рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Окрикова Винера Камильевна

примерное календарно-тематическое планирование по физике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_f-9.docx86.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано» 

Руководитель МО                             __________________                   /В.К.Окрикова./  

Протокол  №   1    от

« 28 » августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Больше-Машляковская СОШ»

_____________/Ф.С.Гарипова/  

                                                                       

«     » августа 2014 г.

«Согласовано»

Директор МБОУ

«Больше-Машляковская СОШ»

 ________________/Р.Н.Закиров/

Приказ №_______    

                  от «    » августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике в 9 классе

учителя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Больше - Машляковская средняя общеобразовательная школа»

Окриковой Винеры Камильевны

                                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                            педагогического совета

                                                                       протокол №2

                                                                           от «28» августа2014 г.

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-х классов и  реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089:

6. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС С(П) ОО ) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413).

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

8. Письмо МОиН РТ от 23.06.2012г. №7699/12 «Об учебных планах для I–IX классов школ РТ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;

9.  Закона  РТ от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;

10. Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;

11. Программа для общеобразовательных учреждений: Физика.  Астрономия: классы 7-11, М., Дрофа, 2010г. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В.Перышкин; 2010 год.

           Срок реализации рабочей учебной программы- 1 год           Уровень обучения  - базовый.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

- ознакомления учащихся с основами физической науки, с еѐ основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;

- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса еѐ познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

- развития мышления учащихся, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на известные законы;

- развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

- формирования и развития таких свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;

- создание условий для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.

     При реализации рабочей программы используется УМК   Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

    Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

   Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.          

Программа дает определенные рекомендации:

  1. по содержанию образования:

перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников соответственно по разделам, прописанные в рабочей программе жирным курсивом. Эти рекомендации также отражены в прилагаемом календарно-тематическом планировании в графах «Обязательный минимум содержания» и «Рабочая программа».

  1. по организации общеобразовательного процесса:

в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов по классам, по четвертям; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела. Эти рекомендации также отражены в календарно-тематическом планировании в графах «Сроки»; «№ урока».

  1. по уровню сформированности у школьников умений и навыков, указанных в

«Требованияхк уровню подготовки выпускников» основной школы в рамках как инвариантной составляющей, так и рабочей программы, т.е. описание в деятельностной форме необходимого минимума предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся.

Эти рекомендации по разделам и темам в соответствии с программой отражены в графе «Планируемые результаты освоения  материала» и включают три направления:

  • освоение экспериментального  метода научного познания;
  • владение основными понятиями и законами физики;
  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
  1. по содержанию и количеству лабораторных работ; по количеству контрольных работ;

поурочным демонстрациям, отраженным в календарно-тематическом планировании в соответствующих графах.

   Особое внимание уделено организации «обобщающего повторения в соответствии со всеми содержательно-методическими линиями курса физики основной школы:

сила и взаимодействие;   энергия и ее превращения;   строение и свойства вещества;   электромагнитное поле;     взаимосвязь теории и эксперимента в научном опознании.

Особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Ввиду того, что «Требования…» являются составной частью Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта, то включенные в программу требования завышены и соответствуют содержанию не только минимума, но и рабочей программы. В связи с этим ученик не может получать неудовлетворительную оценку, если проверка не выявила у него существенных пробелов в усвоении материала. Поэтому контрольные работы рекомендовано не ограничивать заданиями, проверяющими сформированность у учащихся только тех знаний и умений, которые оговорены в «Требованиях…», но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса, выявляющую знания и умения, установленные программой.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен

знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электричес кое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного дейст вия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание

тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
  • сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 9классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю

Количество плановых контрольных работ-    5

 Количество лабораторных работ-                   5 .

Темы курса:                                       

     Законы взаимодействия и движения тел   -26часов,

     Механические колебания и волны. Звук   -10 часов,

     Электромагнитное поле                               -17 часов,

     Строение атома и атомного ядра                -11 часов.

