ФИЗИКА В ЗАГАДКАХ
материал по физике на тему

Симон Татьяна Николаевна

Создан для использования на уроках и во внеурочной деятельности, может быть использован на различных этапах урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_v_fizike.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Дети любят отгадывать загадки, но на уроках физики загадки — редкие гостьи. Между тем они могут стать ценным дидактическим материалом для усвоения предмета и обогатить учебный процесс.

Загадка — это, согласно В.И.Далю, «краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Аристотель определил загадку как хорошо сформулированную метафору. Поскольку предмет, обычно хорошо известный, описан в ней с выдумкой, зачастую с неожиданной стороны, отгадать загадываемое непросто. Для этого нужно быть наблюдательным и сообразительным, уметь сопоставлять и находить общее в разном.

Будучи по конструкции выражением, основанным на сравнении, загадки способствует развитию образного видения явлений природы. Мир в загадках движется, звучит, переходит из одного качества в другое, т.е., представлен диалектически, что свойственно самой жизни. Загадка помогает увидеть красоту окружающего мира. Она подчеркивает ту или иную особенность предмета или явления, заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть элементы прекрасного в этом предмете, явлении. Загадки поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме. Многие из них ритмичны.

Краткость и ритмичность формы, емкость содержания, яркая образность и особенно шутливый колорит загадок позволяют, используя их на уроках, придать изучению физики живость, вызвать интерес ребят к рассматриваемым физическим явлениям.


Механика

  • По морю идет, идет, а до берега дойдет — тут и пропадет. (Волна.)
  • Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо.)
  •  На всякий зон даю ответ, А ни души, ни тела нет. (Эхо.)
  • Но что ни скажешь — повторяет сразу. (Эхо.)
  • Без рук, без ног по полю рыщет, поет да свищет, Деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер.)
  • В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Стрелки часов.)
  • Кружит, жужжит, а падет — молчит. (Юла.) 
  •  Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда — облака. (Барометр.)
  •  На стене висит тарелка,  по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр.)
  •  Две сестры качались, Правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы.)
  •  На вид невзрачна: худа и прозрачна.  Ценность ее нелегко понять, если не знаешь, как шкалу прочитать. (Мензурка.)
  •  Музыкант, певец, рассказчик, А всего труба да ящик. (Граммофон.)
  •  Заговорило, говорило — слышно по всему миру. (Радио.)

Тепловые явления

  • Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)
  • Чего в избе не видно? (Тепла.)
  •  Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем. (Зима, укрывшая землю снегом.)
  • Что за художник окно разрисовал? (Мороз.)
  • Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
  • Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед.)
  • Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, Он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед.)
  •  Лежал, лежал, а потом в реку побежал. (Снег.)
  • Днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Ледяная «пленка» в проруби.)
  •  Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)
  •  Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто его не подберет:  Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град.)
  • Была твердым телом, стояла с красным носом в стужу. А после превратилась в лужу. (Снежная баба.)
  • Не за землю, а за крышу ловко  ухватилась хрупкая морковка. (Ледяная сосулька.)
  • В печь положить — вымокнет, в воду положить — высохнет. (Свеча.)
  • Видно, нет у ней ума: ест она себя сама. (Свеча.)
  • Со стороны избы мерзнут, а с улицы нет. (Оконные стекла.)
  • Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса.)
  • Без глаз, а слезы проливает. (Оконное стекло.)
  • Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
  • По синему морю, белые гуси плывут. (Облака.)
  •  Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча.)
  •  Внутри горит, кругом бурлит, Вода кипит, пить чай велит, вверх пар налит. (Самовар.)
  • Как можно пронести воду в решете? (Заморозив воду.)
  •  Ем я уголь, пью я воду. Как напьюсь — прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес. И называюсь... (Паровоз.)
  •  Чтобы я тебя повез, не давай ты мне овес. Накорми меня бензином, на копытца дай резину и тогда, поднявши пыль, побежит... (Автомобиль.)
  •  За облаками он летает, Белую ленту за собой оставляет. (Самолет.)
  •  Что за домики подряд на колесах стоят? Подбежал к ним сам собой  Самовар с трубой, Ухватил, покатил, и след простыл. (Поезд.)
  • Чудо-птица, алый хвост, Полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета.)
  • Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а  когда – облака.(барометр)

Электродинамика

  • 1. Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния.)
  • 2. Сверкнет, мигнет, кого-то позовет. (Гроза.)
  • 3. Меня никто не видит, но всякий слышит, А спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния.)
  •  Сперва блеск, за блеском треск, за треском блеск. (Гроза с дождем.)
  • Небесная лошадь скачет, из-под ног огонь сыплется. (Гром и молния.)
  • Гремит и искрами сверкает, А после плакать начинает. (Гроза.)
  •  Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела. (Радиоволна.)
  • К дальним селам, городам  кто идет по проводам?  Светлое величество.  Это...(электричество.)

