"Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики"
статья по физике на тему

Сарангова Жанна Валерьевна

 

При  системно-деятельностном подходе к обучению у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sisemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уттинская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Ширяева»

Реализация

системно-деятельностного подхода

в преподавании физики

Автор: Сарангова Ж.В

Учитель физики и математики

Утта, 2011г

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. В ФГОС красной нитью проходит переход от  простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование  универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций  учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Большая роль при этом отводится естественнонаучным дисциплинам. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике такие  педагогические технологии  как исследовательские, проектные, информационные, ТРИЗ, кооперативно-групповые и другие, которые позволяют учителю перейти на качественно новый уровень работы, направленный на достижение основных результатов обучения и воспитания.  При  системно-деятельностном подходе к обучению у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Современные психолого-педагогические исследования показали, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. 

Особенностью предмета физика является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В процессе обучения физики, основное внимание, согласно новым требованиям ФГОС,  уделяю  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Реализацию системно-деятельностного подхода в преподавании физики осуществляю через  решение следующих основных задач:

 
-освоение структуры деятельности с позиции системно-деятельностного подхода;


-дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;


-разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих системно - деятельностный подход в обучении;

 
-создание простой и объективной системы мониторинга, рефлексия учебно-познавательной деятельности.


             Особенности предмета физика позволяют широко применять в учебном процессе такие методы обучения как исследовательский и проектный, такие технологии как ТРИЗ (технология решения изобретательских задач),  и кооперативно-групповая. В своей работе я применяю такие методы обучения как «Карусель» (при изучении нового материала), «Символический микрофон» (при закреплении темы,  рефлексии), «Мозговой штурм» (при решении задач), «Дерево решений» (при поиске оптимальных вариантов решения проблемы), «Найди ошибку!» (поиск и исправление ошибок в решении), «Эстафета», «Физико-математический экспресс», а также методы проектной технологии. Все эти активные методы обучения развивают у учащихся личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.

     Физика – наука экспериментальная. Каждый урок физики сопровождается проведением опыта, с последующим обсуждением увиденного и выводом.  Во время проведения лабораторной работы учащиеся работают в паре. В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать вывод о проделанной работе. Для более подготовленных учеников у меня есть всегда дополнительные творческие задания.  Работа в паре и  в группах позволяет развивать  коммуникативные качества личности.

 Мои ученики составляют кроссворды, сообщения, пишут сочинения к изученной теме, что позволяет им проявить свои творческие способности.

Создание электронных презентаций формирует умение использовать информационные технологии в процессе обучения.

Создание действующих моделей для изучения физических явлений и законов развивает изобретательские способности учащихся. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а  значит более интересной и понятной для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода.

Данная статья  рассказывает о ресурсах, с помощью которых педагог может сделать урок более интересным и продуктивным....

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...