     Резервное время                                            -3 часа

Общая характеристика учебного предмета:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения физики

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач

повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

– понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузию, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризацию тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитную индукцию, отражение и преломление света, дисперсию света, возникновение линейчатого спектра излучения;

– умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоѐмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объѐма вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

– понимание смысла основных физических законов и умение применять на их практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы  Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца;

– понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

– овладение разнообразными способами выполнения расчѐтов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника  безопасности и др.).

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: 

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,

вести дискуссию.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Законы взаимодействия и движения тел (26часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью еѐ распространения и периодом (частотой).Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (16 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и

испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

5. Изучение явления электромагнитной индукции.

6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

Строение атома и атомного ядра (11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение 3 часа

Ученик 9 класса должен

Знать/понимать:

 смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

 смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

 смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

 приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

 осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.Формы и средства контроля.Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике

являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, контрольная работа, практическая работа, зачѐт, в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-технологии обучения: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и лабораторная работа;

-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лаботаторная работа, итоговый, текущий, тематический контроль.

Технологии обучения

Проблемное обучение, информативное, модульное обучение, практико-ориентированное, деятельностный подход, личностно-ориентированное, системное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, творческий подход,здоровье сберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

 Учебно – познавательная

 Коммуникативная

 Социально – трудовая

 Ценностно – смысловая

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.

Приоритетами для учебного предмета «Физика» на данном этапе образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи; комбинирование деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения

Типы уроков:

Название

Краткая характеристика

Урок изучения нового материала

Основная цель урока — изучение нового материала.  Формы такого урока могут быть самыми разнообразными: 1) лекция; 2) изложение нового материала в диалоговом режиме «учитель-ученик»; 3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке.

Комбинированный урок

Это наиболее распространенный тип урока Число элементов урока может быть различным. Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин), закрепление нового материала (5 мин), ре-шение задач (5—20 мин), контроль знаний

(5-20 мин), или самостоятельная кратковременная работа (10-15 мин), возможен фронтальный  эксперимент  (5-15  мин). Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и эффективным.

Урок

закрепления знаний

Основная цель урока — закрепление изученного материала. Формы такого урока могут быть весьма разнообразными: 1) урок решения задач; 2) фронтальный эксперимент; 3) урок-семинар; 4) урок-конференция; 5) просмотр учебных видеофильмов; 6) игровые уроки («суд над трением», «суд над инерцией») и т.д.

Урок контроля и оценивания знаний

Главная цель данного урока — всесторонний и объективный контроль и оценивание усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.

Наиболее эффективные его формы: 1) разноуровневая контрольная работа; 2) тестовый контроль;  3) тематический зачет; 4) лабораторные работы.

        Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерное тематическое планирование 

на 2013-2014 учебный год  по физике   9класс

количество часов:                        всего 68      в неделю 2

Кол-во контрольных работ        5

Кол-во лабораторных работ      5

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия классы 7-11, Москва, «Дрофа», 2010г.

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика 9 класс», «Дрофа», 2009г.


Примерное тематическое планирование 9 класс

Тема урока

Кол-во

 ча сов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной работы

 Виды конт

роля, измери

тели

Планируемые  результаты освоения  материала

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

Законы взаимодействия и  движения тел - 26ч

1/1

Материальная точка.

Система отсчета

1

УОНМ

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя. Решение задач упр. 1 (3, 4)

ФО

Знать: понятия механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение

Уметь: определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения

§ 1, вопросы Упр.1(1,2,5).

4.09.

2/2

Перемещение.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач №9, 10 – Р

ФО

Знать: понятия вектор, перемещение

Уметь: определять перемещение тела

§ 2, вопросы Упр.2

6.09.

3/3

Определение координаты движущегося тела.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач №11, 13, 20 – Р

СР

Знать: понятия проекция вектора, формулу координаты тела

Уметь: находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела

§ 3, вопросы Упр.3 (1).

11.09.

