Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
статья по английскому языку по теме

Материалы с выступления на ГМО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная ситуация как способ реализации системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС II поколения Составитель: Лебедева М.Ю. Учитель английского языка МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина

Слайд 2

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Инструкция к новой технике Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

Слайд 3

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит ученика в ситуацию затруднения. Ученик формулирует цель: «Чего я хочу добиться?» 2. Ученик обдумывает варианты решения, определяет, хватит ли знаний и умений. 3. Ученик пытается решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, ученик сравнивает его с целью. Делает вывод – добился своего или нет. Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д / з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Слайд 4

Стандарты Стандарты первого поколения. Цель : Сохранение единого базового ядра образования в российских школах. Ориентированы на результаты предметного обучения и сохранение высокого уровня знаний. ( ЗУНы ) Стандарты второго поколения. Цель: Развитие личности и компетентностный подход (иными словами, образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу»). Ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности.

Слайд 5

Принципы стандартов второго поколения Непрерывность образования Учет возрастных возможностей ребенка Учет его индивидуальных возможностей Здоровьесбережение Взаимосвязь с окружающим миром Развитие личности как субъекта творческой деятельности Признание ребенка как активного субъекта познания Доступность и достаточность Духовно-нравственное воспитание Психологическая адаптация Взаимодействие семьи и педагога

Слайд 6

Особенности Стандарта второго поколения Системно-деятельностный подход Фундаментальное ядро содержания Формируемые универсальные учебные действия Новые подходы к оцениванию Педагогика сотрудничества

Слайд 7

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения формирование универсальных способов действий

Слайд 8

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Слайд 9

ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий ( КИМы : вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 10

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Слайд 12

Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

Слайд 13

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами социально-статусных отношений: Урок-телемост; Обсуждение прав и обязанностей граждан других стран; Беседа о традициях, обычаях, быте, страны изучаемого языка.

Слайд 14

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами ролевых взаимоотношений: (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, на их мотивацию к изучению языка) соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Слайд 15

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации отношений совместной творческой, к онструкторской деятельности: « Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …»

Слайд 16

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности : эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

Слайд 17

Некоторые примеры учебной деятельности: Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова , устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Чтение (вслух и “ про себя ” ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, творческие работы)

Слайд 18

Позиционирование учителя на уроке Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ученика от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй ученика.



Предварительный просмотр:

Учебная ситуация как способ реализации системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС II поколения.

Слайд 1.Нужны ли перемены в образовании вообще?

Как известно, количество информации, с которой сталкиваются дети в школе, и которую они должны усвоить каждые 10 лет удваивается. Поэтому сейчас особенно важно умение отбирать из моря разнообразной информации только самое главное. Этому противоречит традиционное массовое восприятие : все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.

Слайд 2. В  жизни нам постоянно приходится решать различные проблемы. А учит ли этому школа?

Слайд 3. Безусловно, переход к новым стандартам необходим.

Слайд 4 . Принципы стандартов нового поколения.

Слайд 5. Одной из главных особенностей стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход  служит основой  реализации основной образовательной программы среднего образования  и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание  решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Слайд 6,7. Основной задачей педагога становится создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Слайд 8. Чтобы получить новый образовательный результат, нужно ответить на 3 главные вопроса: Зачем учить? Чему учить? Как учить?

Слайд 9. Для того, чтобы добиться наилучшего результата, необходимо правильно организовать деятельность учеников. А для этого необходимо применение на уроке современных образовательных технологий.

Слайд 10. Базовые технологии стандартов второго поколения. Поподробнее остановимся на технологии, основанной  на создании учебной ситуации . Ситуация – это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегрированная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся. По мнению Пассова Е. И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать их в учебном процессе и создавать условия, адекватные реальным.

Слайд 11 – 17. – по Пассову.

Кузовлев В. П. определяет так же несколько типов ситуаций общения на уроке:

  1. ситуации реальные

Реальные ситуации – это ситуации максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимость вести разговор на иностранном языке. Например, учитель говорит учащимся: «Представьте, что вы находитесь в чужом городе. Расспросите прохожих (класс), где находится улица, отель и т.д.» Здесь ученикам необходимо вообразить себя в роли, а также иметь желание участвовать в своего рода игре.

2 Воображаемые стандартные ситуации требуют описания следующего характера «Представь себе…»

  1. Ситуации проблемные.

Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в методике. При создании проблемной ситуации учащийся не является носителем роли, он выражает свое мнение, отношение и оценку, соглашается  или опровергает мнение собеседнике, строит систему доказательств своей точки зрения. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке.

Например. 9 класс. Тема «Здоровый образ жизни». Учитель говорит: «Сейчас на улице весна, а многие подростки выглядят усталыми и бледными. Как выдумаете, почему?»

  1. Ситуации деловые

Например. 6 класс. Тема «Покупки». Дети получают задание: «Представьте, что вы получили квартиру. Позвоните в магазин и закажите необходимые товары»

 5. Ситуации могут быть также условными, воображаемыми, фантастическими и даже сказочными.

Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, учитель должен представить себе её структуру.

  1. Прежде всего, она включает определенный отрезок действительности, предполагающей конкретное место и время действия;
  2. Далее ситуация включает действующих лиц – собеседников со всеми присущими им характеристиками и определенными отношениями друг к другу, влияющими на речевые намерения говорящих;
  3. Очень важно «пропускать» ситуацию через себя, придавая ей личностный характер

Личностная ориентация значительно повышает эффект усвоения иностранного языка, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно.

Ставя учащихся в ту или иную ситуацию, будь она реальной или условной, важно предусмотреть обеспеченность ее языковым материалом. С этой точки зрения нужно иметь ввиду деление ситуаций на стандартные и нестандартные. Стандартные ситуации отражают повторяющиеся моменты действительности, их обслуживает стереотипный языковой материал. Стандартные ситуации содержат гораздо больше материала и речевых клише, которые используются в готовом виде.

Нестандартные ситуации обычно наслаиваются на стандартные.

Существенным для обеспечения ситуаций языковым материалом является выделение двух уровней речи: подготовленного и неподготовленного. Подготовленный уровень речи предполагает предварительное обеспечение её языковым материалом. При этом выделяется также время на подготовку.

Неподготовленная речь в данный конкретный момент осуществляется без всякой подготовки во времени и без опор извне. Предполагается, что такие опоры уже существуют в распоряжении учащегося и извлекаются стимулом, идущим от ситуации. Неподготовленная речь готовится практически всем процессом обучения; при этом подготовленная речь выполняет роль репетиции для нее.

Неподготовленными ситуациями общения можно считать проблемные ситуации, подготовленными ситуациями можно назвать ролевые игры.

Ещё хочется остановиться над использованием ситуаций при введении лексического материала. Поскольку речь ситуативна, то можно использовать ситуации с самого начала работы над словом. При этом ситуацию будем понимать как совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых ученику. Вопрос об использовании ситуаций при презентации лексики ещё широко не освещался. В практике такие ситуации создаются преимущественно с помощью предметной и иллюстрированной наглядности.

При введении лексического материала акцент делается на отработке языковых средств, ситуация призвана создавать ту коммуникативную направленность, которая будет способствовать употреблению слов в речи.

Коммуникативный фон, создаваемый ситуациями при презентации будет направлять внимание школьников на вероятный замысел высказывания, реализация которого может быть осуществлена с использованием введенной лексики.

Таким образом, ситуации при введении и закреплении нового лексического материала является как бы ступенью подготовки к реализации ситуаций в речи учащихся.

Примерами ситуаций при презентации лексики могут служить такие ситуации. Тема «В магазине». Задание: «Какие бы продукты  ты купил, чтобы угостить товарища?» Или 8 класс. Тема «Британцы». Какие черты характера тебе больше всего нравятся в британцах и т.д. В старших классах тоже можно  создать массу актуальных для использования лексики ситуаций.

Очень важным компонентом при создании ситуаций общения является постановка коммуникативных задач. От правильной постановки цели во многом зависит её достижение. Например, дается задание: Расскажите о спортивных мероприятиях в вашей школе. Другое задание: Представьте, что к вам в школу приехал репортер. Как вы думаете, о чем он вас спросит? Что бы вы ему ответили?» Во втором случае активность учащихся будет намного выше.

Ситуацию очень часто нам подсказывает жизнь, но важно, чтобы она подходила для данного урока как можно лучше и способствовала тренировке определенного материала.

В заключение хочется подчеркнуть, что главное в создании речевых ситуаций и вообще в деятельности учителя это – поиск. Нельзя успокаиваться на достигнутом.

Слайд 18. На мой взгляд, тоже очень важны: позиционирование учителя на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

Учебные исследования как способ реализации системно-деятельностного подхода.

Статья посвящена  проблеме организации учебных исследований в школе....

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...