Внеклассное мероприятие по физике "Физика и в шутку и всерьез"
материал по физике (7 класс) на тему

Алексеева Светлана Дмитриевна

Интересные опыты, шуточные задачи в условиях, когда даже при неправильном ответе "неуд" не грозит, способствуют развитию интереса к предмету, помогают запомнить то, что, возможно, было упущено на уроке. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_v_shutku.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедовичская средняя школа № 1»

Внеклассное мероприятие по физике

(в рамках Недели физико-математических  наук)

для 7-х классов

«Физика и в шутку и в серьез»

Учитель: Алексеева С.Д.

2013 – 2014 уч. г.

Тема: Физика и в шутку, и в серьез

Цели: Повысить интерес к новому предмету,

            расширить кругозор учащихся,

            показать применение теоретических

            знаний на практике

Оборудование:  мини лаборатория для демонстрации опытов, выставка книг для дополнительного чтения по физике, отрывок из любого мультфильма  для демонстрации инерции при быстром движении персонажа, жетоны.

Первый чтец: Желаем, друзья,

И в конце, и в начале,

Чтоб вы ни минуты

У нас не скучали.

Второй чтец: Что-то трудным вам покажется,

Что-то рассмешит до слез.

Ведь мероприятие наше называется

Вместе:             Физика и в шутку  и в серьез.

Ведущий:  для начала проведем небольшую разминку. Порешаем задачи со смешинкой.                  Слушайте внимательно,

                           Отвечайте старательно.

                          О призах не забывайте

                           И жетоны собирайте.

  Первый чтец: (задает задачи)

  Второй чтец: (дает шуточные  ответы, выслушав ответы зрителей)    

(помощники раздают жетоны)

ЗАДАЧИ:   

  1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  2. Тетя Уля упала в речку вместе с жирным гусем. Гусь вышел на берег сухой, а тетя Уля выползла вся мокрая. Почему?
  3. Набившись в бочку, словно у них там час пик, селедки требуют побольше соли и сразу закрывают за собой крышку  бочки. Попробуйте проникнуть внутренним взором в бочку к селедкам и скажите, чем там с ними соль занимается?
  4. Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем?

ОТВЕТЫ:  

  1. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.
  2. К тете Уле молекулы воды тянутся всей душой и притягиваются сильней, чем друг к другу. А к жирному гусю  им притягиваться противно. Молекулы воды крепко держатся друг за дружку и к гусю не идут. Тетя Уля смачивается, а гусь – нет.
  3. Диффузией. И очень успешно. Скоро попробуем селедку вкусного посола.
  4. И то и другое. А папа еще и отлупит.

Ведущий:  Физика – наука  экспериментальная. Поэтому мы проведем несколько опытов, возможно, вам уже известных и новых из тех разделов физики, с которыми вам еще только предстоит познакомиться.

 Ваша задача – обосновать  (назвать закон или явление) почему  или как это получилось.

Помощники демонстрируют опыты.

  Первый помощник: монета в стакан.

  Второй  помощник: монета с руки.

Демонстрация отрывка из мультфильма.

Ответ зрителя: первая монета упала в стакан, вторая монета оказалась у второго помощника, шапка  персонажа из мультфильма слетела с его головы под действием такого явления, как инерция.

Демонстрация опытов под девизом:        «Ох, и нелегка эта работа –

                                                                        из бота тащить бегемота».

Первый помощник: перемещение небольшого груза с обрывом нити  и более значительного груза без обрыва нити.

Ответ зрителя: при резком рывке даже при небольшом грузе нить рвется потому, что сила прикладывается к самой нити, а груз остается в состоянии покоя под действием инерции, а при плавном перемещении груза, даже если его масса больше, сила прикладывается к самому грузу.

Дополнительный вопрос ведущего:  где и когда в жизни это можно использовать? 

Ответ зрителя:  1. при буксировке машин или любого судна на реке движение надо стараться выполнять плавно, чтобы не порвался трос;

                              2. на рыбалке рыбу  надо « выдергивать» из воды не резко, а плавно, чтобы не сорвалась.

Второй  помощник: плавающая картошка.

Ответ зрителя: картошка плавает из-за разной плотности воды, в которую она помещалась.

Ведущий:  Молодцы, ребята! Вы внимательно следили за моими помощниками и смогли правильно объяснить причины и  законы, по которым выполнялись опыты.  Среди вас есть, наверное, желающие показать свои опыты.

Опыты от зрителей:

Ведущий:  А сейчас небольшая перемена, но для того, чтобы она прошла с пользой у нас есть веселые задачи.

Первый чтец: ЗАДАЧИ:

  1. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке  толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная полиция и ними справиться?
  2. Чем отличается масса трех кубометров дров от масс трех кубометров дыма?
  3. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты, как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?
  4. Если бы физики решили всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности сил?

