги, опустим ее в бутылку и накроем бутылку яйцом. Оно упадет внутрь.

3-й опыт: «Сухим из воды»: нальем в блюдце немного воды и опустим в нее монету. Как достать монету, не замочив рук? (Зажжем свечу, поставим на блюдце и накроем банкой, но так, чтобы монета осталась вне банки. Вода «втянется» в банку, как только свеча погаснет.)

Эти три опыта можно объяснить тем, что при горении внутри сосуда создается давление меньшее чем атмосферное. Поэтому и происходит «прилипание» к ладони, «втягивание» воды и яйца.

4-й опыт: «Стакан и бумага»: Наливают воду в стакан, закрывают листом бумаги, прижимают его рукой и переворачивают. Держа за дно стакана сверху, убирают руку снизу – вода не выливается. Почему?

Вверху образуется безвоздушное пространство, поэтому атмосферное давление больше давления разреженного воздуха в сосуде, и оно давит на бумагу снизу, в результате чего вода не выливается.

5-й опыт: «Сумей напиться»: вызывается учащийся и ему предлагается попробовать сделать несколько глотков, не отрывая губ от бутылки с водой. Почему этого нельзя сделать? ( При первом глотке в бутылке создается разрежение такое же, как и в полости рта. Чтобы сделать второй глоток, нужно создать еще большее разрежение, что не удается.)

Так же действием атмосферного давления на воду можно объяснить работу обычного медицинского шприца и пипетки.

Занимательных и интересных опытов очень много, но время урока подходит к концу. Давайте подведем итоги.

5. Итог урока. Выставление оценок.

В начале урока вы прослушали задачку, давайте вспомним ее и ответим на вопрос.

К тем, кто маме помогает,

Чистоту кто уважает,

Обращен такой вопрос:

Как устроен наш помощник,

Вытиральщик и уборщик,

Наш домашний пылесос?

/Лопасти вентилятора при движении разрежают воздух, тем самым уменьшается давление внутри, и пыль вместе с наружным воздухом устремляется внутрь, в область меньшего давления./

- Что вы нового узнали сегодня на уроке?

- Вследствие чего создается атмосферное давление?

- Какой мы использовали закон для объяснения рассмотренных опытов?

  1. Домашнее задание.

1. § 40, ответьте на вопросы к параграфу; упр.17, задание 10.

2. Существованием атмосферного давления можно объяснить явления, с которыми мы встречаемся в жизни. С некоторыми из них вы познакомитесь из дополнительного материала, который вам раздам.

3. Как я вам говорила, интересных опытов очень много, и некоторые из них вы можете сделать сами дома. Но при этом вы должны соблюдать технику безопасности, и что бы при этом присутствовал кто-нибудь из взрослых. На следующем уроке мы проверим, какие получились результаты.

Самоанализ открытого урока

по физике в 7 «а» классе.

Тема: «Атмосферное давление».

Тип урока: демонстрационный эксперимент.

Время урока: 45 минут.

Цели урока:

1.    вспомнить определение атмосферного давления из географии; изучить особенности атмосферного давления с точки зрения физики; применение знаний об атмосферном давлении для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире;

2.    сформировать познавательный интерес к изучающей теме;

                       3.    развить логическое мышление, навыки аккуратной работы,                                                                                                                                                                                                        соблюдение техники безопасности, творческих способностей.

Данный урок является продолжением предыдущих уроков. В нем использовался материал, который изучался ранее: закон Паскаля, давление в жидкости и газе. К тому же полученные знания на этом уроке будут использоваться при изучении следующих тем: опыт Торричелли, приборы для измерения атмосферного давления и т.д.

Тип урока – демонстрационный эксперимент. Выбран такой для того, чтобы на уроке создать для учащихся эмоциональный фон, в результате которого повысить познавательную активность учащихся, поддержать их интерес к изучаемой теме, побудить ребят к высказываниям. Опыты проводились как с использованием специальных приборов, так и подручных средств, что вызвало у учащихся неподдельный интерес к новой теме. Ребята принимали активное участие и в проведении опытов, и в обсуждении полученных результатов.

Поставленные цели для учителя и учащихся на уроке были достигнуты. Учащиеся сумели дать ответ в конце урока на проблемный вопрос, прозвучавший в начале урока. Это доказывает, что ребята усвоили особенности атмосферного давления и умеют применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.  

В ходе урока рассматривались задачки и различные ситуации, описание которых были в виде коротких рассказов, что позволило управлять вниманием учащихся, увеличить их трудоспособность и внимание.

На уроке четко прослеживается межпредметная связь с географией.

Следует отметить высокую степень активности учащихся и высокий темп урока. На уроке было использовано ИКТ, что сэкономило время для учителя и активизировало внимание учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной: все участники урока были взаимно заинтересованы, внимательны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления", работающих по УМК Перышкин А.В....

Презентация к уроку физики в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

Презентация к уроку физики в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"...

урок физики в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления. Способы изменения давления"

Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие давления, исследуется результат действия силы давления, учащиеся учатся рассчитывать давление, рассматриваются способы изменения давления...

Урок физики в седьмом классе по теме "Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподающих физику в седьмом классе. Разработка урока составлена по учебнику А.В. Перышкина. Может быть использована при изучении нового материала....

Урок физики в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления"

Урок физики в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления". Материал состоит из конспекта урока и презентации к уроку....

Конспект урока 7 класс по теме: "Давление твердых тел"

Тип урока: изучение нового материала.Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с новой физической величиной «давление»;обеспечить условия для получения учащимися знаний о давлении и о...