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

УОНМ

Объяснение учителя п. 4

Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении

Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении

СР

Знать: понятия определение и формулу скорости равномерного прямолинейного движения, формулу перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости

Уметь: читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении, решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении

§ 4, вопросы Упр.4

13.09.

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач  упр. 5 (1), №50-Р

ТЗ

Знать: формулу единицы ускорения, прямолинейное равноускоренное движение, ускорение

Уметь: решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении

§ 5, вопросы Упр.5 (2,3).

18.09.

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1

УОНМ

Объяснение учителя п. 6

Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямоли нейном равноускоренном движении  Упр 6(3)

СР

Знать: формулу скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Уметь: читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении

§ 6, вопросы Упр.6 (2,4,5)

20.09

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач №69, 78, *68-Р

Д

Знать: формулу перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Уметь: решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

§ 7, вопросы Упр.7

25.09

8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач №54 – Р, упр. 8(2)

Решение задач «Прямолинейное равноускоренное движение»

ТС

Знать: формулу перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение

Уметь: решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

§ 8, вопросы Упр.8  

27.09

9/9

Л/р №1  «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

УП

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя

л/р № 1

Уметь: экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении

оформить л/р

2.10

10/10

Обобщение темы «Основы кинематики»

1

УОСЗ

Фронтальное и самостоя тельное решение задач на расчет характеристик прямолинейного равноускоренного движения

ФО

Уметь работать с физическими  величинами, входящими в формулу  

повторить

§ 1 – 8.

4.10

11/11

Контрольная работа №1 «Основы кинематики»

1

УПЗУ

Самостоятельное выполне ние работы по вариантам

КР-1

Уметь воспроизводить и находить физические величины

9.10

12/12

Относительность движения.

1

КУ

Относительность движе ния. Система отсчета.

Относительность переме щения и траектории. ПК.

ФО

Знать: сущность относительности движения

Уметь: решать задачи на расчет относительной скорости

§  9, вопросы Упр.9 (1-3).

11.10

13/13

Инерциальные системы отсчета.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

1

КУ

Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимо действие тел (инерциаль ные и неинерциальные системы отсчета).. Второй закон Ньютона.ПК.

СР

Знать: понятия ИСО,

первый закон Ньютона, второй закон Ньютона, формулу  второго закона Ньютона,

Уметь: применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений, решать задачи на применение второго закона Ньютона

§ 10, 11, вопросы Упр.11(2,4).

16.10

14/14

Третий закон Ньютона.

1

КУ

Третий закон Ньютона (по рисункам 21, 22 в учебнике).ПК.

ФО

Знать: третий закон Ньютона

Уметь: применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений

§ 12, вопросы Упр.12 (2,3).

18.10

15/15

Свободное падение тел.

1

КУ

Падение тел в воздухе и разряженном пространстве (по рис.28 в учебнике).

Стробоскоп. ПК.

ТС

Знать: понятия свободное падение тел, особенности свободного падения тел; формулы скорости и перемещения  при свободном падении тел

Уметь: решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел

§13, вопросы Упр.13 (1,3).

23.10

16/16

Движение тел брошенного вертикально вверх. Невесомость

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела

Д

Знать: формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх

Уметь: решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх

§14, вопросы Упр.14.

25.10

17/17

Л/р№2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

УП

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы по инструкции с. 231 под руководством учителя

л/р № 2

Уметь: экспериментально определять ускорения свободного падения

оформить л/р

30.10

18/18

Закон всемирного тяготения.

1

УОНМ

Гравитационное взаимодействие.

СР

Знать: понятия всемирное тяготение, гравитационная сила, закон всемирного тяготения, значение и физический смысл гравитационной постоянной

Уметь: решать задачи на применение закона всемирного тяготения

§15, вопросы Упр.15 (3,4).

1.11

19/19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

КУ

Объяснение учителя п. 16

Решение задач п. 16

ФО

Знать: формулу ускорения свободного падения, зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли

Уметь: решать задачи на расчет ускорения свободного падения

§ 16, вопросы Упр.16 (2,3,5)

13.11

20/20

Прямолинейное  и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

УОНМ

Прямолинейное и криво линейное движение. «Направление скорости при движении по окружности» (по рис.38 в учебнике).ПК.

