Задания по физике на познавательную активность
материал по физике по теме

физика и поэзия, кроссворд, физические загадки, ребус,физика и история,шарады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_fizike_na_aktivnost.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРЕСНАЯ ФИЗИКА

Цель: Повышение познавательной активности у учащихся, расширение знаний учащихся.

«Давление жидкости и газов. Плавание тел».

 В начале урока, можно разделить класс на несколько команд или в личном первенстве, дать цепочку из незаполненных формул:

  F=… *g

… =…*V

…  =…. *g*h

h=… /…*…

… =… *…*V

«Физика и история»

В этом задании нужно установить соответствие между фамилией учёного и информацией о нём.

1. Архимед

А) Он сказал: «И всё-таки она вертится!»

2. Джордано Бруно

Б) Он изобрёл источник постоянного тока (гальванический элемент)

3. Галилео Галилей

В) Он пошёл на костёр, не отказавшись от своих убеждений

4. Леонардо да Винчи

Г) Он сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

5. Алесандро Вольта

И художник, и механик

Таблица правильных ответов

1. Архимед

Г) Он сказал «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

2. Джордано Бруно

В) Он пошёл на костёр, не отказавшись от своих убеждений

3. Галилео Галилей

А) Он сказал: «И всё-таки она вертится!»

4. Леонардо да Винчи

И художник, и механик

5. Алесандро Вольта

Б) Он изобрёл источник постоянного тока (гальванический элемент)

«Шарада»

Возьми-ка лист бумаги белой
И напиши на ней ты смело:
Первый слог – грозы всей школы,
Это ведь тебе не ново?
И две других ты буквы знаешь,
Их говоришь, когда взять что-то предлагаешь.
Подумай дальше, не спеши –
И ноту третью напиши.
Отдохнёт твоя рука,
Когда в конце поставишь «ка».
Выигрывает команда, которая быстрее разгадает шараду.

Ответ: динамика.

«Приплюсуем – вычтем»

Слово, которое нужно угадать ученикам – есть физическое понятие. По заданию, оно является либо частью какого-нибудь слова, либо его дополнением.

Алиса – А

Топка + И

Динар + А

Ряд + О

Алмаз + П

Метро + О

Лапа + М

Кузов – О

Лом – Л

Пара – А

Колба – А

Гол  + У

Физическая загадки

Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Я снова плитку шоколадную

Вмиг поднимаю в высоту. (Подъёмный кран)

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелки есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться. (Компас)

Всем поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда облака. (Барометр)

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы)

То как арбузы велики,

То словно яблоки, мелки.

Они не могут говорить,

Но могут массу определить. (Гири)

Я под мышкой посижу,

И что делать расскажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.  (Термометр)

Весь век идёт Ерёмушка,

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы)

Никто его не видывал,

А слышать – каждый слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка – кричит. (Эхо)

Быстро, быстро я бегу.

Кому угодно помогу.

Но иногда я так «стреляю»,

Что пожары вызываю,

И даже насмерть убиваю. (Электрический ток)

Мелкой бабочкой являюсь

И единицей измерения,

Одну букву заменить

И буду химсоединением.  (Моль – соль)

У планет она большая,

Минимальна у частиц.

Её на глаз не измеряют,

Ведь у неё не мало лиц.  (Масса)

Никто и ничто меня не остановит

Можно только отсчитать,

Я бесконечности равняюсь

Со Вселенною под стать. (Время)

Бываю часто вертикальна,

Могу любой наклон принять,

Могу я лечь горизонтально,

Могу размер определять.

Могу в кольцо, спираль свернуться,

Могу я змейкой проползти,

Могу опять назад вернуться,

Могу огромный путь пройти.  (Длина)

Я всей Вселенной управляю,

Тела в движенье привожу,

С любой работой я справляюсь

И хороводы я вожу.  (Сила)

Бываю я и постоянной

А чаще – переменной,

А иногда мгновенной. (Скорость)

 

Вы его в руках держали,

Когда лабораторную выполняли.

Им силу тока изменяют,

Когда что-то в нём сдвигают. (Реостат)

В нашей комнате окно

Есть волшебное одно.

В нём летают чудо – птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идёт,

А зимою – сад цветёт.

В том окне чудес полно

Что же это за окно?  (телевизор)

Над водою ушко, под водою брюшко.

                                                           (Айсберг)

Мимо рощи, мимо яра, мчит без дыма и без пара.

Лишь колёсный перестук слышен далеко вокруг.