 Второй чтец: ОТВЕТЫ:

  1. Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то полиция,  с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
  2. Хотя с виду этого не скажешь, масса дров гораздо больше. Это потому, что дым не такой плотный, каким кажется издалека.
  3. Потому что и мы, и американцы, и Земля – все взаимно притягиваемся друг к другу. Это называется всемирным тяготением. Вот почему нас всех так и тянет в Америку.
  4.  Не национальность. И не злость или доброта. Физики не делят силы на добрые и злые. Три графы в паспорте были бы:  Модуль, Направление. Точка приложения. А еще может быть графа: характер или происхождение. Не потому, что бывают взбалмошные, но покладистые силы, а потому, что  они бывают, например, гравитационные или электрические.

Ведущий:  Теперь же время пришло выйти на сцену Магистру физики.

Магистр демонстрирует опыты с использованием свечки, спичек.

  1. Достать монету из воды, не намочив и пальца.
  2. «Проголодавшаяся» банка.
  3. «Липкие» листочки, но без клея.  (от потока воздуха) – Практиче6ское применение: запрет на плавание судов и полеты самолетов параллельными курсами в непосредственной близости друг от друга)
  4. Нахождение центра тяжести плоской фигуры неопределенной формы с имеющейся «дыркой»  и центра тяжести кольца.
  5. «Один против нескольких»: кто сильнее? Равновесие монет на линейке.

 Ведущий:  Наши зрители, вы  уже, наверно, засиделись.  Давайте поиграем.

 Игры со зрителями.

  • Чьих монет больше? Опустить в полный стакан с водой как можно больше монет, не пролив ни капли.
  • Встать со стула! Условие: ноги и спина должны быть перпендикулярны сидению стула, наклоняться и передвигать ноги нельзя.
  • Поднять ручку с пола, лежащую у ног. Условие: пятки и спина должны быть плотно прижаты к стене.
  • Волшебное вращение! Вращение на грации. Условие: руки сначала прижаты к телу, а потом выпрямлены – в итоге вращение замедляется. Если положение рук изменить наоборот – вращение усиливается. Практическое применение – фигуристы этот эффект используют в своих программах при вращениях для увеличения или уменьшения скорости вращения.

 Ведущий:  И так пришло время подводить итоги. Пока мои помощники подсчитают жетоны, вами заработанные, решите еще несколько задач.

Первый чтец: ЗАДАЧИ:

  1. Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Чем давит джин, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног, ни других частей тела?
  2.  Почему  никому еще не удалось надуть квадратный воздушный шарик, чтобы он летал в виде куба?
  3. Два сообщающихся сосуда сообщили друг другу, что в них льют несмешивающиеся жидкости разной плотности. Установятся ли эти жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, если жидкости с вдвое большей плотностью нальют вдвое больше?
  4.  Можно ли, пользуясь поршневым насосом, через шланг накачать воду из лужи во дворе в кабинет физики, который находится на последнем, пятом этаже школы, на высоте 17 м?

Второй чтец:  ОТВЕТЫ:

  1. Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри бутылки, весь состоит  из маленьких злобных молекул, которые, как и молекулы  любого другого газа, все время беспорядочно движутся. Ими джин и лупит во все стороны.
  2.  Воздух в шарике, как и любой газ, давит на стенки оболочки во все стороны одинаково, поэтому оболочка, как только ее надули, принимает шарообразную форму.
  3.  Никогда! Уровень жидкости с меньшей плотностью все равно окажется выше. Зато давление на дно обоих сосудов будет одинаковое. Ищи справедливость на дне сообщающихся сосудов.  В сообщающихся сосудах высоты столбов двух разнородных жидкостей обратно пропорциональны плотностям жидкостей, а не их количеству.
  4.   К сожалению, ничего не выйдет. С помощью поршневого насоса можно поднять воду только до той высоты, до которой она сама под давлением атмосферы лезет в шланг, из которого высосали воздух – до 10,3 м. Но если вы все-таки решите сорвать урок физики, носите воду ведрами.

Подведение итогов, награждение победителей и участников.

Ведущий:  мы показали и провели только маленькую часть того, с чем вы уже знакомы, немного коснулись будущего.

Физика увлекательна и многогранна.  Изучать ее можно не только на уроках.  Здесь представлена небольшая выставка книг, из которых вы сможете узнать много нового и интересного.

Надеемся, что вы провели время нескучно и с пользой.

И в шутку и в серьез.

Мероприятие закончено.

Спасибо всем за внимание и участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку "И в шутку и всерьез"

Викторина  содержит разнообразные занимательные  задания по темам "Стили речи" и "Лексика и фразеология". Целью мероприятия является развитие речи учащихся, повышение мотивации изучения указ...

внеклассное мероприятие "с физикой- и в шутку ,и всерьёз!"

Эту игру  я провожу в рамках предметной недели.Игра дает положительные резуль­таты: она актуализирует знания, поднимает интерес, вызывает массу чувств (ведь заня­тие проходит с высоким эмоциональ...

Сценарий мероприятия "И в шутку и всерьез"

Сценарий для проведения внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие по информатике «И В ШУТКУ, И В СЕРЬЕЗ»

Мероприятие для закрепления знаний, умений навыков по основным темам учебного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе....

Внеклассное мероприятие по информатике "И в шутку, и всерьез"

Разработка внеклассного мероприятия включает интересные и познавательные задания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»...