ФО

Знать: понятия криволинейное движение, период, частота обращения, направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении, формулу центростремительного ускорения

§18,19, вопросы Упр.17 (1,2), Упр.18 (1).

15.11

21/21

Решение задач на движение по окружности.

1

УЗИМ

Повторение теоретичес кого материала по темам «Основы кинематики», «Основы динамики»

Решение качественных задач

СР

Уметь:  решать задачи на расчет центростремительного ускорения

повтор. § 19,

Упр.18 (4,5).

20.11

22/22

Искусственные спутники Земли.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач упр. 19 (2), №236-Р

ТЗ

Знать: понятия ИСЗ, первая космическая скорость, формулы первой космической скорости

Уметь: решать задачи на расчет скорости ИСЗ

§ 20, вопросы Упр.19

22.11

23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

УОНМ

Закон сохранения импульса  (по рис.42 в учебнике).

ФО

Знать: понятия  импульс тела,

формулу и единицы импульса тела,

закон сохранения импульса

Уметь: решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела

§ 21, вопросы Упр.20 (2,4),

27.11

24/24

Реактивное движение. Ракеты.

Закон сохранения полной механической энергии

1

УОНМ

Реактивное движение. ПК.

Модель ракеты по рис.44, 45 в учебнике

СР

Знать: понятия реактивное движение, устройство, принцип движения ракет

§ 22, 23, вопросы

Упр.21(2),

22(2)

29.11

25/25

Обобщение темы «Основы динамики».

1

УОСЗ

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

ТЗ

Уметь работать с физическими    величинами, входящими в формулу  

повторить

§ 9 – 23.

4.12

26/26

Контрольная работа №2 «Основы динамики».

1

УПЗУ

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

КР-2

Уметь воспроизводить и находить физические величины

6.12

Механические колебания и волны. Звук  - 10ч

27/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение

1

УОНМ

Примеры колебательных движений (по рис.48 в учебнике.).

ФО

Знать: понятия колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний, особенности колебательного движения смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний, формулы периода и частоты колебаний

Уметь: определять, является ли система колебательной, рассчитывать период и частоту колебаний

§ 24-26, вопросы

Упр.23(1), 24 (2,3)

11.12

28/2

Л/р№3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

УП

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы по инструкции с. 232 под руководством учителя

л/р-3

Уметь: экспериментально определять период и частоту колебаний

оформить л/р

13.12

29/3

Превращения энергии при колебательном движении.

1

УП

Объяснение учителя

Решение задач из упр. 25

ФО

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении

§ 27,

Упр.25 (1),

18.12.11

30/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

УПЗУ

Преобразование энергии в процессе свободных колебаний.

Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания.

СР

Знать: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении

§ 28,29, вопросы Упр.26 (2).

20.12.11

31/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн.

1

УОНМ

Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис.65-67 в учебнике).

ТЗ

Знать: понятия волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн

§31,32, вопросы

25.12.11

32/6

Длины волны. Скорость распространения волн.

1

КУ

Самостоятельное изучение п. 33

Решение задач

 № 435, 437, 436 - Р

ФО

Знать: понятия длина волны,

формулу связи периода и длины волны

Уметь: решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны

§33, вопросы Упр.28

27.12.11

33/7

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

КУ

Колеблющееся тело как источник звука (по рис.70-72 в учебнике). Зависи мость высоты тона от частоты колебаний.

Зависимость громкости звука от амплитуды колеба ний (по рис.74 в учебнике)

ФО

Знать: понятия звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон, связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона

Уметь: решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

§34-36 вопросы Упр.29,30  

15.01

34/8

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс

1

КУ

Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис.76в учебнике). Отражение звуковых волн.

СР

Знать: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе

Уметь:  решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

§37-40, вопросы

Упр.32 (1,2).