                                                            (Электропоезд)

Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается.

                                                             (Утюг)

Очень строгий контролёр со стены глядит в упор.

Смотрит, не моргает. Стоит только свет зажечь,

Иль включить на кухне печь – всё на ус мотает.

                                                           (Электросчетчик)

                               

Поутру -  в  сажень, в полдень – с ладонь, к вечеру – через поле хватает.

                                                           (Тень)

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

                                                          (Солнечный зайчик)

Языка нет, а правду скажет.

                                                           (Зеркало)

Своих глаз нет, а видит далеко.

                                                         (Бинокль)

«Физика в поэзии»

1. Отцепленный вагон (Ю. П. Кузнецов)

    Только поезд пройдёт вдоль разъезда,

    Нам покажется – мы не стоим,

    А безмолвно срываемся с места.

(Ю. П. Кузнецов)

Какой физический принцип иллюстрирует этот отрывок?

Ответ: принцип относительности движения.

2. Электра (Софокл)

   Довольно слов. В своём вращенье небо

   Нам много дней, Электра, ниспошлёт.

Что с точки зрения физики неверно в этом поэтическом фрагменте?

Ответ: Иллюзия вращения неба создаётся из-за суточного вращения Земли.

3. Дон Жуан (Дж.Г. Байрон)

    Так человека яблоко сгубило,

    Но яблоко его же и спасло, -

    Ведь Ньютона открытие разбило

    Неведенья мучительное зло.

О каком открытии И. Ньютона идёт речь в этих строках?  

Ответ: закон Всемирного тяготения.

4. Борис Годунов (А.С. Пушкин)

    Один

    Все плачут,

    Заплачем, брат, и мы.

    Другой

    Я силюсь, брат.

    Да не могу.

    Первый

    Нет ли луку?

Зачем персонажам потребовался лук?

Ответ: в результате явления диффузии, едкие летучие вещества, содержащиеся в луке, вызывают слезотечение.

5. С треском лопнул кувшин  (Мацуо Басё)

    С треском лопнул кувшин;

    Ночью вода в нём замёрзла,

    Я пробудился вдруг.

Почему вода при замерзании разорвала кувшин?

Ответ: при замерзании вода расширилась в объёме и разорвала кувшин.

  1. Успокоение (Ф.И. Тютчев)
    Гроза прошла – ещё курясь, лежал
    Высокий дуб, перунами сражённый,
    И сизый дым с ветвей его бежал
    По зелени, грозою освежённой.
    Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ответ: у дуба более мощная корневая система, чем у других деревьев, т.е. он лучше заземлён.

  1. При повторении темы «Давление» можно предложить учащимся отрывок стихотворения:

Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось,

Так просто бежит по болоту?

  1. При изучении темы «Сила Архимеда» можно привести отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказский пленник»:

… Глядят на мутный ток реки,

Склонясь на копья боевые.

Ах! Как желал бы там он быть;

Но цепь мешала переплыть…»

Вопрос: «Почему с тяжелой цепью невозможно переплыть?»

  1. При изучении темы «Криволинейное движение» можно привести отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Вопрос: «Как называется такое движение кота?»

«Вычислите скорость и частоту движения кота, если за 1 минуту он делает 2 оборота, длина золотой цепи равна 4м и цепь имеет форму окружности».

  1. При изучении темы «Испарение» можно вспомнить «Божественную комедию» итальянского поэта Данте Алигьери, который жил на стыке средневековья и нового времени:

И как с конца палимое бревно

От тока ветра и его накала

В другом конце трещит и слез полно…»

Вопрос: «Почему горящее бревно трещит?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики

Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...

Статья на тему: «Эксперимент - одно из условий развития познавательной активности учащихся на уроках физики»

Физика — это наука понимать природу.Э.Роджерс.На протяжении нескольких десятков лет составители программ ставили перед собой лишь один вопрос: какую часть из физической науки включить в школьную...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

Выдвижение новых концептуальных основ современного образования позволило подойти к проблеме развития познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий с новых позиций и сде...

Роль самостоятельной работы обучающихся на уроках физики в развитии познавательной активности.

Статья раскрывает роль самостоятельной работы в обучении физики при переходе на новые ФГОС. Представлены виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики....

Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...

Проект по физике "Развитие самостоятельности и познавательной активности школьников на уроках физики"

 Воспитание нового человека, воспитание поколений людей, которые поднялись бы на более высокий уровень образованности, культуры, нравственного совершенства , профессионального мастерства и...