Два соседних колеса  собирают голоса.  Друг от друга тянут сами, поясочки с голосами.  (Магнитофон.) 

  • Привела я солнце за свое оконце, К потолку повесила, Стало дома весело. (Электрическая лампа.)
  •  Им силу тока изменяют, Если что-то в нем сдвигают. (Реостат.)
  •  День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой. Все увидит, все услышит, всем поделится со мной. (Антенна.)
  •  В Москве говорят, а у нас слышно. (Радио.)
  •  Протянули струну на всю страну, далеко - далечко плывет мое словечко. (Телефон.)
  •  В нашей комнате одно есть волшебное окно. В нем летают чудо- птицы, бродят волки и лисицы. Знойным летом снег идет, а зимою — сад цветет.  В том окне чудес полно, что же это за окно? (Телевизор.)
  •  Я в Москве, он в Ленинграде в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон.)
  •  Отгадай-ка, что за строчки?  Буквы в них — тире и точки.  (Азбука Морзе.)
  • В лес со мною заберемся — с  пути не собьемся. (Компас.)

Оптика

  •  Придет в дом — не выгонишь колом, пора придет — сам уйдет. (Солнечный луч.)
  •  Белая кошка лезет в окошко. (Солнечный свет.)
  •  Из окошка в окошко — золотой прут. (Солнечный луч.)
  •  Попутчица за мною ходит вслед, Мне от нее ни зла, ни пользы нет. (Тень.)
  •  У тебя есть, у меня есть, У дуба в поле, у рыбы в море. (Тень.)
  •  И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)
  •  Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде.)
  • Перед нами — вверх ногами, пред тобой — вверх головой. (Отражение в воде.)
  • Посредине поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)
  • Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга.)
  • Раскрашенное коромысло через реку повисло. (Радуга.)
  • Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза.)
  • Посреди поля серебряные зерна. (Роса на листьях.)
  • Какой огонь не дает дыма? (Свечение гнилушки, т.е. люминесценция.)
  •  Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки.)
  •  у него два дивных окна, С ним все близко, что далеко. (Бинокль.)

  •  Его в таблице мы отыщем, И букву «Б» запишем на доске. Еще с ним воздух станет чище. Ну, а растет он на песке. (Бор.)
  •  Поверите вы вряд ли в это: За химическим элементом Скрывается планета. (Уран.)
  •  Берем столярный инструмент, В начале букву заменяем. И без проблем в один момент Драгоценный металл получаем. (Долото — золото.)
  •  Собрались в тридцать третьей клетке. Как поместились — невдомек. Сидят, обняв друг друга крепко, Большой и маленький зверек. (Мышьяк.)
  • Если ясной ночью выйдешь,  над собою ты увидишь ту дорогу.  Днем она  не видна.  (Млечный Путь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие курса "Физика вокруг нас" 6 кл. Тема: "Загадки электричества"

Конспект занятия пропедевтического курса "Физика вокруг нас" по теме "Загадки электричеста" для учащихся 6 класса с указанием этапов занятия и распределением времени. Занятие проводится в сопровождени...

Задачи-загадки по физике.

      Подготовка и проведение предметных недель требует больших временных, ресурсных и творческих затрат от учителя.       Одна из  целей недели физики -...

Статья "ЗАГАДКИ, СКАЗКИ,ПОСЛОВИЦЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"

Одним из компонентов технологии развивающего обучения, является особым образом  организованное общение. Такой формой общения может быть привлечение фольклорных материалов на уроке физики....

Загадки по физике

На конкурс загадок по физике...

Кроссворд "Физика в загадках"

Для каждого ученика, на каждом уроке важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ни...

Презентация Физика в загадках

Презентация Физика в загадках...

Загадки по физики

Загадки по разделам физики.Занимательная физика. развивает логику. Находим физику вокруг себя....