17.01

35/9

Обобщение темы «Механические колебания и волны. Звук».

1

УОСЗ

Фронтальное и самостоя тельное решение типовых задач на расчет характерис тик колебаний и волн

ТС

Уметь работать с физическими    величинами, входящими в формулу  

повторить

§ 24 – 39.

22.01

36/10

Контрольная работа №3  «Механические колебания и волны. Звук».

1

УПЗУ

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

КР-3

Уметь воспроизводить и находить физические величины

24.01

Электромагнитное поле - 16ч

37/1

Магнитное поле и его виды.

1

УОНМ

Объяснение учителя

Решение задач упр. 33 (1), 34 (1)

Анализ контрольной работы

ФО

Знать: понятия магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

§42,43, вопросы Упр.33, 34.

29.01

38/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

УОНМ

Объяснение учителя

Решение задач

 упр. 35 (3,4, 5)

ФО

Знать: правило правой руки, буравчика

Уметь: определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правила буравчика, правой руки

§ 44, вопр, Упр.35

(1,4,5,)

31.01

39/3

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

КУ

Движение прямого проводника в магнитном поле (по рис.104учебника).

ТЗ

Знать: правило левой руки

Уметь: применять правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле

§45, вопросы Упр.36

(2,3,5).

5.02

40/4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

УОНМ

Объяснение учителя

Решение задач упр. 37 (1,2), №830, 832 - Р

ФО

Знать: понятия магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, формула и единицы магнитной индукции, понятия магнитный поток, зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура

Уметь: решать задачи на применение формулы магнитной индукции, объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке

§46,47 вопросы Упр.37(1),38

7.02

41/5

Явление электромагнитной индукции.

1

КУ

Электромагнитная индукция (по рис.125 – 127 учебника).

ФО

Знать: понятия электромагнитная индукция, индукционный ток

§48, вопросы Упр.39.

12.02

42/6

Л/р№4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

УП

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы по инструкции с. 235 под руководством учителя

л/р № 4

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции

оформить л/р

14.02

43/7

Направление индукционного тока. Правило Ленца.  Явление самоиндукции.

1

КУ

Объяснение учителя

Решение типовых задач на чтение графиков переменного тока

ФО

Знать: понятия явление самоиндукции, индуктивность

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о явлении самоиндукции

§ 49, 50, вопросы Упр.41.

19.02

44/8

Получение и передача переменного тока. Трансформатор

1

УОНМ

Объяснение учителя

Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток»

ФО

Знать: понятия генератор переменного тока, переменный ток, устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока

Уметь: читать графики переменного тока

§51, вопросы Упр.42.

21.02

45/9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1

КУ

Объяснение учителя

Решение задач

№987, 986, 995 –Р

Упр. 42 (4, 5)

СР

Знать: понятия электромагнитное поле, вихревое поле,, электромагнитная волна, напряженность электрического поля, скорость, условие излучения электромагнитных волн

формулу связи дины волны и скорости

§52,53, вопросы Упр.44 (1,2)

26.02

46/10

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

КУ

Объяснение учителя  

Самостоятельное изучение

п. 55

ФО

Знать: понятия электроемкость, единицы электроемкости, конденсатор, электроемкость плоского конденсатора, энергия электрического поля,, колебательный контур, превращение энергии при электромагнитных колебаниях, аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями.

§ 54, 55, вопросы Упр.45(2,3)

28.03

47/11

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

УОНМ

Объяснение учителя  

Решение типовых задач

ФО

Знать: изобретение радио А.С.Поповым, радиотелефонную связь, модуляцию, детектирование.

Уметь: объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях, работу простейшего радиоприемника

§56, вопросы Упр.47

5.03

48/12

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

1

КУ

Объяснение учителя  

Решение типовых задач

ФО

Знать: природа света, физический смысл показателя  преломления, дисперсию света, опыт И. Ньютона по дисперсии света.

Уметь: рассчитывать характеристики электромагнитных волн

§58-60, вопросы Упр.48 (1), 49 (1),

7.03

49/13

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

УОНМ

Объяснение учителя  

Решение типовых задач

ФО

Знать: формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны, правила буравчика, левой руки, правой руки

§62,64, вопросы

12.03

50/14

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1

УОСЗ

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

ТЗ

Уметь работать с физическими    величинами, входящими в формулу  

повторить

§ 42 – 64.

14.03

51/15

Обобщение темы «Электромагнитное поле».

1

УПЗУ

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

ФО

Уметь рассчитывать период, частоту, длину э/м волн, читать графики переменного тока, рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник и частицу в магнитном поле

19.03

52/16

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».

1

УП

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

КР-4

Уметь воспроизводить и находить физические величины

оформить л/р

21.04

Строение атома и атомного ядра – 13ч

53/1

Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Открытие протона, нейтрона.

1

КУ

Объяснение учителя  

Таблица «Альфа-, бета- и гамма лучи».

Модель опыта Резерфорда. Таблица «опыт Резерфорда». ПК.

ФО

Знать: понятия радиоактивность, альфа-, бета-, гамма – частицы, сущность планетарной модели

Уметь: описывать состав атома, схематически изображать строение атома

§65,66,69,70, вопросы

2.04

54/2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

УОНМ

Объяснение учителя  

Решение типовых задач на написание ядерных реакций

ТЗ

Знать: законы сохранения заряда и массового числа, правила смещения, устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона

Уметь: находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов

§67 вопросы Упр.51(1,2,4

4.04

55/3

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

УОНМ

Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.

ФО

Знать: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона

§68, вопросы

9.04

56/4

Открытие протона.

Открытие нейтрона.

1

УП

Сообщения учащихся по п. 69,70 заполнение таблицы «Общие сведения о

протоне и нейтроне»

Объяснение учителя  п. 71

л/р № 6

Уметь: экспериментально определять треки заряженных частиц по готовым фотографиям

§69,70 Упр.52

11.04

57/5

Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы.

1

КУ

ПК.

СР

Знать: понятия: массовое число, зарядовое число, общие сведения о ядерных силах

Уметь: описывать состав ядра атома

§71, вопросы Упр.53(1,2).

16.04

58/6

Энергия связи. Дефект масс.

1

УОНМ

Объяснение учителя

Решение задач на

нахождение дефекта масс, энергии связи лития

ФО

Знать: понятия дефект масс, энергия связи, формулы дефекта масс, энергии связи

Уметь: рассчитывать дефект масс, энергию связи

§72,73, вопросы

18.04

59/7

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

КУ

Объяснение учителя

Таблица «Деление ядер урана».

СР

Знать: понятия цепная реакция, критическая масса,  механизм деления ядер урана

§74,75, вопросы

23.04

60/8

Л/р №5«Изучение деления ядер атома урана по фотографиям треков»

1

УП

Выполнение работы по инструкции с. 237

л/р № 5

Уметь: экспериментально определять деления ядер атома урана по фотографиям треков

оформить л/р

25.04

61/9

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

УОНМ

Объяснение учителя

Сообщения учащихся по Доклад «Чернобыльская катастрофа»

ФО

Знать: понятия ядерный реактор, принцип действия ядерного реактора

§76,77, вопросы

30.04

62/10

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.  

1

УП

Самостоятельное изучение п. 78

ФО

Знать: понятия поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза

Уметь: экспериментально

определять естественный радиационный  фон дозиметром

§78, вопросы

2.05

63/11

Термоядерная реакция.

1

УОНМ

Самостоятельное изучение

Решение типовых задач на описание состава атома, нахождение дефекта масс, энергии связи, написание ядерных реакций

ФО

Знать: понятия термоядерная реакция, условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций

§79, вопросы

7.05

64/12

Обобщение темы « Строение атома и атомного ядра».

1

УОСЗ

Решение типовых задач

ТЗ

Уметь работать с физическими    величинами, входящими в формулу  

повторить

§ 65 – 79.

9.05

65/13

Контрольная работа№5 «Строение атома и атомного ядра».

1

УПЗУ

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

К/р 5

Уметь воспроизводить и находить физические величины

14.05

66-68

Резерв времени

3

УПЗУ

Анализ контрольной работы

Тестирование учащихся

16,18,23.05

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

КУ — комбинированный урок.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок проверки  знаний и умений.

УП — урок практикум

Виды контроля:

ТЗ — тренировочная работа

СР — самостоятельная работа.

КР — контрольная работа.

ТС – тестовая работа

ФО - фронтальный опрос

Д – физический диктант


Для достижения поставленной цели используется  

Учебно-методический комплекс:

Учебник:

1. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «Физика –9 класс», «Дрофа», 2009 г.Сборники задач:

2. Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М.,

«Просвещение», 2006 год.

2. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы

«Кинематика», Волгоград, изд. «Учитель»,2006 Г.

3. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9

классы»,М., «Просвещение», 2008 г.

4. Г.Н.Степанова «Сборник задач по физике для 9-11 классов», М.,

«Просвещение», 2006 г.

5. А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике для 10-11 классов» М., «Дрофа»,

2010 г.

Методическая литература для учителя:

1. Сборник нормативных документов по физике, «Дрофа», М.. 2006 г.

2. В.А.Шевцов «Физика. Тренажеры», «Учитель», 2005г

3. Справочник школьника по физике 7 –11 классы», Дрофа», 2008 г.

4. И.И.Мокрова «Поурочные планы 9 класс»,Волгоград

5. А.А.Фадеева «Физика карточки задания 9 класс», М., Просвещение»,

2009г.

6. А.Е Марон, Е.А. Марон «Дидактические материалы по физике 9 класс», М.,

«Дрофа», 2010 г.

7. В.С.Лебединская «Физика 9 класс. Диагностика предметнойобученности.

Контрольно - тренировочные задания. Диагностические тесты и карты».

Волгоград, изд. «Учитель»,2009

8. В.А.Волков «Поурочные разработки по физике 9 класс»,М., «ВАКО»,2006 .

9. Л.А. Щербаченко, А.Д. Афанасьев, В.А. Карнаков, Я.В. Ежова, В.В. Чумак

«Механика. Динамика», Иркутск, ИГУ, 2005 год.

10.А. Алексеев «Школьный репетитор Физика 7-11 классы с мультимедийной

обучающей системой», Москва, Сан - Петербург и др.,2008 г.11.Г.А. Фадеева,

В.А. Попова «Физика и экология 7 -11 классы», Волгоград, изд. «Учитель»,2003 г.

12.А.А. Покровский «Демонстрационный эксперимент по физике в средней

школе», Москва, «Просвещение», 2008г.

13.И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе», М.,

Просвещение».

14.В.А.Шевцов «Физика. Поурочные планы по отдельным темам», Волгоград

15.С.В.Боборова «Поурочные планы Физика 9 класс», Волгоград, «Учитель».

16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

17. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для

образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.

18. Алексеева М. Н.Физика – юным. Книга для внеклассного чтения. - М.:  Просвещение, 1980.

19. Волков В. А. Поурочные разработки по физике 9 класс. -М.: «Вако», 2005.

20. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

21.  Кириллова И. Г.Книга для чтения по физике. Учебное пособие. - М.:    Просвещение, 1986.

22.  Куприн М. Я.Физика в сельском хозяйстве. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.

21. Ланина И. Я.Не уроком единым. Учебное издание. - М.: Просвещение, 1991.

23.Ланина И. Я.100 игр по физике.  Учебное издание. - М.: Просвещение, 1995.

24. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1992.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов

по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса,

прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток,

 соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп,

высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик, нить, секундомер (или метроном)

Работа №4. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

Работы №5. Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.Планируемые результаты при изучении курса физики

Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

1. Контрольная работа №1 «Основы кинематики».

2. Контрольная работа №2 «Основы динамики».

3. Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук.»

4. Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления».

5. Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.Формы организации образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...